Новости

Ярике краски “ПоМоста”

Издание «Город Нск» №43

 С 23 по 26 октября в городе прошел третий Всероссийский театральный фестиваль «Помост: провинциальные театры России»

Поздравляя на открытии зрителей с пришедшим в город праздником, начальник управления культуры Елена Пахомова назвала фестиваль самым масштабным культурным проектом года. И действительно, несколько фестивальных дней явили собой немыслимую концентрацию интересных событий – спектаклей, выставок, встреч, общения за кулисами, – и человеческой душе теперь есть чем подпитаться на месяцы вперед, есть над чем поразмыслить после того, как опустился занавес.

Очень разные по настрою, жанрам, традициям театры, съехавшиеся на «Помост-3», объединяло желание достучаться до зрительского сердца ( и это зачастую удавалось), в ненавязчивой форме преподнести уроки дружбы, доброты, любви. И если Омский камерный «Пятый театр» или новокуйбышевский театр-студия «Грань» делали это весьма толерантно, то пензенский «Театр Доктора Дапертутто» или гость праздника, столичный театр «У Никитских ворот» воспитывали нас экспрессивно, а порой и неистово. Воспитывать же зрителя необходимо: иные новокуйбышевские школьники, пришедшие «на Достоевского», даже на час не смогли расстаться со «жвачками» и мобильными телефонами, несмотря на увещевания взрослых. Но такие же подростки с некоторых спектаклей выходили притихшими, задумчивыми. Может быть, великое чудо по имени «театр» все же коснулось их, пусть и ненадолго?

«Театр призван защищать добро».  Эти слова Марка Розовского разделяют все актеры и зрители, принявшие участие  во Всероссийском фестивале «ПоМост»

На высокой ноте

Фестиваль начался вечером 23 октября на высокой ноте, с первых же минут взяв зрителей в плен своим музыкально-театральным действием, где органично соединились скрипичная музыка, пение хоровой капеллы «Аура» и мини-представление актеров театра-студии «Грань», одетых в костюмы извечных сценических персонажей – Арлекино и Пьеро. И когда затем московский режиссер Марк Розовский с необыкновенным подъемом прочел пушкинское «Что смолкнул веселия глас?..», уже было понятно – ближайшие три дня мы будем жить в одном ритме, вместе смеяться и плакать над историями, что расскажут нам такие разные театры.

«Песни нашей коммуналки» – спектакль, который привез столичный театр «У Никитских ворот», стал мощным запевом, а мюзикл «Стая», показанный Калмыцким республиканским тюзом – не менее мощным заключительным аккордом фестиваля. Но и все остальные события «ПоМоста» явились для фестивальной публики яркими, порой неожиданными открытиями.

Казалось бы, спектакли Омского государственного камерного «Пятого театра», где практически отсутствуют декорации, а театральные костюмы очень условны, были обречены на снисходительное зрительское похлопывание по «плечу». Но голос души, который донесли до нас Лариса Гольдштейн в «Звезде любви» по мотивам пушкинской лирики и Елена Блинникова и Николай Пушкарев в сценической версии по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» – «Неисповедимы пути…любви», был не просто услышан, он потряс силой, красотой и трепетностью. Не случайно «Пятый театр» включен сегодня в пятерку сильнейших провинциальных трупп России.

«Мейерхольд «вправил» нам мозги»

Ну а на долю экспериментального театра из Пензы под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Натальи Кугель выпал просто ошеломляющий успех. В труппе играют девять актеров-мужчин, женщины на «корабль» не допускаются. Во0-первых, этого требует сам жанр комедии дель-арте, в котором творит «Театр Доктора Дапертутто», во-вторых, по признанию режиссера, не женское это дело – лазать по канатам, висеть на растяжках и трапециях, совершать головокружительные кульбиты, которыми наполнены постановки.

Пензяки показали на «ПоМосте» два спектакля: «Практику частных явлений» Анатолия Куницкого (одного из основателей группы «Аквариум», ныне известного искусствоведа) – о людях, которые «застревают» и «проваливаются», которые вроде бы умерли и тем не менее живут… И «Бурю» У. Шекспира – историю человека, преданного своим братом и брошенного с дочерью на утлой лодке в океане. Работая в режиме нон-стоп, на едином дыхании, молодые актеры не раз заставляли нас заглянуть в собственные души, чтобы мы могли воочию убедиться, сколько еще там осталось ненужной гордыни, снобизма, неверия…

Большим подарком театралам и книгочеям стала привезенная пензенским «Домом Мейерхольда» (в котором, собственно и работает «Театр Доктора Дапертутто») выставка, рассказывающая о великом режиссере.

– В прошлом году музею «Дом Мейерхольда» исполнилось 20 лет, – говорит Наталья Кугель, – и все эти годы в нем действует уникальная лаборатория по изучению творческого наследия мастера – труппа, с которой мы и приезжали в Новокуйбышевск. Нет, в своих спектаклях мы ни в коем случае не повторяем Мейерхольда, да это и невозможно. Просто Мейерхольд дал нам корни, «вправил» мозги», он научил нас плавать, и поскольку плавание – это наша профессия, мы плывем.

В репертуаре «Театра Доктора Дапертутто», как рассказала Наталья Аркадьевна, есть также Гофман и Гоцци. Все они поставлены «не по системе Станиславского», в них актеры не имитируют жизнь, а раскрывают ее сущность.

