Новости

История архитектора театра «Грань»

Герой этого материала «НВ» — архитектор, который стал директором театра «Грань», Вячеслав Романчиков. Известный житель Самары, уроженец города Отрадный, последние два года регулярно появляется в информационных лентах, на полосах газет, когда речь идёт о строительстве нового здания театра. Кто же такой Вячеслав Романчиков? Как его жизнь и работа связаны с Новокуйбышевском?

Ответ на эти и другие вопросы Вячеслав дал в интервью нашему еженедельнику. Напомним, что наш собеседник — автор проекта здания для театра «Грань», который строится сейчас в сквере «Слава труду». За его плечами более 20 лет опыта проектирования и строительства, а возведение театра — совершенно новая страница в жизни.

— Вячеслав, с чего началось ваше знакомство с Денисом Бокурадзе (художественный руководитель театра-студии «Грань» — прим. ред.)?

— Наше знакомство началось с совещания в администрации Новокуйбышевска. Я был приглашён как эксперт, директор центра инженерно-технических разработок СамГТУ на презентацию проекта театра, предложенного московскими авторами. Я должен был оценить его, высказать своё мнение. Не могу сказать, что оно было с первого же взгляда оптимистичное. Более того, во многом моё отношение к предложенной концепции было критическим. Согласно первоначальной задумке, здание должно было быть в два раза больше, чем сейчас, и выглядело оно иначе. Было очевидно, что в таких масштабах его будет нереально воплотить в жизнь в малом городе. Высказав вслух своё мнение, я вызвал бурю эмоций, в том числе со стороны Дениса Сергеевича. Он вынашивал свою идею давно, и вдруг приезжает кто-то и начинает озвучивать негативное мнение. Безусловно, я говорил не ради критики. Понимая, насколько важен этот объект для города, области, важно, чтобы он был действительно построен. Я предлагал уменьшить объём здания, не трогая основные функциональные части. И надо отдать должное дипломатии Дениса Сергеевича, на следующий же день после совещания позвонил и предложил встретиться. Он понял, что мои предложения рациональны. С того момента мы начали друг друга внимательно слушать и уже вместе двигаться в сторону оптимизации проекта. В итоге получился тот проект, который мы сейчас воплощаем в жизнь. Он сложный, но вполне реализуемый.

— По вашим проектам построены жилые здания, целые районы, храмы, скоро будет театр. Какие ощущения испытывает архитектор, когда видит, что его идея стала реальным воплощением, да ещё и в таких масштабах?

— Я, когда ехал к вам на интервью, думал об этом и понял, что за годы моей работы были построены дома, в которых сейчас проживает более 20 тысяч человек. Об этом каждый день не думаешь, но это так. А театр для меня становится самым знаковым и ярким объектом.

— Театр — то, что точно войдёт в историю.

— Да. Но, надеюсь, и церкви, которые я проектировал, тоже станут её частью. Как говорит владыка Сергий, всякий храм должен простоять минимум 200 лет. Думаю, что надо же… меня не будет через столько лет, а они ещё сохранятся.

— Как вы сработались с Денисом Бокурадзе?

— Когда две личности сталкиваются в общем большом деле, они должны сойтись характером, и у нас это получилось. Благодарен судьбе, что мы познакомились с Денисом Сергеевичем, и он увидел во мне единомышленника. Когда я узнал этого человека, то понял, что он обладает невероятной энергией, которой не хватает во многих крупных учреждениях. Поэтому маленький коллектив проявил инициативу изнутри и добился строительства своего театра! Это очень мощная сила. Мы объединили усилия и идём к цели. Вы не представляете, сколько трудностей возникает на пути, но мы решаем их вместе.

— Как вы пришли к архитекторской работе?

