Фестиваль «Золотая Маска» приедет в Новокуйбышевск

С 4 по 8 сентября 2021 года состоится фестиваль «Золотая Маска» в Новокуйбышевске. Региональная программа проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Фонда президентских грантов. Генеральные партнеры – Благотворительный Фонд Михаила Прохорова и Сбер. Партнер проекта в Новокуйбышевске – компания «НОВАТЭК».

Российская Национальная театральная Премия «Золотая Маска» учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей Российской Федерации и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. «Золотая Маска» – российский театральный Фестиваль, весной каждого года представляющий в Москве наиболее значительные спектакли из городов России.

«Золотая Маска»  – не только авторитетная и престижная награда в области театрального искусства, но настоящий культурный институт, который выполняет важные, стратегические для театра задачи. В разные годы она стала инициатором ряда серьезных театральных проектов. Особое внимание «Золотая Маска» уделяет гастрольной деятельности, с 2000 года организуя программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии». Создавая программу, направленную на развитие гастрольной политики, «Золотая Маска» стремилась к преодолению культурных барьеров внутри страны, делая доступными лучшие образцы современного театрального искусства зрителям в самых разных городах России. За это время было проведено более 140 проектов в разных городах от Южно-Сахалинска и Красноярска до Архангельска и Сочи.

В 2021 году Фестивали «Золотой Маски» пройдут в 13 российских городах. Весной региональная программа началась с проекта «Достоевский и театр» в Омске. Летом спектакли «Золотой Маски» увидели зрители Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. Осенью гастроли состоятся в Ульяновске, Новокуйбышевске, Петрозаводске, Костомукше и Череповце, где проекты «Золотой Маски» давно являются важной составляющей культурной жизни городов. Впервые фестивали «Золотой Маски» пройдут в Салехарде, Уфе и Березниках Пермского края. Уникальным станет проект в Новосибирске, который «Золотая Маска» проведет совместно с международным фестивалем «Хаос». Масштабная региональная программа завершится в декабре в Санкт-Петербурге.

Проект «Золотой Маски» в Новокуйбышевске состоится в третий раз. С этим городом фестиваль связывают долгие творческие связи: Театр-студия «Грань» трижды становился номинантом «Золотой Маски» и получил две премии в частных номинациях. Спектакли театра неоднократно попадали в Long List и участвовали во внеконкурсных программах Фестиваля, неизменно получая сильный отклик среди профессионалов и широкого круга зрителей. В 2021 году жители Новокуйбышевска увидят замечательные спектакли из Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы. Откроет фестиваль постановка московского театра им. А.С. Пушкина «Обещание на рассвете» по культовому роману писателя Ромена Гари, где главные роли исполнят Александра Урсуляк и Андрей Заводюк. Необычное прочтение комедии Н. Гоголя «Ревизор» представит санкт-петербургский театр «Суббота». Удивительная и завораживающая постановка Яны Туминой «Комната Герды» расскажет историю героини Андерсена по-новому. А Башкирский театр драмы им. М. Гафури покажет инсценировку романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», ставшего настоящим событием в современной русской литературе.

 ОРГАНИЗАТОРЫ ПРОЕКТА
Министерство культуры Российской Федерации
Фонд президентских грантов
Правительство Самарской области
Администрация Города Новокуйбышевска
Театрально-концертный комплекс «Дворец культуры»
Театр-студия «Грань»
АНО Фестиваль «Золотая Маска»

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ
Благотворительный фонд Михаила Прохорова
Сбер

 ПАРТНЕР
«НОВАТЭК»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ «ЗОЛОТАЯ МАСКА»
«Российская газета», Snob
 

АФИША

4 сентября, 18:00
На Большой сцене Дворца культуры

Театр им. А.С. Пушкина, Москва
ОБЕЩАНИЕ НА РАССВЕТЕ
по Ромену Гари

Перевод: Елена Погожева
Художественный руководитель постановки: Евгений Писарев
Режиссер: Алексей Кузмин-Тарасов
Художник: Ася Скорик
Свет: Нарек Туманян
Хореограф: Рамуне Ходоркайте

Артисты: Александра Урсуляк, Андрей Заводюк, Сергей Кудряшов, Ирина Петрова, Алексей Воропанов, Эльмира Мирэль
Продолжительность 1 ч. 50 мин.
16+

Спектакль вошел в Long List Премии «Золотая Маска» 2016 года.

