ВОЛГА НЬЮС
Ровно за месяц до подведения итогов “Золотой Маски” на сцене Театра наций в Москве новокуйбышевский театр “Грань” сыграл “Таню-Таню” для жюри и фестивального зрителя. Как это было, рассказывает спецкор Волга Ньюс.
Можно начинать
У Самарской области – впервые сразу два претендента на главную театральную премию страны. Программа “Золотой Маски” в этом году настолько длинна и насыщенна, что с выступления Самарской оперы, 4 февраля открывшей фестиваль “Пиковой дамой”, до приезда в Москву новокуйбышевской “Грани” прошло почти полтора месяца, а фестиваль только на экваторе, и конкурс продолжает набирать обороты. Уже отыграл БДТ, но впереди еще масштабные гастроли Александринки, прошли внеконкурсные “Детский Weekend” и “Маска Плюс”, а многие номинанты еще только собираются в Москву. Пик традиционно приходится на три недели в конце марта – апреле (когда-то в них укладывался весь фестиваль).
У «Грани» шесть номинаций – кроме самого спектакля, на премию претендуют режиссер Денис Бокурадзе, актеры Юлия Бокурадзе, Алина Костюк, Даниил Богомолов и художник Елена Соловьева с костюмами. Правда, в Театр наций “Грань” приехала не только как номинант “Маски”, но и как победитель Фестиваля театров малых городов. И на брифинге за час до спектакля Евгений Миронов перед телекамерами объявляет, что пригласит Бокурадзе на постановку в Театр наций: “Нам важно растить молодые таланты, а для режиссеров, в свою очередь, важно попробовать силы не только в своем городе”. То же самое худрук Театра наций повторяет час спустя, уже перед зрителями. И убегает на большую сцену играть “Рассказы Шукшина”. Новокуйбышевский спектакль представляют заместитель министра культуры РФ Александр Журавский и гендиректор “Золотой Маски” Мария Ревякина. Теперь можно начинать.
“Шампанское” и другие теги
Малый зал Театра наций (бывший Театр Корша, кстати, строил тот же Михаил Чичагов, что подарил Самаре “пряничный” драмтеатр) полон – “Грань” играет только один вечер. Приставные стулья, охотники за “лишним билетиком” на улице – аншлаг состоялся. В зале непростая публика – жюри, критики, “профессиональные зрители”. Кто-то из москвичей видел “Таню-Таню” на Фестивале театров малых городов в Дубне, кто-то ездил в Питер на “Пять вечеров”, кто-то смотрит даже в третий раз, как я – но неохваченных все равно еще много. И многие, конечно, пришли оценить, так ли уж хороша “Грань”, как про нее говорят.
…А говорят заманчиво – облако тегов из анонсов составили бы слова “легкость”, “джазовый ансамбль”, “обаяние”, “молодость”, “танец”, “шампанское”, “бабочки”, “чеховский”…
“Лучшего доказательства, что новая драма бывает поэтичной, нежной и очень театральной, давно не появлялось”, – заключает Алла Шендерова в “TimeOut”. Многие упоминают легендарный спектакль Петра Фоменко, в 1996-м “открывший” пьесу Ольги Мухиной, и вообще 1990-е годы. И в отзывах тоже, хотя не будем забегать вперед.
Острые ощущения
Самарцев в зале тоже немало – перебравшиеся в Москву актеры Маргарита Шилова и Георгий Кузубов, музыкант Светлана Салманова, оказавшиеся тут же на режиссерской лаборатории СТД Ольга Рябова и Александр Мальцев, плюс несамарские друзья-знакомые “Грани” – в общем, есть кому поддержать, и болельщицкий “угол” с его бурными реакциями на спектакле будет слышно. Но тон задает, конечно, не он.
В первые минуты немного страшно: актеры заметно волнуются. Зал другой, по ощущению – в два раза больше крошечного Новокуйбышевского. И если со светом, кажется, справились (накануне “подгонять” спектакль приехал из Питера Евгений Ганзбург), то с пространством ничего не сделаешь: звук идет по-другому, текст иногда “уходит”… В общем, если вдруг вы сомневаетесь, что театр – хрупкая и сиюминутная вещь, сходите на московский показ какого-нибудь регионального спектакля, лучше всего – хорошо знакомого, ультракамерного, на ответственном фестивале. Острые ощущения обеспечены.
К счастью, минут 15 спустя волнение спадает. Спектакль обретает привычную легкость и музыкальность: порхает Зина, сводят мужчин с ума Таня и Таня, задергиваются кремовые занавеси, включаются в тончайшую игру свет и тень, заходится в джазовой обработке Шопен…. и “включается” зал. Первыми “раскалываются” самарцы, а когда Охлобыстин начинает отбиваться от покушающейся на его свободу Зины, “взят” уже весь зал. Как в ДК Новокуйбышевска, в Москве реагируют на ставшее вновь актуальным упоминание Крыма и Америки, на смешную Зину и драматичного Иванова, на ироничное и горькое …
Третий раз как первый
И джаз получается, и любовь, и бабочки в животе, и весна – на третий раз, через полтора года после премьеры, спектакль смотрится так же, как в первый. Назавтра в “Фейсбуке” обсуждают, как выровнялся за год актерский ансамбль, сравнивают “масочный” спектакль с питерским (по рассказам, там шло труднее).
“Невероятно, но факт: фокус Фоменко удалось снова повторить, создав спектакль-головокружение, где девичьи грезы выстраиваются в железную логику отношений”, – заключает в “Российской газете” Ирина Корнеева.
Актеры собирают реквизит, скручивают шторы и доедают яблоки – все рады, что отыграли без накладок, дело сделано, остается ждать 16 апреля, когда жюри во главе с воронежским режиссером Михаилом Бычковым огласит решение. Денис Бокурадзе говорит, что не расстроится, если спектакль ничего не получит: главное – показались на главном театральном фестивале России. Но втайне все мы, конечно, ждем итогов.
Автор: Ксения Аитова
Оригинал публикации: http://volga.news/article/406709.html
0 comments on ““Спектакль-головокружение”: театр “Грань” на «Золотой Маске»”