Новости

Свежее дыхание

Издание «Вестник» г. Новокуйбышевск 

С полных аншлагом шел в Новокуйбышевске первый театральный фестиваль «ПоМост»: провинциальные театры России»

Увы и ах! – кометой пролетели пять фестивальных дней. Наверное, мы пока не осознали и не скоро ещё осознаем всей ценности этого изумительного подарка. Завсегдатаи подмостков Франции и Америки, Японии и Голландии, Швеции и Вьетнама, Чехии, Мадагаскара, Германии, Польши, не говоря уже о Питере и Москве, гостили у нас. У нас! В промышленном городе, городе-спутнике, городе-подростке…

Нужно было обладать немалой дерзостью, чтобы пригласить к себе коллективы, спектакли которых удостоены национальной «Золотой маски» и международных премий. Нужно было иметь значительную смелость, чтобы предложить в большинстве своем неискушенному зрителю театральные эксперименты, зачастую лежащие в области авангарда. И выслушивать неоднозначные оценки, и преодолевать связанные с организацией праздника трудности. Эльвира Дульщикова, художественный руководитель фестиваля, режиссер театра-студии «Грань», и Дмитрий Софьин, продюсер фестиваля, актер студии, с помощью города сдвинули горы и надеются, что не в последний раз, что все-таки удалось заложить традицию проведения красивого театрального праздника этим фестивалем, который, как заключил завкафедрой режиссуры Самарской академии культуры и искусств профессор Карпушкин, был не уровня города и даже не уровня губернии. Но – уровня России.

Фестивальное действо привлекло к себе внимание нескольких тысяч горожан и гостей из губернии. Блестяще начавшееся 18 апреля в Большом зале Дворца культуры, оно перемещалось то в аскетично-строгое камерное помещение студии, то в выставочные павильоны и конференц-зал центральной библиотеки. Случалось, спектакли шли на разных сценах одновременно. Отсмотревшие более короткий стремились застать хотя бы частичку другого. в чем секрет притяжения этих коллективов, рожденных в глубинке – Рязанской, Екатеринбургской, Саратовской, Омской губерниях? Коллективов, которые язык не повернется назвать «провинциальными». Надежда Юрьевна Лысова, кандидат философских наук, искусствовед, доцент кафедры культорологии мордовского госуниверситета им. Огарева, рассуждает так:

– Провинция – все-таки самобытность. Все большее искусство вышло отсюда: в Ярославле родился знаменитый театр Волкова, на самарской сцене начинала величайшая Стрепетова. провинция способна сосредотачивать художника. Здесь нет суеты, не надо никуда рваться и можно проникнуть в такие глубины творчества!.. С другой стороны, провинция, в силу финансово-экономических и других причин во многом ограничена.

В фестивале было решено соединить разные типы коллективов: кукольные, пластические и драматически:

– Мы живем в эпоху постмодерна, сложного, противоречивого процесса, который собирает и концентрирует все культурные достижения человечества и предлагает синтез искусств, – объясняет автор концепции Надежда Юрьевна. – Скажем, в драматическом спектакле могут присутствовать достижения оперной сцены, пластического искусства, кукольного театра. Язык постмодерна – особый, усложненный за счет ухода от реализма. Язык чувственный, стремящийся проникнуть в подсознание. Тот же танец уже не существует на бытовом уровне: через движение идет самовыражение актера…

Спектаклям Екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» зал, поначалу оцепеневший от увиденного, аплодировал стоя. Постановки «Свадебка» и «Кленовый сад» не содержали слов. Все, что в них было – музыка и потрясающей пластики актеры. «Кленовый сад», к примеру, можно описать как череду странных, малообъяснимых с точки зрения  «рацио»  взаимодействий условных мужчин (косы, напомаженные алые рты) и необычных женщин у высохшего дерева. Ничего на уровне обыденности – сплошные метафоры и ирония, хотя в мотивах угадывается вечное. В спектакле изумительная хореография – заслуга поставщика Т. Багановой, которая синтезировав традиции американской и европейской танцевальных школ, создала что-то глубокое русское. Однако даже среди считающих себя публикой подготовленной нашлись не воспринявшие авангарда «Провинциальных танцев». «Но зачем все обязательно понимать? – удивляется актер театра «Грань» Ю.Могильный. – Наш зритель привык, чтобы все было разжевано от буквы до буквы. Один абзац остался непонятен, уже не нравится. А ты подумай! У человека мыслящего обязательно возникнут какие-то ассоциации».

Саранский театр «Визави» в подарок нашему зрителю привез свои знаменитые «Пять» и «Ходоки», получасовые постановки. «Сделать что-то новое, непохожее на других, создать свой стиль в танце, – раскрывал свои сверхзадачи 28-летний постановщик Михаил Плешачков. – Наш театр работает в направлении «модерн», потому мы можем использовать все, что касается пластики: и пантомиму, и классический, и джаз-танец, и фольклор. И границ – нет».

