Новости

Непровинциальная провинция

« Самара . Журнал Столицы региона» № 5 2001

Всероссийский фестиваль провинциальных театров «ПоМост», прошедший в конце апреля в Новокуйбышевске, вполне мог затеряться в пестром калейдоскопе культурных событий. Но этого не случилось.

В уплотненном хронотопе фестивального существования сложно анализировать увиденное – слишком велика власть чувства, эмоции. Лишь по прошествии времени, когда предвкушение и воспоминание сливаются воедино, происходит осознание События. Рассеиваются мимолетные ощущения, яркие впечатления сгущаются в надолго запоминающиеся образы…

Символично было уже само название фестиваля, в котором «мост» звучит глубокой метафорой «театра», постоянно стремящегося к сотворчеству. Однако сразу стоит отметить, что эпитет «провинциальные» , как показал фестиваль, оказался лишь чисто географическим и, вероятно, экзистенциальным понятием. Да, идея проведения этого форума (его инициаторы – режиссер театра-студии «Грань» Эльвира Дульщикова и актер Дмитрий Софьин) возникла в небольшом промышленном городе, никогда ранее не претендовавшим на статус «театрального». Но уже фестивальные афиши, появившиеся в преддверии «ПоМоста» на улицах города, поразили профессиональным уровнем приглашенных коллективов. Каждый из них является призером и участником целого ряда международных и отечественных конкурсов и фестивалей, многие – лауреатами национальной премии «Золотая маска». Столь звездный состав участников – принципиальная позиция организаторов проекта, как и ориентация на «авангардность»  в творческих поисках, способность соответствовать языку действительно современного искусства.

Пронзительно высокая нота открытия «/ПоМоста» была взята екатеринбургским театром «Провинциальные танцы». В первый фестивальный вечер зрители увидели два лучших балетных спектакля труппы, удостоенных Российской национальной премии «Золотая маска» – «Кленовый сад» и «Свадебка». Совершенно непересекающиеся сюжетно, принадлежащие к разным в музыкальной основе эпохам и стилям, они наполнены единой эмоциональной атмосферой любви, «как вечного инстинкта жизни». Ломая хореографическую традицию, трансформируя привычную классическую пластику, хореограф Татьяна Баганова  создает новый выразительный язык, основанный на жестком подчинении внешнего движения движениям внутренним. .чувственные флюиды завораживают зал, рождая у зрителя свой собственный ассоциативный ряд. Метафоры «Кленового сада» – ослепленность страстью, одиночество – материализованы в спектакле тонким пластическим приемом – сценические движения до неузнаваемости приближены к земным, звуча со сцены как откровения. Сценографическая оправа, эстетика костюмов, световое решение, подбор музыки превращают спектакль в сюрреалистическую мистерию.

Поэтика «Свадебки», во многом определившаяся обращением к музыкальному шедевру И. Станиславского, органически соединяет языческий пафос темы любви, древних обрядов и шире – торжества самой жизни.

В номинации «Танцевальные театры» выразительно заявил о себе и коллектив «Визави» из Саранска, показал два премьерных спектакля – «Пять» и Ходоки, или люди, которые ходят». Известный в современной танцевальной среде как художественный руководитель танц-фестиваля «Лиса», Михаил Плешачков выступил на «ПоМосте» в своей главной роли – хореографа и актера. Его творческий почерк формируется на органичном переплетении традиций европейской и американской школ модерна, а свободный пластический рисунок постановок обогащается элементами джаза и стрит-танца, неоклассики, фолка.

Мир кукольников совсем рядом с танцевальным. У них одна основа – пластика. «Человеческое тело ведь тоже было сначала куклой. Из глины», – заметил Абрам Терц. Старейшие кукольные театры страны – екатеринбургский, омский, рязанский – привезли на фестиваль четыре спектакля. За каждым – свои идеи, эксперименты, своя эстетика.

