Издание “Наше время” г. Новокуйбышевск
Марк Розовский привез на новокуйбышевский фестиваль «ПоМост» музыкальный спектакль «Песни нашей коммуналки». Его премьера состоялась в далеком 1998 году. Но он до сих пор пользуется у зрителей бешеной популярностью.
Пересказывать содержание «Песен» достаточно сложно. Знаете, как современники отзывались о пьесах Чехова? Мол, в них ничего не происходит, герои только едят и болтают. Так вот, в спектакле Розовского, на первый взгляд артисты главным образом только поют. Поют шлягеры 1920-1960-х годов. Это очень разные песни и по содержанию, и по жанру. Репертуар Шульженко и «блатняк», танго и Визбор, Вертинский и частушки, Козин и городской романс. Блестящее актерское исполнение (поп-звезды отдыхают), артистизм и обаяние, а еще – колоссальная самоотдача, безусловно подкупают зрителя и доставляют наслаждение. И даже откровенно низкопробные образчики попсы 40-50-летней давности артисты выводят на новый художественный уровень. Каждая песня разворачивается в отдельный отточенный спектакль малой формы со своим сюжетом, создаются сочные, точные, очень индивидуальные образы эпохи: забубенный пьяница и хулиган, молодящаяся, разбитная бой-баба в чепчике и халате, пышная кокетливая дамочка в «фильдекосовых чулочках», типичный советский служащий в подтяжках, штиблетах и с сеточкой на голове, «слизняк» – интеллигент. Отдаешь должное профессионализму и азартной игре актеров, но невольно задаешь себе вопрос: в чем задача спектакля? Развлечь, позабавить зрелую публику, которую охватила в последние годы ностальгия? Тогда это чисто коммерческое эстрадное явление, что-то вроде группы «Доктор Ватсон». Но чем больше смотришь спектакль, тем отчетливее понимаешь: замысел режиссера Розовского – сложнее и серьезнее. Через эти песни, через этот пласт культуры попытаться создать, передать образ того времени. Той эпохи. Во всей е неоднозначности, многомерности. И как символ, метафора эпохи здесь выступает коммунальная квартира. Именно обстановка типичной советской коммуналки является главной и единственной декорацией сценической площадки. Она воспроизведена с дотошной достоверностью. Здесь и почерневший от времени кухонный столик, и старый патефон, ряд обшарпанных дверей, тазы, авоськи, бутылка водки «Московская», эскимо на палочке за 11 копеек и т.п. Причем практически все вещи, подчеркивает Розовский, подлинные. И большинство героев исполняемых песен – обитатели коммуналки. Для Марка Розовского очень важен фон, на котором разыгрываются песни-спектакли. У него он самодостаточный, живущий своей жизнью. Это будни коммунального бытия, забавные, а порой весьма неприглядные. Яркий фрагмент спектакля – когда герой Игоря Старосельцева на кухне чувственно исполняет под гитару «Вы плакали, малютка» Вертинского, а параллельно на наших глазах разыгрывается семейная сцена с руганью и рукоприкладством. Да, не в «Песнях…» ностальгии по прошлому. Режиссер дает это ясно понять и когда в паузах между песнями делится со зрителями личным опытом коммунальной жизни. Но нет и очернения этого прошлого. А есть трезвый взгляд, с высоты возраста, светлые и грустные воспоминания. Таков и музыкальный материал спектакля: находится место и веселым беззаботным песням вроде «Советского парня» и «Мамая Кера», и трагичным, где звучит тема войны («22 июня», «Полицай»), сталинских лагерей (одну из них, песню заключенного «Ворон», бесподобно по эмоциональности исполняет сам Розовский).
Что ещё нельзя не отметить в «Песнях…», так это постоянно царящую атмосферу импровизации. Марк Григорьевич предстает здесь не режиссером, в нашем привычном представлении, а, скорее, «играющим тренером». В течение всего спектакля этот человек практически не покидает сценическое и околосценическое пространство. Создав в самом начале необходимую эмоциональную атмосферу, настроив зрителей на «волну памяти», больше не отпускает их, умело «дирижирует» актерами, публикой, настроением. То подпевает, то отпускает иронические реплики, издает какие-то птичьи и животные звуки, по ходу вносит, если нужно, в сценарий спектакля коррективы.
По окончании постановки я немного понаблюдал за тем, какими выходили наши зрители из зала. Многие выглядели уставшими, эмоционально выжатыми. И в то же время (пусть и не все) – с блеском в глазах. Что может быть для актера и режиссера важнее подобной «оценки»?
Автор: С. ЖДАНОВ
0 comments on “Семейные разборки под романсы Вертинского представил новокуйбышевским зрителям «У Никитских ворот»”