Прошлое и будущее «Грани» на большой сцене новокуйбышевского Дома культуры

Самарское областное вещательное агентство

Театр-студия «Грань» наконец-то отметил полувековой юбилей, перенесенный с прошлого года из-за пандемии коронавируса. В этот вечер поклонники коллектива увидели дайджест из спектаклей Дениса Бокурадзе, собранный в программу «Театр как грань города».

В первый раз

На самом деле «Грань» работает уже 51-й сезон. Театр собирался выпустить юбилейный спектакль ровно год назад, но отложил премьеру из-за пандемии. В итоге поводов только прибавилось — 12 ноября 2021-го исполнилось 85 лет со дня рождения основательницы театра Эльвиры Дульщиковой и 10 лет, как Денис Бокурадзе руководит «Гранью». И задуманный совместный проект с театром оперы и балета наконец реализовался.

Многое в этот вечер было впервые. В первый раз театр показывал премьеру на большой сцене, сотрудничал с Самарской оперой и выступал под живую музыку. В исполнении камерного оркестра театра оперы и балета прозвучали сочинения композитора и актера «Грани» Арсения Плаксина — музыка из спектаклей и новые произведения. Плаксин тоже впервые работает с живым оркестром.

— До этого в наших спектаклях звучали записанные дома или в студии фрагменты. А тут потребовались уже полноценные произведения, партитуры для оркестра, — отметил композитор.

— Даже я не узнал некоторые вещи из своих спектаклей, — признался Денис Бокурадзе.

Он выступил автором идеи и постановщиком юбилейного вечера. Режиссером стал Виктор Трегубов.

«Театр как грань города» не войдет в постоянный репертуар, в том числе по техническим причинам. Впервые на большой сцене театрально-концертного комплекса «Дворец культуры» использовались мультимедийные экраны, предоставленные компанией Total Production. Создатели, правда, все же надеются, что еще выдастся случай повторить программу.

— Я давно являюсь поклонником режиссерского таланта Дениса Бокурадзе и очень рад поработать с ним, — говорит художественный руководитель и главный дирижер Самарского театра оперы и балета Евгений Хохлов. — Этот спектакль — эксперимент. И я бы очень хотел, чтобы он был еще раз показан у нас в театре или где-то еще. Приятно сидеть на сцене и видеть близко талантливых актеров. Это совсем другой исполнительский градус по сравнению с тем, когда мы сидим в яме. Мне кажется, иногда музыканты просто боялись дышать.

Юбилей в прямом эфире

«Самарское областное вещательное агентство» выступило партнером мероприятия — прямая трансляция шла во всех соцсетях холдинга. Телеканал «Губерния» выпустит телеверсию программы, для нее использовали больше камер, чем для онлайна.

Главный редактор телевидения медиахолдинга «СОВА» и телеканала «Губерния» Александр Кобыльсков назвал театр-студию «Грань» настоящим прорывом:

— Транслировать юбилейную постановку — это подарок для нас. Я сам очень люблю онлайн-трансляции и все время пользуюсь возможностью их смотреть. Сотрудничая с министерством культуры, мы стараемся знакомить зрителей с творчеством театров Самарской области, но «Грань» — что-то невероятное. Это такой феномен, который из любительского коллектива превратился в театр, в который приезжают из столиц.

Дайджест без скидок

Юбилейная программа началась с «Театра теней Офелии» — спектакля-посвящения основательнице «Грани» Эльвире Дульщиковой. Сначала казалось, что в обрамлении рассказа про театр в одном маленьком старом городе выйдут легкие фрагменты для создания праздничного настроения, как один из фарсов «Корабля дураков» или отрывок из «Тани-Тани». Но в двухчасовую программу вошли «увертюры с оркестром» (названные так в программке) почти из всех спектаклей за последние 10 лет. В их числе — кульминационные сцены таких антиразвлекательных постановок, как «Король Лир» или недавняя «Мария Стюарт».

Как всегда, труппа «Грани» показывала чудеса перевоплощения, в этом случае порой в прямо противоположные по настроению образы. Так, Юлия Бокурадзе сыграла одну из лучших и одну из самых непростых своих ролей за последние годы — Шута из «Короля Лира», похожего на русского юродивого. Кстати, это единственный спектакль, частично представленный на вечере видеофрагментом: Шут обращался к Лиру (Даниилу Богомолову) на экране.