Екатеринбуржцы уверены, что кукла не нуждается в длинных монологах, сила ее тайны в движении. В театральной фантазии «Картинки с выставки» («Золотая маска»-97) на темы одноименного цикла фортепьянных пьес М.П. Мусоргского в свободной обработке композитора С. Сидельникова создано завораживающее красотой пространство, наполненное зримыми метафорам и символами, в котором параллельно, во внутреннем взаимодействии, живут актеры и маленькие куклы, послушные рукам невидимого кукловода (Е. Сивко). Для каждой «картинки» – отдельной маленькой истории со своим внутреннем сюжетом – определено свое место действия, придумана своя сценография, введены свои герои. Хрупкая ювелирная красота кукольного мира, созданная художником А. Ефимовым, созвучна душевным движениям человека. Бессловесный спектакль о любви лишен традиционного повествования. Актеры и куклы живут в мире, наполненной музыкой.

Творческое кредо Омского государственного театра куклы, актера и маски «Арлекин» – театр Рассказчика. Кукла в нем одновременно и зависима от человека, и необходима ему. В моноспектакле «Сказка о царе Ироде, или Вертепщик» (В. Исаев) творит на глазах у зрителя свое действо, превращая историю о Рождестве Христове в собственную притчу. Он расставляет эмоциональные акценты. Создает звучанием голоса музыкальную партитуру спектакля, наполняет движением пространство Вертепа. Деревянные куклы-скульптуры, подчинившись ему, молчаливо хранят свою тайну…

Тольяттинский театр «Колесо» – единственный из профессиональных театров области, тоже принимал участие в фестивальном проекте. Показанный им спектакль – комедия О. Голдсмита «Ночь ошибок» – прошел при полном аншлаге.

Камерная сцена в театре всегда воспринималась как некая экспериментальная трибуна, как место особых откровений. Три фестивальных вечера камерный зал был отдан молодежному театру «Предел» (гор. Скопин) и театру-студии «Грань» (Новокуйбышевск). У этих театров много общего: закодированное в названиях творческое кредо – выстраданный, созданный и сохраняемый ими в маленьком городе театр; поиск и взращивание своих актеров; система эстетических и духовных ориентиров…

Скопинцы показали два своих последних спектакля, уже широко известных театральному миру: «чумной город» по мотивам трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы» и «Конец Казановы» М. Цветаевой (режиссер В. Дель). Рифмами великого поэта говорят бездомные, никому ненужные дети, беснующиеся на захламленной после демонстраций и забастовок улице. На сцене нет правдоподобия и нет того, что мы привыкли называть мастерством актера. Ставка сделана на другое – на точность чувства, рожденного в детской душе. И как бы трагичен не был последний перед смертью карнавал Казановы, актеры не играют трагических героев. Они живут в любви, интуитивно догадываясь о приближении трагедии. Трагедия рождается в сердцах зрителей.

Под занавес фестиваля два спектакля, рождественский – «Сказки феи» и водевиль «Сильное чувство» И. Ильфа и Е. Петрова, сыграли сами инициаторы фестивального проекта.

Вызывающе броско создавая вокруг себя культ театра, режиссер Эльвира Дульщикова заражает своей энергетикой и одержимостью всех, кто хоть раз соприкоснулся с ней в работе. Показанные на «ПоМосте» спектакли – яркое тому подтверждение. «Сказки феи» магнетизируют зрителей особой живописью костюмов и цельным пластико-драматургическим решением. «Сильное чувство» – удивляет энергетической синхронностью игры всего актерского ансамбля.

Пять фестивальных дней были наполнены до предела – спектакли, выставки, научная конференция, вечернее обсуждение увиденного. А в последний вечер, когда участникам вручались дипломы и символические театральные маски, специально для этого случая выполненные молодой художницей из Саранска Еленой Колмаковой, печаль расставания, как всегда, наивно скрывалась за надеждами на будущие встречи.

На фестивальном плакате, сочиненном самарским художником Олегом Рамодиным, софиты освещают белый эллипс театрального помоста. Вокруг волнующая темнота зрительного зала. Актеры и зрители ждут следующего «ПоМоста»!..

 

Автор: Н. Лысова

0 comments on “Непровинциальная провинция

Comments are closed.