Новости

Под знаком мудрого Дурачины. Как создать театральный шедевр на двух стульях

“Аргументы и факты”

В конце сентября в Новокуйбышевске впервые прошёл фестиваль «Золотая маска». Ценители театрального искусства смогли посмотреть лучшие столичные постановки и спектакли российских театров, не покидая родного города.

Это чудо – дело рук новокуйбышевского театра-студии «Грань». Он уже дважды становился обладателем высшей театральной премии. В 2017 году получил «Золотую маску» за костюмы к спектаклю «Корабль дураков», а в этом году повторил успех, забрав награду за постановку «Король Лир». Вместе с режиссёром Денисом Бокурадзе мы поговорили о планах и проблемах малых театров.

Искусство в тесноте

Марина Куцина, «АиФ-Самара»: Много лет спектакли авторского театра идут с аншлагом. Ваши ожидания от фестиваля «Золотая маска» в Новокуйбышевске и реальность совпали? Что сегодня нужно малым театрам, чтобы развиваться и выпускать спектакли?

Денис Бокурадзе: Да, совпали. «Золотая маска» в нашем городе прошла впервые во многом благодаря благотворительному фонду Тимченко, который поддержал и помогал организовать проект в нашем городе, привёз сюда спектакли, мастер-классы по сценической пластике, лекции. Была возможность не только обменятся опытом, но и обсудить  вопросы на площадках. Проблем у малых театров пока достаточно. Планы и муниципальные задания даются очень большие, несоразмерные с возможностями. К примеру, коллеги из театра города Серова говорят, что они сыграли 417 спектаклей за год. Это же немыслимо. В году 365 дней, а должны быть ещё и отпуск, и время на выпуск спектаклей! А в Минусинске должны за год обслужить зрителей больше, чем жителей в городе. Это какие-то сбои в системе, которые нужно приводить в порядок. Это в городах-миллионниках ты всегда можешь найти возможность подтянуть аудиторию, а в малом городе такой возможности нет. Хорошо, что рядом с нами Самара, откуда приезжают зрители. А вот от города Глазова около 200 километров до ближайшего мегаполиса. Зрители не наездятся. Большинству малых театров в плане материального оснащения приходится несладко. У многих нет помещений для хранения декораций, порой театры из-за этого вынуждены снимать спектакли с репертуара. У театров зачастую нет транспорта, а потому они не могут выехать в другой город, показать себя на других площадках. Нет средств на переоснащение зрительных залов. Нет возможности купить в достаточном количестве театральное оборудование. Нет ведомственного жилья, что порождает текучку кадров.

– Как новокуйбышевцы приняли фестиваль? Как изменилось отношение горожан к театральной жизни?

– Город ждал этого события. Жители привыкли к театральным мероприятиям: с 2001 года проходит фестиваль «ПоМост». К сожалению, из-за финансовых сложностей не удалось провести его в прошлом году. Я очень рад, что в этом году состоялась «Золотая маска». Раньше цели и задачи у нашего театра были другие. Он был больше любительским, народным. После того как стал
профессиональным и появились актёры, которые здесь служат, появились регулярные репертуарные спектакли. Это даёт стимул для развития. На мой взгляд, не важно, в какой точке мира ты создаёшь, важно, что ты делаешь. Можно, находясь в столице, делать скучные, неинтересные вещи, а можно в Новокуйбышевске ставить спектакли, на которые приезжают зрители со всей страны. Главное, чтобы рядом с тобой были единомышленники.

Грани любви

– На открытии нового сезона вы обмолвились, что в ноябре самарцев ожидает премьера – интермедии Мигеля Сервантеса. Снова продолжение темы любви?

– Это вторая часть любовного триптиха. Первый спектакль – «Корабль дураков». Хотя, может, зрители и не свяжут их в единое целое, потому что новая постановка по форме сделана совершенно иначе. Тема любви в «Корабле дураков» проявлена в её земном, плотском воплощении: измены, любовники, подглядывания и так далее, что в этот ряд может встать. Интермедии Сервантеса – это любовь поэтическая, от сердца идущая, влечение на уровне душ. В московском театре наций эта пьеса вышла под названием «Театр чудес». У меня она будет называться «Театр мудрого Дурачины». Хочу ещё добавить, что на 30-летие нашего театра интермедии Сервантеса ставила Эльвира Анатольевна Дульщикова, мой мастер и учитель, много лет руководившая этим театром. Я посвящаю этот спектакль её памяти. Тема третьей части – пока секрет. Она тоже будет о любви, но попозже, как родится. Цели выпускать следом ещё один спектакль – пока нет.

– Кто придумал костюмы для новой постановки? Сохранится ли верность бежевой гамме и натуральным тканям?

– В новом спектакле «Грань» уходит от бежевой, охристой цветовой гаммы, ставшей уже в какой-то степени фирменным стилем театра. Художником по костюмам стала Алиса Якиманская, это уже не первая работа художницы в театре, именно она является автором костюмов и сценографии в моём первом спектакле «Фрекен Жюли», она также автор сценографии, костюмов и кукол в  спектаклях «Вол и осёл при яслях» и «Театр теней Офелии». В постановке по Сервантесу Алиса, кроме того, является художником и создателем сценических масок.

Больше воздуха и света

– Где вам как режиссёру комфортней работать: на большой или камерной сцене?

– У меня нет дикого желания попробовать большую сцену. Нет такого рвения. Стараюсь слушать себя и делать какие-то вещи, как я чувствую. Да, в Театре Наций больше пространства. Там малая сцена в два раза больше, чем в нашем театре.

-Через два года у «Граней» планируется новоселье. Конкурс на проектирование здания объявят в этом году, новый театр же планируют открыть уже в 2020-м. Изменятся ли объёмы пространства?

– А смысл строить тоже самое?! Конечно, там будет побольше места. Нам нужна высота. Здесь она очень  небольшая – три двадцать, как в хороших, сталинских квартирах. Поэтому есть ограничения для творчества. Актёра в вертикаль невозможно физически поднять. В новом театре высота будет приличная – 12 метров. Это очень хорошо и для света, и для воздуха, и для вертикальных постановок. Мы решили сделать два зала – на 100 и 200 мест. Гигантомании не будет. Зато у нас появится и выставочное пространство, и гримёрки для актёров, фойе и буфет для зрителей, своя касса, а самое главное – комната, где можно хранить декорации, реквизит и бутафорию. Сейчас это всё разложено по Дворцу культуры. По сути, реквизит хранить негде – и это катастрофа. Тем более вы знаете, как трепетно Госпожнадзор к этому относится. И правильно, потому что это в первую очередь безопасность зрителей. Я думаю, что новое пространство решит подобные проблемы.

– Сохранится ли прежний зал после переезда?

– Конечно! Театру через два года – 50 лет. Здесь все пропитано историей. Зал останется обязательно как историческая сцена Эльвиры Анатольевны Дульщиковой. В нём будут идти спектакли. Мы попробуем как-то интересно завязать пространства – и художественно, и стилистически, чтобы отсюда продолжение пришло в новые стены.

Автор: Марина Куцина

0 comments on “Под знаком мудрого Дурачины. Как создать театральный шедевр на двух стульях

Comments are closed.