Спектакль режиссера Алексея Кузмина-Тарасова поставлен по художественной автобиографии Ромена Гари. Литературный мистификатор, кинорежиссер, дипломат, Гари в романе описал свои отношения с матерью, безумно его любившей и этой любовью предопределившей его судьбу. Эгоистичная требовательность матери здесь обратная сторона ее несокрушимой веры в собственного ребенка, в его гениальность и исключительность. Она обрекла сына на трагичную судьбу (Ромен Гари застрелился, хотя этот факт в спектакле «умалчивают»), и она же подарила ему все его подвиги, достижения, успех у женщин.

журнал «Ваш Досуг»

Мать играет Александра Урсуляк, ее сына Ромена – почти годящийся ей в отцы Андрей Заводюк. На этой разнице режиссер Алексей Кузмин-Тарасов выстроил целую игру, где прошлое и настоящее, представление и переживание, ирония и исповедь, любовь и подавление переплелись так, что невозможно отделить одно от другого.

журнал «Театральная афиша»

Спектакль кажется эссе на вечную тему отцов и детей, неожиданным для русского театра взглядом на взаимоотношения таких героев. И ощущается он так, как звучащая в финале «Снова замерло все до рассвета» в исполнении Ива Монтана, – на другом языке, но понятная и близкая до последней ноты.

газета «Вечерняя Москва»

5 сентября, 14:00, 19:00
на Камерной сцене Театра-студии «Грань»

Театр «Особняк», Санкт-Петербург
КОМНАТА ГЕРДЫ
лирический хоррор по Г. Х. Андерсену и М. Рильке

Режиссер: Яна Тумина
Художник (куклы, объекты, сценография): Кира Камалидинова
Художник по костюмам: Анис Кронидова
Художники по свету: Василий Ковалев, Анатолий Ляпин
Звуковое оформление: Юрий Лейкин
Артисты: Алиса Олейник, Кирилл Смирнов/Евгений Филимонов

Продолжительность 1 ч. 25 мин.
12+

Премия «Золотая Маска» 2019 года – «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа актера» (Алиса Олейник).
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 года – «Лучший спектакль в театре кукол», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа актера» (Дмитрий Чупахин).

Меня порой спрашивают, кто он – мой зритель. Отвечу так: простодушный взрослый и думающий ребенок. Видимо, моя самоуверенность позволяет считать, что эти качества в какой-то мере приобретаются прямо на спектакле. Дети умнеют, а взрослые становятся наивнее. Когда ставишь спектакль, попадающий в категорию «для семейного просмотра», важно соблюсти грань: чтобы твоя работа была «прочитана» и взрослой, и юной аудиторией; но я соблюдаю эту грань чисто интуитивно – или сознательно не соблюдаю. Важно создать многогранник образов, чтобы спектакль мог быть воспринят с разных сторон, на разных уровнях.

Яна Тумина, интервью журналу «Петербургский театрал»

Комната, где обитает то ли девочка, то ли старушка, живет своей жизнью и, подобно океану Соляриса, порождает прекрасные и страшные фантомы. Эти фантомы – родом из сказки Андерсена, но отнюдь ее не иллюстрируют. Фигурка мальчика самостоятельно покидает черно-белую фотографию, пустой рукав пальто поднимается и дарит розу, стол приезжает, чтобы увезти алые туфли. Герда предстает то юной девушкой, то беспомощной старухой. А иногда нежное миловидное лицо вдруг отражается в зеркале уродливой морщинистой маской. Герда вспоминает поиски Кая или придумывает их? Был ли Кай, было ли это путешествие, или начиненная фокусами, уютная и жуткая комната так никуда и не отпустила свою пленницу? Зрители вольны выстраивать собственный сюжет или погрузиться в атмосферу причудливых визуальных фантазий лирического хоррора.

Юлия Клейман, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»

В спектакле Яны Туминой много красивого, рукотворного и одновременно пугающего, и завораживающего. Он словно создан, чтобы помочь справляться с накатившим ужасом жизни. Но терапия преодоления страхов здесь не так очевидна, как желание погрузить в уютно-ужасный мир одной комнаты. Мир, который настораживает, тут же оборачивается чем-то очень милым, но, возможно, это его качество и заставляет содрогнуться. Комната и Герда – здесь главные действующие лица.

