Новости

НА ЧИСТОМ ФОНЕ НЕБА… Премьера: «Двадцать лет спустя»

Газета «Знамя коммунизма», 15.05.1971  

Рождение нового творческого коллектива – большое и всегда радостное событие. Так появился и уверенно заявил о себе премьерой пьесы Михаила Светлова «Двадцать лет спустя» юношеский драматический коллектив самодеятельных артистов Дворца культуры им. В. И. Ленина.

Пьеса относится к раннему периоду творчества Светлова и рассказывает о героических делах комсомольцев 20-х годов. Поэтому девиз «Ленинскому комсомолу посвящается», взятый коллективом, еще ярче подчеркивает авторский замысел. Когда мы произносим имя Светлова, сразу хочется сказать: «Гренада». Так популярно это стихотворение, так любима песня В. Берковского на эти слова. И хотя в пьесе нет «Гренады», режиссер Эльвира Анатольевна Дульщикова смело вводит ее в пролог.

…На чистом фоне неба торжественно, как в присяге, стоят комсомольцы. Короткие юбки, гольфы, модный покрой брюк. Это наши современники. Звучит бессмертная «Гренада», соединяющая поколения. Еще строже становятся лица ребят. Надев буденовки и как бы уже шагнув в 20-е годы, ребята уходят за сцену, чтобы через минуту появиться преобразившимися.

Пьеса написана в приподнятом романтическом стиле, воспевает мужество, стойкость и преданность юных бойцов, их готовность служить делу революции всей своей жизнью и даже смертью. Здесь переплелись героика и еще недавнее детство, дружба и первая юношеская любовь, тяготы военных лишений, разлук и утрат и светлые мечты о будущем. Судьбы подростков неотделимы от судеб всего народа.

Молоды не только герои пьесы. Молоды и исполнители их ролей – ученики 8-10 классов. А молодость и романтика – всегда рядом. Слившись полностью со сценическими образами, ребята живут ими. По реакции зрительного зала можно с уверенностью сказать: если понадобится – встанут в строй не только те, что на сцене, плечом к плечу с ними встанет вся молодежь…

Из очень слаженного ансамбля трудно выделить наибольшие актерские удачи. Спектакль именно тем и хорош, что, от режиссера до исполнителя самой маленькой роли, все работали на едином дыхании. И все-таки нельзя не назвать такие имена, как Тося (Аня Смирнова), Дуня (Надя Парахина), Костя (Володя Артемьев), Сашка (Юра Вавилов), потому что со спектакля ты уходишь с ними.

И уж совсем нельзя не отметить работу Оли Кузевой в роли Берты Кузминичны, бывшей экономки богатого дома Добровских. Если все остальные ребята играли своих сверстников, то для 16-летней Оли это был настоящий, кропотливый актерский труд. Нужно было девочке в короткий срок мысленно «прожить» жизнью ее героини. Постепенно, шаг за шагом шла она за замыслом режиссера, взрослея на каждой репетиции, меняя движения, походку, интонацию голоса. Выросла не только Оля. Ее Берта Кузминична под влиянием комсомольцев тоже меняла свои взгляды. И в конце пьесы, когда, пытаясь спасти ребят, она жертвует жизнью, ей, безусловно, веришь – это подготовлено всем развитием роли.

Запоминающийся образ наборщика создал И. Г. Касимов. Появляясь только в двух сценах с небольшим авторским текстом, он силой внутренней убежденности сумел рассказать все о своем герое.

Необыкновенно поэтический и в прозе, Светлов не мог быть решен без музыки. На протяжении почти всего спектакля звучит она, делая наиболее действенной, четкой подачу текста. И даже в сценах, где нет музыки, все пропитано ею.

Мелодией «Там вдали, за рекой» начинается спектакль, и отблески загорающейся зари полыхают на еще закрытом занавесе, символизирующем знамя. Эта же песня, но очень мягко, подается во время чтения «Гренады». Кульминационная сцена, в которой ребята узнают о гибели своего товарища и весь последующий монолог Кости, его брата, построены на «Грезах» Шумана. Пение «а капелла» детских голосов заставляет здесь нас не только почувствовать боль утраты, но и не дает замыкаться в личном горе во имя того большого, за что Вася отдал свою жизнь.

Очень чутко вел музыкальное оформление спектакля инженер-радист В. И. Корнацкий. Вся звукозапись была сделана и тончайше выверена им. зная наизусть весь спектакль, все сцены, он стал неотъемлемым участником коллектива.

Для постановщика Э. А. Дульщиковой премьера – тоже боевое крещение. И если эта творческая встреча вызвала взаимное доверие и принесла уже на первых порах такие ощутимые результаты, как диплом за участие в VIII театральной весне, то поздравить можно и руководителя и весь коллектив.

Какие произведения в будущем найдут свое воплощение на сцене нашего Дворца культуры? Возможно, будет показано время Великой Отечественной войны или героика наших дней, но нет сомнения в том, что тема будет непременно героической. Для молодого коллектива она – самая увлекательная.

Автор: Н. Яньшина

0 comments on “НА ЧИСТОМ ФОНЕ НЕБА… Премьера: «Двадцать лет спустя»

Comments are closed.