Открыть в себе человека

«Петербургский театральный журнал»
16 сентября 2017

«Король Лир». У. Шекспир.
Театр «Грань» (Новокуйбышевск) на фестивале «Реальный театр».
Режиссура и сценография Дениса Бокурадзе.

Присутствие в афише фестиваля «Короля Лира» настраивало на определенные ожидания и заранее вызывало вопросы: какая линия действия на сей раз станет центральной, будет ли пьеса Шекспира соотноситься с сегодняшним днем, каким образом будут решены персонажи и так далее? Денис Бокурадзе, работая с известным переводом Бориса Пастернака, строго следует за развитием сюжета и, опуская тему взаимодействия человека и космоса, высвечивает, главным образом, отношения между людьми в условиях тотальной борьбы за власть.

Персонажи помещены в пространство с мягкими стенами, обитыми войлоком, от чего возникает ощущение промозглости, сырости, заплесневелости, — такой темный монохромный мир, своего рода Средневековье, в котором обитают люди с выбеленными, фарфоровыми лицами, лишенными живых красок. Теплые одежды согревают героев в мире душевного отчуждения, где конфликт интересов оборачивается смертоносной схваткой. На крохотной сценической площадке персонажи, втянутые в это противостояние, переставляют, переносят, волокут огромные стулья, на которых мелом вычерчены имена действующих лиц: для выбывших из борьбы желаемый королевский трон превращается в могильную плиту. В этой эстетизированной реальности стулья как знак власти торчат острыми углами, словно разрезая мягкий, уязвимый человеческий мир.

Сцена из спектакля

Жесткая геометрия пространства рифмуется с геометрией пластического рисунка, строго выверенного для каждого персонажа. Герои спектакля вдоль и поперек измеряют сцену быстрыми шагами, изучая границы своих будущих владений. Когда Регана (Юлия Бокурадзе) и Гонерилья (Любовь Тювилина) договариваются о правилах игры в отношениях с отцом, они, постоянно озираясь, делают резкие выпады вперед в пустоту, рассекая воздух вытянутой рукой, как будто стараясь шпагой попасть в невидимого врага, и то и дело замирают с устрашающими гримасами, выдающими в героинях что-то звериное.

Двигателем действия становится Эдмонд, он связывает в тугой узел нити интриг. У персонажа Сергея Позднякова потрясающая подвижная пластика, в которой проявляются жесткие (мужские) и плавные (женские) черты, — этот андрогинный герой в достижении целей способен приспосабливаться к любой ситуации. В некоторых сценах кажется, что он сливается с пространством, растворяется в нем, становится неразличимым и хладнокровно, расчетливо вершит злодейства. В погоне за желаемым и в стремлении утвердиться в правах на королевский престол Эдмонд, самозабвенно наслаждающийся своими удачами, прежде всего противопоставлен Лиру, лишающемуся всего, что у него было.

Сцена из спектакля

Образ Лира с течением времени меняется, поскольку герой открывает человеческое в себе. Исполнитель заглавной роли Даниил Богомолов в начале спектакля появляется за стеной, выстроенной из стульев, так, что видна только его бритая голова, окруженная огромным жабо из войлока. В этот момент он более всего напоминает морское чудовище, захватившее окружающее пространство. Номинальное отречение Лира от власти при очевидном желании сохранить свое влияние выражается в отказе от королевских атрибутов — его воротник разделен между Реганой и Гонерильей. Осознание нового, ничтожного, положения приходит к герою постепенно. Ближе к финалу он действительно готов отречься, то есть освободиться от всего. Стоящий в центре сцены в белом балахоне, с раскинутыми в стороны руками, распятый король открывается миру и принимает его таким, какой он есть, со всей его красотой и всем уродством.

Сцена из спектакля

Перелом в существовании Лира происходит в сцене бури, неожиданно тихой, лиричной, когда Шут (Юлия Бокурадзе), по пятам идущий за сломленным, раздавленным королем, поет трогательную колыбельную, желая вернуть ему душевный покой. Персонаж, похожий то ли на ребенка, то ли на старика, завернутый в мягкий костюм с длинными рукавами — печальный Пьеро, — словно плачущая душа короля, разрывающаяся от боли, с которой Лиру предстоит соединиться в конце своего пути. Его встреча с Корделией (Екатерина Кажаева) после пройденных испытаний обнаруживает в некогда жестокосердном правителе по-настоящему искреннюю привязанность. Отец и дочь в нежном пластическом этюде буквально становятся продолжением друг друга (подобное же происходит во время примирения Глостера и Эдгара). Вместо резких, отточенных движений в спектакле появляются движения мягкие, округлые. Таким образом, в жесткой и жестокой атмосфере войны возникает совершенно другая, полярная тема — безусловной любви, которая отзывается в зрителях мощнейшим экзистенциальным потрясением.

Автор: Мария Кожина
Оригинал: http://ptj.spb.ru/blog/otkryt-v-sebe-cheloveka/

0 comments on “Открыть в себе человека

Comments are closed.