Новости

Фестиваль имени Янковского. Свои

Опубликовано в  электронном издании САРЫТАУН.АРТ от   22 октября 2018 года

Свои
Никак не ожидала от Дениса Бокурадзе такой нежной истории.
Что режиссер он блестящий, знаю давно. Покорил  нас  своим Сартром на   прошлом фестивале Янковского. В Новокуйбышевском театре-студии «Грань» играет ученица  профессора Риммы Беляковой Юлия Бокурадзе. Спектакль новокуйбышевцев назывался «PS». В  «Постскриптуме» герои помещены в комнату, обитую медными пластинами. Из-за прозрачного зеркала проникают странные звуки  –  вздохи, стоны, детский плач. Смеясь потусторонним смехом, двигаясь в изломанной пластике модерна, их впускает в пространство сцены Юлия. Там прошлое: его нельзя приукрасить, от него нельзя избавиться. За стеклом убитые, жертвы, наши грехи…Я испытала настоящий катарсис.
Тоже потряс, но совсем иначе, показанный  на фестивале малых городов в Вольске спектакль  «Корабль дураков» в постановке  Дениса Бокурадзе. Пять средневековых французских фарсов на темы  «низкой» любви  пересказывались безо всяких купюр, но   так  красиво, что  доставляли эстетическое удовольствие…Это вообще был другой театр – другая,  словно  бы марионеточная пластика,  иные голосовые регистры, иные одеяния, с броскими цитатами  из  средневековья –  сборчатые воротники, бесчисленные пуговицы, подчеркнуто большие гульфики…
И вот, на возрожденном фестивале Янковского, вижу «Старшего сына» Вампилова, текст любимый, рассказанный в телефильме Виталия Мельникова на пределе открытости и любви (а больше, казалось, и  нельзя). И который сейчас часто  трактуется совсем в ином ключе, подчеркивает  жестокость  нынешних молодых, способных  на любые шутки. 
История Дениса, рассказанная на планшете сцены  нашей драмы,  получилась  тихой, несуетливой, проникновенной. Хотя…чему я  дивлюсь? Театр «Грань» привозил к нам рождественскую притчу «Вол и осел при яслях» Сюпервьеля, с куклами и  текстом,  который читали  актеры. И звучал  тогда голос  Юлии матерински нежно и  мягко. Она  сама  готовилась стать матерью. Сюпервьель рифмуется с вампиловской то  ли былью,  то  ли притчей.
Спектакль «по Вампилову» не поражает изысканностью декораций и костюмов героев (художник Елена Соловьева). Простая холстина, грубая вязка (даже в  подтяжках).Только  деревянные чемоданы и простые некрашеные табуретки, из которых сооружаются койки, столы,  шкафы. Которые, видимо, отражают неустроенность  быта героев, их стремление уйти, уехать  хоть   куда-нибудь. Вспомним, что  спектакль начинается, когда Нина собирается уехать  на Сахалин,  Васечка вскоре захочет уйти  из дома, к мифической женщине своей молодости  соберется вдруг Сарафанов-старший. Тема  дороги и  своего гнезда, дома здесь антиподы.Парочка авантюристов, Бусыгин и Сильва, постучались в эту дверь,  не попав  на электричку. Один так  ничего  и  не понял, другой вдруг осознает, что ему надо зацепиться, удержаться здесь любой ценой.


При всем чемоданном настроении  героев,  тут  их дом, и дом  этот теплый, со своей  устоявшейся жизнью, хотя   границы между комнатами – чистая условность. И открытый, импульсивный Васечка ( Кирилл Стерликов), и большой, добрый, с нелепо  привязанными душками очков  Андрей  Сарафанов (Даниил Богомолов), и строгая, насмешливая Нина (Юлия Бокурадзе) – все  они  аккуратно снимают в «прихожей» ботинки, тщательно ставят    в ряд, облачаясь в  уютные вязаные «чобы». И когда Сарафанов-младший  в порыве отчаяния нарушает правильный порядок обуви, он бунтует против семьи, против  устоев дома. Все заканчивается хорошо  – и вот уже ботинки  занимают  надлежащие места.
А дисциплинированный Кудимов (Василий Яров) тут  чужак, и как бы  ни встраивал свои начищенные туфли  в сарафановский ряд, как бы фигурно шнурки ни выкладывал, чужаком  и останется. Актер проводит великолепную  пластическую сцену, все ясно  без слов. И  на таких полутонах –   все отношения героев. Здесь нет криков и драк. Сильва  Сергея Позднякова по-своему обаятелен, как может быть  симпатичен неглупый, острый  на язык  парень – любитель спиртного и девушек. А сколько сочувствия, понимания появляется   у Володи Бусыгина (Аркадий Ахметов), когда он пристальнее вглядывается в это «святое семейство»  –  теплеют, синеют за стеклами  очков  глаза …Вот кто оказался здесь абсолютно  своим:  не по крови, а  по духу.
Немного напрягает  Макарская, показанная актрисой (Алина Опарина) девушкой без особых претензий. Сильва  – так Сильва.Не  он – так другой…Тогда трудно понять, за что ее   мучительно сильно  любит  рано повзрослевший мальчик. Так обжигает только настоящая страсть: однажды  и  насовсем.
Жанр спектакля необычен: камерный концерт  для нескольких актеров. Играет на гитаре Бусыгин,а не Себастьянов,как в  пьесе. Сарафанов вытаскивает свой кларнет, Васечка берется за баян «Малыш» – вот и ансамбль готов. А  еще  они  поют. Сначала   так признается в любви  Бусыгин. Запоминается  песня «Весь мир на ладони». Общий гимн любви к жизни и  друг  к другу звучит в финале.
За день  до показа «Старшего сына» мы встретились с Денисом,  композитором его спектакля Арсением Плаксиным и автором песен к нему Василием Уриевским. Встреча проходила в новом  фестивальном формате  – «Для своих», в Камерном зале драмы.


Мы увидели рядом Арсения, играющего Сильву в  театре «Грани», и  Василия, исполняющего роль  Бусыгина   в театре на Таганке. В зале сидел еще один Бусыгин,  еще Сильва, остальные герои пьесы. Бокурадзе  задумал вампиловскую постановку давно, но раньше  осуществил  ее с актерами  Таганки. И только в феврале  этого  года  –   со своими.
В легендарном театре Высоцкого он  и познакомился с Уриевским, композитором,  поэтом,  актером. Бусыгин  московский ( актер бывший саратовский)  дал другому  «старшему сыну» -новокуйбышевскому – несколько уроков игры  на  гитаре. Теперь  режиссер  придумал рокировку исполнителей главных ролей в столице и  в глубинке.
Концерт  был классный, два музыканта и композитора по очереди играли, пели и отвечали  на  вопросы. А потом вышли из зрительских рядов все актеры «Грани» и заиграли кто  на чем.  Концерт, как и спектакль, оставляют  самое приятное послевкусие.
С радостью узнала, что Денис поставил в Московском Театре наций спектакль  по интермедиям Сервантеса – своеобразное продолжение «Корабля дураков». В  нем играет  наша Юля Бокурадзе , возможно, мы увидим  его на следующем фестивале.

Автор: Ирина Крайнова
                                                                                                                                                     

 

0 comments on “Фестиваль имени Янковского. Свои

Comments are closed.