Новости

Обнимая зал

Издание «Город Н-ск.2000» № 14 (664)

«Бацилла» искусства на неделю сразила Новокуйбышевск

«ПоМост» вернулся! После четырех лет ожидания он снова здесь, он снова поражал, удивлял и вдохновлял. 17 театров изъявили желание участвовать в 6-ом Всероссийском театральном фестивале, который проходил в Новокуйбышевске, и среди них – театр музыки и поэзии Елены Камбуровой; «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга, больше даже известные за рубежом, чем в России. Уже в первый день открылись три выставки – авторских кукол Алисы Якиманской, фотоассоциаций Дмитрия Недыхалова и Александра Воронкова к спектаклю «Фрекен Жюли» театра-студии «Грань», сценографии и костюмов Юрате Рачинскайте и Андрияна Однодворцева. Уже в первый день три совершенно разных спектакля ошеломили публику.

ТЮЗ принимает первым

8 апреля театр юного зрителя «Время тайн» первым принял участников и гостей фестиваля. Здесь был дважды показан кукольный спектакль-притча «Синий Пёс» молодежного театра-студии «Ключ» из Набережных Челнов. Артисты поставили его по произведению итальянского поэта и художника Тонино Гуэрры. Впрочем, сюжет прост, ясен, прозрачен и стар, как мир: ерой спектакля взрослеет и к нему перестают приходить сказки. И сумеет ли он удержать рядом Синего Пса, которого «намечтал» себе, вот вопрос. Пластичные, живые, «говорящие» руки актеров; изумительно правдоподобные куклы; необычные маски и обычный песок, олицетворяющий, видимо, «пески времени» – все увязалось в ненавязчивое и вместе с тем мудрое повествование о человеческой жизни, ее взлетах и падениях, реальности и мечтах. Как из детской сказки, которую назубок знает каждый карапуз, сделать почти что шекспировскую трагедию? Об этом лучше спросить у артистов из Евпатории, которые привезли на «ПоМост» спектакль «Федора» (по мотивам сказки К. Чуковского «Федорино горе»). Правда, ни Козой, ни Курицей, ни говорящими корытами там и не пахло. Пахло авангардом, «неформальным» общением и нестандартными поступками. Впрочем, публика в конце концов разобралась, где Посуда (она же – светлая сторона Федоры), где Тараканы (сторона темная), что означают мастерски выполненные (и очень мобильные!) чемоданы (опять же – внутренний мир – замусоренный и захламленный), и уже с удовольствием наблюдала за противоборством двух сил.

 Художник и театр

Все дни фестиваля, с 8 по 12 апреля, в фойе 1-го этажа Дворца культуры работала выставка «Художественный мир театра», на которой экспонировались работы художника-сценографа Юрате Рачинскайте из Вильнюса и художника-декоратора Андрияна Однодворцева из Самары. Экспозиция, составленная самими художниками, включила в себя сценографию, эскизы, предметный ряд спектаклей, поставленных новокуйбышевским театром-студией «Грань». – Эту выставку можно рассматривать и как дань памяти Эльвиры Анатольевны Дульщиковой, бессменного руководителя и режиссера «Грани», – сказала на открытии дочь Дульщиковой Надежда Лысова (Надежда Юрьевна, искусствовед, профессор Мордовского университета, все эти годы является научным консультантом «ПоМоста»), – поскольку и Юрате, и Андриян работали над спектаклем в тесном содружестве с ней.  Удивительные декорации, стилизованные окна и двери, утварь – все уютные, «домоткано-посконные», придумал для детских спектаклей Андриян Однодворцев, и совсем по-другому – строго и лаконично – выполнены декорации и костюмы к трудному, философскому, спектаклю «Карманный театр» по Жану Кокто. Но как в тех, так и в других чувствуется трепетное отношение художников к выразительной стороне спектакля, и роднит эти непохожие работы высокий профессионализм, полное «врастание» в замысел режиссера. Кстати, на открытии фестиваля публика по достоинству могла оценить костюмы к «Карманному театру», которые показали со сцены артисты театра-студии «Грань».

