Театральная реальность Александра Хохлова

«Волжская коммуна»
Автор — Татьяна Богомолова

В Самаре мало кто знает художника Александра Хохлова, а вот с мастером ХоХом наверняка знакомы многие. На фестивале уличного искусства «Пластилиновый дождь» он помогал желающим мастерить шляпы-цилиндры и зонтики в стиле стимпанк. И нетрудно догадаться, что именно он уже пятый год подряд создает декорации самого фестиваля.

На «Пластилиновом дожде» в первую очередь обращаешь внимание на оформление фестиваля: огромный дирижабль, сшитый словно из лоскутов (это один из символов фестиваля прошлых лет), велосипед, сконструированный из шестеренок, плоскогубцев и молоточков, скульптуры из мешковины в стиле Тима Бертона… Создается впечатление, что делал эти декорации не просто художник, а обязательно театральный. Однако это не так. Александр Хохлов уже шестнадцать лет трудится в Москве в одной из косметических компаний. Дизайнером. А театр, декорации — это скорее хобби. Или игра.
«Свой офис я давно превратил в мастерскую – вокруг меня краски, ножницы, бумага, картон. Но коллеги терпят, руководство с интересом наблюдает и, что важно, легко отпускает, если надо уехать… А в Самару на «Пластилиновый дождь» уже пятый год подряд я приезжаю в отпуск», – говорит Александр.

И все же с театром есть прямая связь. «Вместе с Игорем Шадриным — руководителем театра «Пластилиновый дождь» — мы учились в Самарском институте культуры на режиссерском курсе, — рассказывает Александр. — Потом вместе же работали в тольяттинском театре МДТ у режиссера Дмитрия Квашко. Там до сих пор идут спектакли «Вредные советы», «Три поросенка», которые я когда-то оформлял. Хотя наверняка многое уже поменяли, столько лет прошло. Я работал там и в качестве актера, и как художник. А когда появилась семья, ребенок, понял, что на зарплату артиста не проживешь, и ушел… Но с Самарой, как видите, не расстаюсь».
Оформить фестиваль уличного искусства в стиле стимпанк предложил Александру его друг — Игорь Шадрин. Результат так всем пришелся по душе, что решено было сделать это фирменным стилем «Пластилинового дождя».

Стимпанк – это направление научной фантастики, моделирующее цивилизацию, существующую без электроники, освоившую в совершенстве механику и технологии паровых машин. «Стиль интересный, хотя и немного мрачноватый, — рассказывает художник. — В последнее время появляется масса его почитателей, проходят фестивали, создаются клубы. А вообще стимпанк мне близок — вся эта машинерия, шестеренки, колесики. В зимнее время, между фестивалями, я в своей мастерской из подручных средств делаю скульптуры и макеты в этом стиле».
 
В Струковском парке во время фестиваля можно было увидеть механическую улитку, созданную из латунных пластин, деталей конструктора, пружинок, и миниатюрный ретро-автомобиль с пилотом. Издалека казалось, что автомобиль также собран из металлических деталей, но вблизи стало понятно — все до маленьких шестеренок и колесиков вырезано из картона.
 
Как признался Александр, бумага и картон — его любимые материалы. На первых фестивалях в Струковском стояли двух- и даже трехметровые скульптуры, сделанные как будто из тонких листов металла. На самом деле они тоже были бумажными…
 
«Подобным же образом для московского фонда «Артист» я мастерю миниатюрные  скульптурки Чарли Чаплина (это их логотип), или Пьеро, или Арлекина. Такой Чарли Чаплин стоит у Спивакова, у Юрия Башмета – маленький альтист, у Чулпан Хаматовой – Коломбина», — хвастается Александр Хохлов.
 
У Елены Камбуровой тоже хранится бумажная скульптура, созданная Александром Хохловым. В Интернете можно найти фотографию с Пьеро, стоящим у певицы на рояле, — его вручили  Камбуровой в Новокуйбышевске в 2013 году. Пьеро – читающий, играющий на мандолине или скрипке, жонглирующий, вариантов много.Художник создает их для театрального фестиваля «ПоМост», который проходит раз в два года в Новокуйбышевске. И это не случайно. Первая встреча Александра Хохлова с театром произошло именно там, в родном для него городе.
 
«Еще до армии меня пригласил в театр Андрей Юнин (режиссер новокуйбышевского ТЮЗа «Время тайн». — Прим. ред.), — рассказывает Хохлов. — Родители, правда, отговаривали: «Зачем тебе это надо? Лучше иди работать в пожарку…». У меня отец — пожарный, и я даже работал в пожарной бригаде года два…». Но в театре у Юнина я остался, позже перешел в театр-судию «Грань» к Эльвире Дульщиковой. И это для меня послужило огромнейшей школой, даже не в плане актерства. Эльвира Анатольевна была очень требовательна к декорациям, костюмам, очень внимательно относилась к деталям — вместе с нами сидела в театре ночами, вместе с нами их придумывала».
 
Специального художественного образования Александр Хохлов не получал. «Учился в «художке» до пятого класса, — говорит он, — а потом стало скучно и бросил. Сейчас жалею об этом, но, с другой стороны, жизнь могла сложиться иначе, и я бы не встретился с Игорем Шадриным…».
 
Не являясь театральным художником, Александр Хохлов создает эскизы, декорации и костюмы для спектаклей своих однокурсников не только в Самарской области — жизнь разбросала их по разных городам. Еще рисует, а также мастерит забавных котов. «Люблю котов!» — говорит он. Полосатые, рыжие, с фонариками в когтистых лапках, в круглых очках и цветных шарфиках, рождественские коты сфотографированы и выложены в социальных сетях. И кто-то из друзей и поклонников таланта восклицает: «Спасибо, Саша, за твое творчество!». «А я-то здесь при чем? Это все они. Завалятся всей толпой со своими фонарями и давай праздник устраивать», — отшучивается художник.
 
Словом, мастер ХоХ, играючи создает вокруг себя параллельную театральную реальность. Иногда и в стиле стимпанк. «А если пригласят в театр художником, и не на разовый проект, пойдете?», — спрашиваю его. «Нет, — вдруг категорично отвечает Александр. — Не хочу. У меня уже есть стабильная работа, она мне, конечно, нравится… Но… Дело вот в чем. Я не хочу, чтобы любимое дело стало привычным, рутинным, обыденным…».

Источник: http://www.vkonline.ru/content/view/171230/teatralnaya-realnost-aleksandra-hohlova#

0 comments on “Театральная реальность Александра Хохлова

Comments are closed.