«Петербургский театральный журнал», блог

В «Комнате Герды» актриса Алиса Олейник на протяжении часа – не покидая крошечную комнату, – разворачивает на наших глазах андерсеновский сюжет, трансформируясь из состарившейся Герды в девочку, из Маленькой разбойницы – в бабушку-финку. Радость встречи с братом постоянно усиливается: вот и розы, выросшие в стене комнаты-мирка Герды, говорят ей, что они были под землей – и Кая нет среди мертвых. Но это спектакль о Герде, которая, проделав такой сложный путь, в конце споткнулась, остановилась. Под таинственное песнопение на северном языке (явно из владений Снежной королевы) актриса всматривается куда-то перед собой. Вопреки законам сказки, эта Герда не нашла Кая, вроде бы не обрела то, к чему шла. Но она, дойдя до самого края земли, посмотрела за этот край; а может, впервые так глубоко заглянула внутрь себя? В любом случае, это мгновение прорыва в инобытие – метерлинковское по существу – завораживает.

журнал «Петербургский театрал»

6 сентября, 19:00
На Большой сцене Дворца культуры

Театр «Суббота», Санкт-Петербург
РЕВИЗОР
невольное прочтение Николая Гоголя

Сценическая композиция и постановка: Андрей Сидельников
Сценография: Николай Слободяник
Художник по костюмам: Мария Смирнова-Несвицкая
Музыкальное оформление: Анатолий Гонье

Артисты: Максим Крупский, Екатерина Рудакова/Оксана Сырцова, Валентина Лебедева/Снежана Соколова, Дмитрий Шайгарданов, Анатолий Молотов/Андрей Гульнев, Владимир Шабельников, Владимир Абрамов, Марина Конюшко, Иван Байкалов, Григорий Сергеенко, Владислав Демьяненко, Артем Лисач, Анастасия Резункова, Софья Андреева, Андрей Шаповал
Продолжительность 2 ч. 45 мин.
16+

Спектакль вошел в Long List Фестиваля «Золотая Маска» 2020 года.
Спектакль –участник внеконкурсной программы «Маска Плюс».

В «Ревизоре» я услышал наше время. Не только в главном, но и в деталях. Все очень похоже на нашу действительность. Чиновники и обычные люди слишком далеки друг от друга, между нами пропасть. Поэтому в спектакле современные костюмы, микрофоны, баннеры, а текст – Гоголя. Конечно, перенося классику в сегодняшний день, мы рисковали стать псевдоактуальными, но мне было важно завязать диалог между сценой и залом, зацепить публику, чтобы зрители перестали смотреть на текст «Ревизора» глазами школьников, а начали думать, может быть, даже сопротивляться, не соглашаться – воспринимать его как современную пьесу о нас. И, конечно, два слова, которые мне помогали: Смех и Страх. Смех – как же все это похоже на нашу жизнь, и страх, что каждый из нас может стать человеком, за которым придут.

Андрей Сидельников

Изобретательное, игровое, острое, иногда «капустное», иногда китчевое, с удовольствием сочиненное командой театра «Суббота» действо, кажется, транслирует разнузданный, гедонистический дух эпохи уже ушедшей, злой, наглой и веселой, атмосферу места, где остановилось время, но где уже витает дух скорых перемен, угрозы, материализующейся в финале совсем не оттуда, откуда ее ждут (это еще один трюк с оборотничеством, но оставим его на сладкое тем, кто пока не видел спектакль).

«Амбрэ» и «ряпушка», о которых мечтают Антон Иванович с Анной Андреевной на вершине своего торжества, – мечты не о власти, а о сладкой и безнаказанной жизни под крылом влиятельного зятя. Но возмездие не заставит себя ждать. И «Кабриолет» Любы Успенской мчит героев не в будущее, он оставляет их где-то в прошлом, на кладбище с помпезными памятниками «исполинам» былых времен.

«Петербургский театральный журнал», блог

Андрей Сидельников превращает комедию Гоголя в лихой фарс с острыми политическими шутками и карикатурными персонажами, которые очень узнаваемы. Время в российском городе N пусть и не застряло в 1990-х, но и не слишком изменилось: в ходу новые костюмы и мобильные телефоны, а отражения в зеркалах все те же. Дело происходит на пресс-конференции, где нужно держать марку, только когда включен микрофон, а в остальное время можно расслабить галстук и оттягиваться под блатные мелодии. Со свойственным им размахом чиновники-братки управляют жизнью провинциального местечка, а единственное, что может их напугать и вызвать уважение – окрик начальства из столиц. Но и к начальству можно попытаться найти подход… «Ревизор» театра «Суббота», с присущей ему густотой сатирических красок – в диапазоне от просветительского порицания до трэш-вакханалии современности, как нельзя лучше отражает всеобщий политический спектакль наших дней. Финал предсказуем, но от этого не менее эффектен.

