«Спектакль-головокружение»: театр «Грань» на «Золотой Маске»

ВОЛГА НЬЮС

Ровно за месяц до подведения итогов «Золотой Маски» на сцене Театра наций в Москве новокуйбышевский театр «Грань» сыграл «Таню-Таню» для жюри и фестивального зрителя. Как это было, рассказывает спецкор Волга Ньюс.

Можно начинать

У Самарской области — впервые сразу два претендента на главную театральную премию страны. Программа «Золотой Маски» в этом году настолько длинна и насыщенна, что с выступления Самарской оперы, 4 февраля открывшей фестиваль «Пиковой дамой», до приезда в Москву новокуйбышевской «Грани» прошло почти полтора месяца, а фестиваль только на экваторе, и конкурс продолжает набирать обороты. Уже отыграл БДТ, но впереди еще масштабные гастроли Александринки, прошли внеконкурсные «Детский Weekend” и «Маска Плюс», а многие номинанты еще только собираются в Москву. Пик традиционно приходится на три недели в конце марта — апреле (когда-то в них укладывался весь фестиваль).

У «Грани» шесть номинаций — кроме самого спектакля, на премию претендуют режиссер Денис Бокурадзе, актеры Юлия Бокурадзе, Алина Костюк, Даниил Богомолов и художник Елена Соловьева с костюмами. Правда, в Театр наций «Грань» приехала не только как номинант «Маски», но и как победитель Фестиваля театров малых городов. И на брифинге за час до спектакля Евгений Миронов перед телекамерами объявляет, что пригласит Бокурадзе на постановку в Театр наций: «Нам важно растить молодые таланты, а для режиссеров, в свою очередь, важно попробовать силы не только в своем городе». То же самое худрук Театра наций повторяет час спустя, уже перед зрителями. И убегает на большую сцену играть «Рассказы Шукшина». Новокуйбышевский спектакль представляют заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и гендиректор «Золотой Маски» Мария Ревякина. Теперь можно начинать.

«Шампанское» и другие теги

Малый зал Театра наций (бывший Театр Корша, кстати, строил тот же Михаил Чичагов, что подарил Самаре «пряничный» драмтеатр) полон — «Грань» играет только один вечер. Приставные стулья, охотники за «лишним билетиком» на улице — аншлаг состоялся. В зале непростая публика — жюри, критики, «профессиональные зрители». Кто-то из москвичей видел «Таню-Таню» на Фестивале театров малых городов в Дубне, кто-то ездил в Питер на «Пять вечеров», кто-то смотрит даже в третий раз, как я — но неохваченных все равно еще много. И многие, конечно, пришли оценить, так ли уж хороша «Грань», как про нее говорят.

…А говорят заманчиво — облако тегов из анонсов составили бы слова «легкость», «джазовый ансамбль», «обаяние», «молодость», «танец», «шампанское», «бабочки», «чеховский»…

«Лучшего доказательства, что новая драма бывает поэтичной, нежной и очень театральной, давно не появлялось», — заключает Алла Шендерова в «TimeOut». Многие упоминают легендарный спектакль Петра Фоменко, в 1996-м «открывший» пьесу Ольги Мухиной, и вообще 1990-е годы. И в отзывах тоже, хотя не будем забегать вперед.

Острые ощущения

Самарцев в зале тоже немало — перебравшиеся в Москву актеры Маргарита Шилова и Георгий Кузубов, музыкант Светлана Салманова, оказавшиеся тут же на режиссерской лаборатории СТД Ольга Рябова и Александр Мальцев, плюс несамарские друзья-знакомые «Грани» — в общем, есть кому поддержать, и болельщицкий «угол» с его бурными реакциями на спектакле будет слышно. Но тон задает, конечно, не он.

В первые минуты немного страшно: актеры заметно волнуются. Зал другой, по ощущению — в два раза больше крошечного Новокуйбышевского. И если со светом, кажется, справились (накануне «подгонять» спектакль приехал из Питера Евгений Ганзбург), то с пространством ничего не сделаешь: звук идет по-другому, текст иногда «уходит»… В общем, если вдруг вы сомневаетесь, что театр — хрупкая и сиюминутная вещь, сходите на московский показ какого-нибудь регионального спектакля, лучше всего — хорошо знакомого, ультракамерного, на ответственном фестивале. Острые ощущения обеспечены.

К счастью, минут 15 спустя волнение спадает. Спектакль обретает привычную легкость и музыкальность: порхает Зина, сводят мужчин с ума Таня и Таня, задергиваются кремовые занавеси, включаются в тончайшую игру свет и тень, заходится в джазовой обработке Шопен…. и «включается» зал. Первыми «раскалываются» самарцы, а когда Охлобыстин начинает отбиваться от покушающейся на его свободу Зины, «взят» уже весь зал. Как в ДК Новокуйбышевска, в Москве реагируют на ставшее вновь актуальным упоминание Крыма и Америки, на смешную Зину и драматичного Иванова, на ироничное и горькое …

Третий раз как первый

И джаз получается, и любовь, и бабочки в животе, и весна — на третий раз, через полтора года после премьеры, спектакль смотрится так же, как в первый. Назавтра в «Фейсбуке» обсуждают, как выровнялся за год актерский ансамбль, сравнивают «масочный» спектакль с питерским (по рассказам, там шло труднее).

«Невероятно, но факт: фокус Фоменко удалось снова повторить, создав спектакль-головокружение, где девичьи грезы выстраиваются в железную логику отношений», — заключает в «Российской газете» Ирина Корнеева.

Актеры собирают реквизит, скручивают шторы и доедают яблоки — все рады, что отыграли без накладок, дело сделано, остается ждать 16 апреля, когда жюри во главе с воронежским режиссером Михаилом Бычковым огласит решение. Денис Бокурадзе говорит, что не расстроится, если спектакль ничего не получит: главное — показались на главном театральном фестивале России. Но втайне все мы, конечно, ждем итогов.

Автор: Ксения Аитова
Оригинал публикации: http://volga.news/article/406709.html

0 comments on “«Спектакль-головокружение»: театр «Грань» на «Золотой Маске»

Comments are closed.