— Это было в начале 90-х годов. Я впервые приехал в Санкт-Петербург. И это был тот момент, когда понял, что свяжу свою жизнь со строительством, инженерным искусством. Мне было в то время 13 лет. Конечно, впечатлил регулярный генеральный план города, инженерная гениальная мысль разводных мостов, ну и конечно… Его оград узор чугунный, его задумчивых ночей прозрачный сумрак, блеск безлунный… Но в большой степени я был впечатлён Юсуповским дворцом. Его изюминка — это домашний театр. Я был так поражён, смотрел, затаив дыхание, на маленький зал, занавес и представлял, как там ставились спектакли. Тогда дал себе слово, что создам нечто подобное. Такая детская мечта появилась. Конечно же, я принял решение поступать в строительный университет. После окончания университета довольно быстро открыл своё предприятие, погрузился в профессию, занялся строительством. К 28 годам построил собственный дом, в котором я впервые реализовал идею домашнего театра! Он, конечно, не как во дворце Юсуповых, но это то место, которое ежегодно на старый Новый год собирает друзей. Думаю, Денис Бокурадзе, впервые попав ко мне в гости, понял, что нам надо объединить усилия не только в вопросах строительства здания, но и ведения дел в театре. Он пригласил меня работать и после завершения работы над проектом. Сейчас я действую от лица театра в административных вопросах, в налаживании внешних контактов с коллегами. Это не должностная обязанность на данный момент, так как театр как юридическое лицо ещё не создан.

— Строительство театра — это ваш новый опыт. Какая подготовительная работа шла перед началом проектировки?

— Я уже упомянул о своём доме, но добавлю, что мой дом — это моя лаборатория, в которой я экспериментирую. Не всегда что-то получается удачно, но именно там у меня есть возможность пробовать новое, делать свои открытия. Успешные находки я транслирую уже в масштабе. Например, у меня есть гараж с эксплуатируемой крышей, где разместился полноценный сад. Подобную кровлю мы хотим реализовать в будущем театре «Грань». Ещё задолго до начала проектирования я понимал, что нужно восполнить пробелы в знаниях и опыте, которые касаются именно театральных технологий. Поэтому посетил около 20 театров по всей России. Нужно было изучить их работу изнутри. Важно было видеть взаимосвязь конструктивных, архитектурных решений с технологической начинкой — то, что скрывается за кулисами театра. В течение года я погружался с логику театра, участвовал в форумах и перенимал чужой опыт. Увидел изнутри театр имени Вахтангова, Театр наций, Губернский театр Сергея Безрукова и другие. Их директора делились тем, что их не устраивает в зданиях, удачными находками. Весь опыт мы учли в проекте театра в Новокуйбышевске.

— Получается, что ваша зона ответственности — это не просто коробка здания, но и всё её наполнение?

— Конечно. Весь проект создавался не как коробочка, в которую впихивают что-то. Напротив, мы вначале создали всю технологическую начинку и продумали возможность функционирования театральных залов со всем оснащением, а потом вокруг этого строились архитектурные решения, продумывали складские помещения, цеха, логистику, как будут перемещаться актёры, выезжать декорации, как организовать проход зрителей. Всё, что от центра событий — залов, к выходу из здания.

— Какие проекты, кроме театра, для вас стали значимыми в жизни?

— Обычно над проектами работают командой. Но у меня был такой, в котором я работал и дизайнером, и архитектором, и инженером, и конструктором — это храм святого Георгия Победоносца в селе Георгиевка Кинельского района. Это первый объект религиозного назначения моего авторства. О такой работе меня попросил настоятель храма отец Максим. У меня на тот момент общий опыт в проектировании составлял всего года четыре. Когда поступило это предложение, не скрою, переживал, что ни разу не делал такого. Отца Максима не смутило, что проект храма будет для меня первым. Спустя время он сказал мне: «Я посмотрел вам в глаза, понял, что справитесь». Было оказано большое доверие, кстати, как и с театром. Прежде чем приступить к работе, отправился в своём доме на колёсах по стране, чтобы изучать опыт возведения церквей и монастырей. И храм Георгия Победоносца был построен, в нём давно ведутся службы. У меня тогда не было помощников, мне хотелось сделать именно свой личный проект. И этот опыт потом воплощался уже в следующих проектах. Могу сказать, что все идеи, которые я создавал на бумаге, воплощал в жизнь. Нет таких, которые бы лежали в столе или попали в корзину. Работа над проектами может не так прибыльна, как строительство, с которого я начинал профессиональный путь, но для меня сейчас не столь важна коммерческая составляющая. Главное — получение драйва, удовлетворения от реализации своего проекта.

Автор: Ульяна Макеева

Источник: Издание “Наше время”

 

0 comments on “История архитектора театра «Грань»

Comments are closed.