Большинство артистов  пензенского театра – Алексей Водопьянов, Сергей Пахомов, Иван Коновалов, Илья Бирюков – профессионалы, им подвластны не только актерское мастерство, но и вокал, танцы, пластика, а один из старожилов труппы Дмитрий Кинге еще и великолепно играет на пяти музыкальных инструментах!

Миссия выполнима

В дни фестиваля немало говорилось о том, что Новокуйбышевск имеет крепкие театральные традиции и, что немаловажно, трепетного и чуткого зрителя. Действительно, зритель не подвел актеров: мы искренне вызывали служителей Мельпомены на «бис», дарили цветы, аплодировали стоя. Неловкость у нас и гостей, увы, не раз вызывали наши юные сограждане, которым, видимо, не успели вовремя подсказать, что в театре нельзя громко разговаривать, жевать сладости…

А между тем устроители фестиваля постарались, чтобы публика школьного и дошкольного возраста не была обделена. Целых четыре  раза шел спектакль «Петрушка» в исполнении московского театра кукол «Тут и Там», дважды блеснул на сцене СамАРТ со своим «Счастливым Гансом», дважды покоряли и восхищали взрослых и детей артисты театра кукол республики Марий Эл из Йошкар-Олы. О спектакле последнего – «После дождичка» – стоит сказать особо.

… Пронзительные музыкальные темы «Каста Дивы» Беллини и «Времен года» Вивальди сразу указывают на настоящую драму. Так и происходит: на крошечной сцене предстает история одиночества и несбывшихся надежд двух немолодых сердец. Одряхлевший Кот и постаревшая Собака – голубая пуделиха, явная представительница богемы… Когда-то они были дружны, но жизнь разбросала их, и сегодня остается только предаваться воспоминаниям, в которых по-прежнему резвятся на лужайке и взмывают в небеса полные сил и задора, любви и доверия к ближним жизнерадостные котенок и щенок. Этот трогательный спектакль – детище художницы, сценографа и режиссера Татьяны Батраковой.

– Нашему театру в 2007 году исполняется 65 лет, а я работаю здесь только пятый год, – говорит она. – «После дождичка» – название дала одноименная песня Окуджавы, которая звучит в постановке – мой третий спектакль. Его идея навеяна фильмами Феллини и Тарковского, где много «всякого разного». С ним мы много ездили по России, и всюду нас хорошо принимали. Вообще-то в нашем кукольном театре есть весь «джентльменский» набор – «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», но, думаю, зрителю нужны и такие философские, заставляющие переживать, сострадать, а порой и плакать, вещи…

Как всегда, не остались в стороне хозяева и организаторы «ПоМоста» – актеры театра-студии «Грань» под руководством Эльвиры Дульщиковой, бессменного художественного руководителя всех трех театральных фестивалей. Оригинальная сценография и потрясающе красивые костюмы покорили все, кто пришел на премьеру «Венецианки».

Если говорить языком официальным, то подбор фестивальных коллективов снова, как и в прошлые годы, был осуществлен на должной высоте: мы увидели и услышали лауреатов и дипломантов престижных театральных фестивалей и конкурсов – не только всероссийских, но и международных. Если отбросить официоз – мы увидели и услышали по-настоящему талантливых актеров и режиссеров, творящих на пределе человеческих возможностей и потому несущих нам, зрителям, огромный энергетический заряд, желание прокручивать в голове рассказанные истории и задаваться вопросами о смысле жизни снова и снова. И если мы опять ушли из театра встревоженными и неравнодушными, значит, и на сей раз он свою миссию выполнил?..

26 октября, в среду, на церемонии закрытия, где участникам вручались дипломы и призы, «ПоМосту» была дана объективная оценка: фестиваль удался. В его орбиту были вовлечены три тысячи зрителей, которые от всей души говорят спасибо художественному руководителю «ПоМоста» Эльвире Дульщиковой, директору концертного объединения «Орфей» и исполнительному директору фестиваля Дмитрию Софьину, новокуйбышевской администрации, министерству культуры и молодежной политики Самарской области и генеральному спонсору праздника – благотворительному фонду «Виктория». И вместе с участниками и организаторами фестиваля мы говорим «ПоМосту» : «До новых встреч!»

 

Автор: Наталья КРАСАВИНА

Мнение

Народный артист России Марк Розовский, г. Москва:

– Хочу выразить слова благодарности за то, что вы делаете достойное, серьезное дело. Оно нужно не только вам, оно является примером для многих городов нашей необъятной Родины. Сегодня простому человеку не всегда до театра, в нашей жизни так много кровопролития, насилия и вражды… Но, думается, как раз театр-то и призван объединять и защищать людей, защищать добро, призывать к сочувствию униженным и оскорбленным. И фестиваль «Помост», своими спектаклями идя от сердца к сердцу, от человека к человеку, эту всю миссию выполняет.

 Наталья Кугель, заслуженный деятель искусств России, г. Пенза:

– Организаторы «ПоМоста» удивительные люди – бескорыстные, совершенно лишенные амбиций и зависти. А сам фестиваль – очень интеллигентный и благодарный. И мы также благодарны ему.

0 comments on “Ярике краски “ПоМоста”

Comments are closed.