Кто давно не видел старых спектаклей «Грани», смог познакомиться с новыми составами или просто вспомнить о первых годах новой эпохи в жизни театра. Зину в «Тане-Тане», например, теперь играет (и судя по представленному отрывку, очень точно) Евгения Аржаева. В фарсе «Новобрачный, который не сумел угодить молодой супруге» вместо Алины Костюк на сцену выходит Екатерина Кажаева. Вошел в программу и финал из «Фрекен Жюли», сейчас не идущей в театре.

На обрамивших сцену экранах показывали анимированную картину Босха («Корабль дураков»), или зал сегодняшней «Грани» («Театр теней Офелии»), фотопроект «В городе N», снятый Дмитрием Недыхаловым, или логотип «Поволжских сезонов Александра Васильева», сотрудничество с которыми началось еще при Эльвире Дульщиковой.

Фрагменты из спектаклей не всегда выступали в том же контексте, в каком мы их видели раньше. Особенно это было заметно в финале, когда монолог Сони из «Дяди Вани» — совсем не оптимистичная последняя сцена из «Дракона» — прозвучал как кульминация юбилейного вечера, совсем с другим настроением. Юлия Бокурадзе говорила о «небе в алмазах», пока на экранах показывали визуализацию интерьеров нового здания «Грани» — малый зал на 88 мест, универсальный зал на 200 мест. После серьезной и «нагруженной» второй половины программы, в которой на сцене то и дело мелькал образ смерти из «Театра мудрого дурачины», вечер завершился радостной нотой, нарисовавшей перспективу развития. Любовь и театр победили смерть.

Губернатор Дмитрий Азаров пришел на спектакль вместе с семьей. Он рассказал, что при строительстве нового здания будут учтены все пожелания худрука:

— Принципиально важно, чтобы мы проектировали театр таким, каким его видит Денис Бокурадзе. Если уж мы восхищаемся театральным искусством, то и в этом нужно довериться художественному руководителю. Думаю, что в следующем году будет завершено проектирование, и мы приступим к строительству театра «Грань». Тем более что идея поддержана не только мной, на уровне министерства культуры, но и благотворителями, готовыми оказать помощь со своей стороны.

Вспомнить все

История «Грани» началась в 1970 году, когда вместе с мужем-военным приехала в Новокуйбышевск Эльвира Дульщикова. Рассказывают, что сначала она не любила этот город, но взялась руководить драмкружком в местном ДК и так и не смогла уехать. За 40 лет поставила здесь 60 спектаклей для детей и взрослых. Репетиции любила больше премьер. В 1980 году отвоевала для театра хореографический класс — тот самый зал, в который и сейчас приходят зрители «Грани». Первый спектакль в этом пространстве — «Маленький принц» — шел на полу, засыпанном песком. Тогда же появилось название театра.

Об этом и многом другом можно прочитать в объемном буклете, изданном к юбилею. Он посвящен прошлому и настоящему «Грани».

— Мы долго думали, каким должен быть этот буклет, и решили сделать его в формате журнала, — говорит помощник художественного руководителя театра Татьяна Богомолова. — Может быть, позже сможем выпускать его регулярно.

Первая часть издания посвящена эпохе Эльвиры Дульщиковой. Здесь интервью с первыми студийцами, архивные фотографии, воспоминания. Во вторую вошли рецензии на спектакли «Грани» за последние 10 лет — по одной на каждый, в их числе две статьи из нашей газеты — про премьеры «Дракона» и «Тани-Тани». Здесь же напечатаны проекты театра, созданные вместе с самарскими фотохудожниками. В конце буклета — материалы о фестивалях, которые проводил театр «Грань» и в которых участвовал, и хронограф с основными вехами жизни театра.

Автор Ксения Аитова

Источник: https://sova.info/news/proshloe-i-budushchee-grani-na-bolshoy-stsene-novokuybyshevskogo-doma-kultury/

0 comments on “Прошлое и будущее «Грани» на большой сцене новокуйбышевского Дома культуры

Comments are closed.