На острие ножа, на пределе творит театр из города Скопин. Порою кажется, актеры из Рязанской глубинки – обычные скопинские школьники – на сцене не играют, а живут. Именно поэтому возникает «редкая правда чувства», именно поэтому любительские спектакли –  «Чумной город» по Пушкину и «Конец Казановы» по Цветаевой – так потрясают.

С репликой о жесткой драматургии «Чумного города» (в нем есть и драки, агрессия) режиссер не согласен: «Это светлый спектакль, спектакль-молитва за современных детей и наше будущее, – говорит Владимир Дель. – И несмотря на внешние приметы современного спектакля, мы играем Пушкина. Пушкина, прочувствоством»,  – отзывался о спектакле один из профессионалов. Секрет успеха пьесы – не только удачная игра актеров. «Эта пьеса была настолько затерта в школе, что заставить смотреть ее никого кроме школьников было нельзя. Мы со студентами прочитали ее и обнаружили в ней семь пудов любви. Там все мучительно, страшно, страстно любят друг друга. Катерина потому и умирает, что такого накала страсти, как у нее, никто не выдерживает», – высказывается режиссер-постановщик, народный артист России профессор А. Галко. Одна из сильных режиссерских находок – момент смерти Катерины. Музыка резко обрывается и тело летевшей на качелях женщины в мокрой одежде, с искаженным страданиями лицом, безжизненно на них повисает.

Тольяттинское «Колесо» было одним из немногих на фестивале, кто работал в традициях классической драматургии. На «Ночи ошибок» публика отдыхала, от души хохоча. Но комедия – далеко не все, что есть у театра. Его директор Эдуард Конин утверждает, что осенью мы увидим разные краски репертуарной палитры: труппа намечает гастроли в Новокуйбышевске.

Для Екатеринбургского кукольного театра неожиданностью оказался  наплыв юной публики на спектакль «Картинки с выставки». Ведь постановка подразумевает подготовленность зрителя: в «театральной фантазии для молодежи на тему фортепианных пьес М. Мусоргского» актеры не говорят. Он, Она и Третий выражают свои чувства пластикой, в чем помогает мелодия, куклы, а также чудесная сценография – миниатюрные кукольные театры, волшебные замки. Большой мир взаимоотношений вершился в небольшом, очерченном ширмой пространстве. И взрослый зритель отмечал необыкновенное насыщение пространства красотой и филигранную работу актеров. Конечно, не все юные зрители (их оказалось в два раза больше, чем предполагает формат постановки) восприняли сложный спектакль. Но среди них оказались те, кого специально готовили к восприятию музыкальной части – третьеклашки школы № 3 благодаря расторопности учителя познакомились на уроках музыки с Мусоргским на два года раньше, чем полагалось по учебной программе. И для них спектакль оказался не просто красивой сказкой, но Событием.

У резного липового строения сидит добряк в холщовом одеянии и мирно беседует с деревянными куклами-скульптурами. Так начинается моноспектакль «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик» Омского театра кукол. Его сюжет взят из Нового Завета и повествует от временах рождения Иисуса. Особенность этого спектакля, как заметил профессор Карпушкин, в том, что в нем нет актерства как такового. Вся постановка – это теплая, задушевная беседа об очень сложных вещах мироздания. Рассказчик Валерий Исаев создает целый мир, оживляя неторопливые куклы-скульптуры волхвов, Ирода, Рахили, Смерти и наделяя их неповторимым характером с помощью вариаций своего голоса. Но не рассказ истории о царе Ироде здесь главный: «Мы, пожалуй, единственный театр, который рассказывает не саму историю, а повествует о человеке, которого она поразила до глубины души и подвинула к творчеству», – говорит актер.

Фестиваль включал в себя озорные спектакли Рязанского театра кукол и яркие постановки новокуйбышевской «Грани», выставки театрального костюма (А. Сидориной, Т. Рассказовой, г. Москва) и плаката (О. Рамодина, г. Самара), мастер-классы. А его логическим завершением стала научная конференция, в которой принимала участие самарская профессура. На ней говорили о незрелости духовной среды в созданных для промышленности городах, необычайной ценности театра в провинции. И о главной проблеме – проблеме зрителя, которого нужно заражать любовью к искусству, учить культуре восприятия и сотрудничеству…

«ПоМост» – это диалог в художественном пространстве, которое диктует рубеж веков, диалог традиций и новаций, диалог с культурами разных стран, диалог театра и зрителя. Все это превратило фестиваль в большое многоголосие, полифонию, праздник общения друг с другом и Театром. «После этого фестиваля это будет другой город», – сказал кто-то. Несомненно: свежее дыхание всегда оживляет.

Автор: Анна ЮРКОВА

 

0 comments on “Свежее дыхание

Comments are closed.