Оксана Ефременко, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»

8 сентября, 19:00
На Большой сцене Дворца культуры

Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа
ЗУЛЕЙХА ОТКРЫВАЕТ ГЛАЗА
по Гузель Яхиной

Режиссер-постановщик: Айрат Абушахманов
Художник-постановщик: Альберт Нестеров
Инсценировка: Ярослава Пулинович
Композитор: Ильшат Яхин
Пластика: Ринат Абушахманов
Художник по свету: Ильшат Саяхов
Перевод на башкирский язык: Хурматулла Утяшев

Артисты: Ильгиза Гильманова/Римма Кагарманова, Азат Валитов, Хурматулла Утяшев/Ринат Баймурзин, Танзиля Хисамова/Сара Буранбаева, Артур Кунакбаев, Айдар Шамсутдинов, Гульнара Амирова, Ирек Булатов, Гузяль Маликова, Алмас Амиров, Ильсур Баимов, Ильдар Гумеров, Фанис Рахметов, Руслан Галимов, Руслан Хайсаров, Хаким Муртазин, Гульнара Казакбаева, Юлия Галяутдинова, Дамир Кираманов, Мурат Рафиков, Алмаз Юсупов, Айсулпан Амирова/Джамиля Мударисова/Акйондоз Муртазина
Продолжительность 2 ч. 30 мин.
16+  * спектакль идет на башкирском языке с синхронным переводом

Премия «Золотая Маска» 2019 года – «Специальная Премия Жюри драматического театра и театра кукол».
Номинации на Премию «Золотая Маска» 2019 года – «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника», «Лучшая работа художника по костюмам», «Лучшая работа художника по свету», «Лучшая женская роль» (Римма Кагарманова).

Первое, что зацепило – это суфийская легенда о царе птиц – Шах-птице. Ее рассказывает Зулейха своему сыну Юсуфу. Смысл легенды в том, что птицы искали царь-птицу Сямрук, которая наделена безграничной властью над другими («возможность убивать и миловать»). Достигнув царства великой птицы, они слепнут от яркого света, а когда начинают видеть, то понимают, что ее нет, это обман, иллюзия, миф. И великая птица, наказывающая и прощающая, она в каждом в отдельности и во всех них. Любая вертикаль авторитарна и репрессивна. И она – миф! Героиня преодолевает это.

Айрат Абушахманов

Тема репрессий, послужившая основой сюжета, затронула почти каждую семью: в зале чувствуется полная сопричастность происходящему на сцене. Границы между сценой и залом стерты мостками, ведущими к передним рядам. Между креслами уныло взрастают голые деревья (большая часть действия происходит на лесоповале), на спинки наброшены телогрейки с номерами, тускло мерцают лампочки из-под абажуров-тарелок, а артисты ведут диалоги, проходя между рядами. Лай собак, бравурные марши тридцатых годов, бьющий, как на допросе, в глаза сосредоточенный свет, контрастирующий с полусумраком зала, – все заставляет сердце сжиматься в ожидании грубого окрика. В отчаянии от безрадостности бытия, оторвавшего людей от привычного домашнего уюта и забросившего их, непонимающих, неповинных, скомканных в одну безликую массу, на край света. Не самый лучший край.

газета «Республика Башкортостан»

Режиссеру Айрату Абушахманову удалось главное – сделать виртуозный перевод литературного текста Гузель Яхиной на язык сцены (инсценировка Ярославы Пулинович). Здесь быль сделалась сказкой, в условности которой зашифрована жуткая правда, метафорически представленная: вот чекист «оборачивается» Сталиным, а расстрелянный муж Зулейхи – Риммы Кагармановой – медведем в окружении трех призрачных умерших ее дочерей. И все персонажи подчеркнуто погружены в их национальную, профессиональную или ментальную идентичность, как узнаваемые сказочные герои. Национальные традиции не взламываются, но сквозь них четко и органично проступает театр современный. История не становится менее подлинной, просто ее смыслы мифологизируются, а дорога к ним оказывается не прямой и легкой, а извилистой, но очень заманчивой. Это спектакль-сказка, спектакль-миф, полный условности и символики, не роман, а скорее, поэма, но абсолютной сценической правды.

Ирина Алпатова, эксперт Фестиваля «Золотая Маска»

0 comments on “Фестиваль «Золотая Маска» приедет в Новокуйбышевск

Comments are closed.