«На свой необычный манер…»

Спектакль с таким названием (по строчке из стихотворения Владимира Высоцкого) мы увидели и услышали в день открытия «ПоМоста». В традициях фестиваля – приглашать на праздник не только провинциальные театры, но и звезд, чтобы высокая планка, поднятая ими, давала стимул всем начинающим и молодым. На этот раз главным событием стало выступление театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой – собственно самой актрисы и певицы и музыкантов Олега Синкина и Вячеслава Голикова. Спектакль «На свой необычный манер» поставлен по песням Жака Бреля и Владимира Высоцкого. «Два имени. Два прерванных полета. Две личности, заряженные невероятной, вулканической  энергией, которая позволяла родиться чему-то необыкновенному; энергией, за которую одновременно пришлось расплачиваться», – так начинает спектакль Елена Камбурова, и на экране возникают две фотографии – Бреля и Высоцкого. Их высказывания, перекликаясь, выявляют такое сходство бунтарских душ, такую непокорность рутине, что становится понятным выбор актрисы – она ведь и сама бунтарь… И под морские волны и облака, плывущие на экране, в которых то возникают, то исчезают сроки стихов, начинают звучать песни, каждая из которых – маленький спектакль. Кстати, ей очень «идёт» французский язык, очень идёт образ такого вечного подростка, Гавроша, распевающего невероятно музыкальные, берущие за душу песенки. И мы отлично понимали, о чем они – и «Добрый Бог», и «Не покидай меня», и «Вальс на 1000 тактов». И не только потому, что их предваряли несколько строчек перевода – Камбурова проживала эти композиции Бреля так полно и ярко, что переводчик был не нужен. Ну, а Высоцкий… Ведь на то она и Елена Камбурова, чтобы сделать сугубо своими и его «непричесанные», резкие, трагические стихи. «Так случилось, мужчины ушли», «Кто сказал, что Земля умерла», «Канатоходец», «Белый вальс» – в них актриса достигала такого эмоционального накала, что публика, забыв о том, что это не концерт, а спектакль, не раз срывалась в овации… Феномен этой невысокой хрупкой женщины с тревожными глазами и необычайно широким диапазоном голоса, возможно, так и не будет разгадан. Но еще в студенчестве, услышав, как она поет Окуджаву и Кима, я уверилась: для нее нет «мужских» и «женских» песен, а есть слово, музыка и желание их прожить. В зале Дворца, разумеется, в этот вечер был аншлаг: ведь Камбурова и ее театр – явление уникальное, их приезд – событие. И пусть форма спектакля не позволила актрисе сказать традиционные слова приветствия фестивалю, но, исполняя финальную песню, Елена Антоновна сделала руками неуловимое движение, словно обнимая весь зал, и широко, благодарно улыбнулась. И мы поняли это послание.

Гремела «Гроза»

«Грозу» Островского в постановке Магнитогорского театра драмы имени А. Пушкина критики заслуженно называют лучшим российским спектаклем последних лет. Поставленный в 2007 году, в 2008-м он уже получил «Золотую маску» и успел прогреметь на десятке театральных фестивалей. Не только потому, что сценография его необычна (огромные мостки; низкий забор, отделяющий от нас бассейн; над ним зеркало, в котором мы видим воду), не только потому, что действо балансирует на грани цирка и трагедии. Герои мечутся, рвут душу в клочья, плачут и смеются (сколько в том смехе слышится боли!). Сам режиссер признавался, что увидел в произведении Островского сердечные драмы людей, каждый из которых (и Тихон, и Борис, и Кабаниха) по-своему хороший человек. Поэтому в спектакле нет привычного деления на «хороших» и «плохих». И Катерина здесь – только одна из них. «ПоМост» представил двух разных «Островских»: «Бешеные деньги» Саратовского театра драмы и «Грозу» с Урала. Как говорится, на любой вкус. Но в одном они схожи: любовью, которая обрушивается, как гроза, и поражает, как молния, иногда убивая…

Комментарий

Владимир Конев, художник: – Я очень рад, что фестиваль «ПоМост» вернулся после нескольких лет ожидания: яркими спектаклями, оригинальными выставками. Рад, что не растерялась его публика – преданная, доброжелательная. На спектаклях побывала вся наша семья: и дети, и внуки – в этом году детям, на мой взгляд, уделено особое внимание, и здорово, что с малых лет они заражаются этой «бациллой искусства»… Отмечу прекрасных кукол Алисы Якиманской, выставку сценографии. Запомнились спектакли, такие разные, необычные: «Федора» – этакий триллер ч хорошим финалом, «Прекрасное далеко» – л жизни людей и… ангелов. И, конечно, – Камбурова, «Гроза» Островского и «Провинциальные танцы» – они вне конкуренции!

Автор: Наталья Красавина

0 comments on “Обнимая зал

Comments are closed.