СКРИПКА РОТШИЛЬДА

14 ноября 2020 года в Новокуйбышевске Фестиваль «Золотая Маска» представит спектакль «Скрипка Ротшильда» московского театра МТЮЗ.

Начало в 19:00 на сцене Театрально-концертного комплекса «Дворец культуры»

Режиссер Кама Гинкас
Пространство: Сергей Бархин
Артисты: Валерий Баринов, Игорь Ясулович, Арина Нестерова, Алексей Дубровский, Антон Коршунов
Продолжительность 1 ч. 40 мин.

Премии «Золотая Маска» 2006 года – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа художника». Номинации на Премию – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль» (Валерий Баринов).

«Это спектакль о человеке, который ненавидел другого человека только за то, что тот самую веселую музыку умудрялся играть печально. Тем не менее, свою скрипку, на которой изливал душу, он завещал, почему-то, именно этому заклятому врагу…

Это спектакль о старом гробовщике, который обижался, что люди мрут не слишком часто. Еще живой жене, не дрогнувшей рукой, он сделал гроб, но после смерти ее, почему-то не смог прожить и двух дней.

Может, это такая любовь?..»

Кама Гинкас

«Скрипка Ротшильда» – последняя часть гинкасовской трилогии «Жизнь прекрасна. По Чехову», задуманной давным-давно. Части ее он ставил не по порядку: сначала в ТЮЗе появилась вторая – «Черный монах». Потом первая – «Дама с собачкой». И вот теперь ряд достроен: вслед за безрадостной, отчаянной любовью «Дамы…» идет безумие «Монаха», а за ней – смерть «Скрипки Ротшильда». Именно так выглядит прекрасная жизнь по Чехову и Гинкасу.

Гинкас придумал особый способ переложения чеховской прозы для сцены: он берет ее целиком, практически без купюр, и раскладывает на голоса, как в хоре, создавая диалог из повествования. В случае со «Скрипкой Ротшильда» он довел этот прием до почти до абсурда. В полуторачасовой спектакль для четверых артистов превратился крошечный десятистраничный рассказ, главное событие которого – душевное преображение угрюмого гробовщика Якова, которое он пережил буквально за один день – от смерти жены до своей собственной.

От такого «хорового чтения» чеховский рассказ начинает казаться почти многословным. Все заговорили словами, которые медленно и неуклюже заворочались в тоскующем уме Якова. И это царапающее корявое многословие неожиданно оказалось похоже на разрешение от немоты. Мучительная попытка научиться говорить того, кто прежде был немым, а теперь непривычный голос его и звучит слишком громко, и звук его неприятен.

Медленно, с большими паузами возникающие слова кажутся косноязычием. Герои показывают нам каждое слово, будто протягивают в руках, не умея его назвать. Как старик, недавно научившийся читать, шевелит губами, проговаривая все слова и заново над ними задумываясь. Так возникает ощущение трудной непривычной мысли, неумелого движение души. Из нас, привыкших к быстрым реакциям и стремительному чередованию событий, Гинкас своей корявой медлительностью буквально вытягивает жилы. Уж это-то он умеет — никто так, как он, не умеет причинить зрителю боль, заставить заплакать. И мучительно тянущееся действо о Якове по прозвищу Бронза так же разразится в конце криком и слезами.

Гинкаса считают режиссером жестким, но в сравнении с действительно жестким и суховато-сдержанным рассказом Чехова видно, насколько спектакль сентиментальнее, как обнажено здесь все, что в прозе спрятано. В этом спектакле есть любовь.

«Русский журнал»

Информация и стоимость билетов по телефонам: 8 (84635) 6-98-99, 8 (84635) 6-49-08
Продажа билетов онлайн: www.tkk-dk.ru, www.theatre-gran.ru

0 comments on “СКРИПКА РОТШИЛЬДА

Comments are closed.