Три головы современности

Издание «Российская газета» 

Театр-студия «Грань» открыла 50-й сезон постановкой пьесы Шварца «Дракон»

В черно-белых тонах, почти дословно, для убедительности «сдобренная» еще отсылками к Бродскому, Чехову, Шекспиру и библейским историям (это на внимательного зрителя). Сказка для взрослых, которую Евгений Шварц писал в блокадном Ленинграде и которую потом еще долго держали под сукном, усматривая намеки на власть, ожила на подмостках «Грани». В постановке худрука театра Дениса Бокурадзе она оказалась вновь современной, даже и без экивоков на политику.

«Когда ты слышишь в спектакле тексты, написанные в 1943 году: «сахар, молоко, гречка — такие нервные продукты, которые, услышав шум боя, убегают сразу с прилавков», и тут ты сам попадаешь в этот период в реальных обстоятельствах… И то, что есть в пьесе — «чтобы не распространялась эпидемия, не смотрите на небо, вам будут все рассказывать, не составляйте своего мнения» — это все, безусловно, актуально ложится на сегодняшний день, — поясняет Бокурадзе. — Хотя, конечно, было не под пандемию взято. Как часто бывает, жизнь оказалась мудрее нас, и она выстраивает свои параллели. Мне кажется, в этом в театре как раз и есть современность: не джинсы и майку надеть, а когда смыслы современны».

 Работа над спектаклем «Дракон» началась в «Грани» осенью прошлого года, премьеру планировали на май 2020-го, но из-за пандемии показ спектакля состоялся только в октябре.

В основе действа — история о Драконе, который вот уже 400 лет держит в страхе город, «в котором ничего не случается». Чудовище не просто собирает с жителей дань, но и каждый год забирает себе самую красивую девушку. Наверняка сюжет знаком даже не читавшим пьесу Шварца, но смотревшим фильм Марка Захарова «Убить дракона». Но в отличие от лиричного захаровского кино, в «Грани» я не увидела никакого света в конце сражения. Даже Эльза (исполнитель Юлия Бокурадзе), девушка, которую спасает от Дракона рыцарь Ланцелот, в финале почти превращается в Надежду Константиновну Крупскую, кричащую со сцены свой беспристрастный монолог. Роль Ланцелота в спектакле сыграл новый актер театра Никита Башков — выпускник Академии Никиты Михалкова. Как сам признался, переехал из Москвы ради работы в новокуйбышевской «Грани».

Пьесу брали не под пандемию, конечно. Но жизнь оказалась мудрее нас, и она выстраивает свои параллели»

Альтер-эго рыцаря — кот Машенька (помните, там с полом хозяева намудрили), которого убедительно представил в спектакле Арсений Плаксин. Он же написал и музыку к постановке.

— Основная маршевая тема — это мое видение из сейчас того Советского Союза и вообще того, о чем Шварц писал. Он такой неровный марш, в котором вся музыка ломается, — поясняет композитор.

На сцене ломается и привычная трактовка пьесы про «тоталитаризм», появляются совершенно новые грани. «Дракон» получается про свободу внешнюю (героев ведь никто не держит взаперти) и внутреннюю, когда человек и сам давно не хочет ничего менять. По замыслу постановщиков, спектакль — это «печальная история, в которой улыбаются». Но вот улыбок я не увидела ни на сцене, ни в зале, да и у себя в душе не нашла, разве что жесткий сарказм. Ибо Дракона невозможно убить, он переселяется в каждого своего победителя. И неизвестно, кто окажется следующим.

Автор: Ирина Чечурина

Источник: Российская газета — Неделя — Средняя Волга № 238(8292)

0 comments on “Три головы современности

Comments are closed.