Новости

Портрет Мейерхольда повторил его судьбу

Газета «Наше время» 

 Имя Всеволода Мейерхольда известно всем людям, неравнодушным к искусству. На этой неделе новокуйбышевцам, посетившим музей истории города, выпал редкий шанс воочию увидеть материальные свидетельства жизненного пути великого режиссера, артиста, педагога, теоретика театра и мастера сцены, сохранившиеся до наших дней.

Среди них – фотографии из семейных альбомов семьи Мейерхольд, личные вещи, книги, портреты, афиши премьерных спектаклей. Все то, по чему можно проследить основные вехи нелегкой судьбы этого талантливого человека от первых и до последних дней его бытия.

Столь неординарное событие стало возможным благодаря организаторам фестиваля «ПоМост», которые решили удивить новокуйбышевцев не только яркими театральными постановками. В первые же дни работы фестиваля в музее истории города состоялось открытие выставки «Мейерхольд. Жизнь. Театр», на которой и были представлены ценные экспонаты.

На четыре дня ими «поделились» с жителями нашего города сотрудники Пензенского центра театрального искусства «Дом Мейерхольда». Его художественный руководитель, заслуженный деятель искусств РФ Наталья Кугель, открывая экспозицию, размещенную в одном из залов музея, отметила:

– Сами по себе вещи не имеют значения, если они не принадлежали человеку, чья духовность перешла рубеж веков.

Действительно, стоящие за стеклом витрин портреты, фотографии, книги «оживают» лишь вместе с фактами биографии, напоминающими лихо закрученный сценарий мелодрамы.

Вот проект одноэтажного деревянного дома начала прошлого века, построенного для большой семьи Мейерхольд в Пензе. Восемь детей, младшего из которых, родившегося в 1874 году, нарекли Карлом-Теодором-Каземиром по обряду евангелическо-лютеранской церкви. В 21 год, приняв православие, юноша выбрал себе более короткое имя – Всеволод. Ему и суждено было стать знаковым во всей мировой культуре.

На стенах развешены афиши спектаклей 20-х, 30-х годов Государственного академического театра драмы имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ). Среди которых – «Горе уму» по произведению А. Грибоедов, юбилейный, трехсотый, спектакль «Лес» (29 января 1924 года), премьера «драмы в шести действиях с цирком и фейерверком «Баня», премьера марта 1934 года «Дамы с камелиями», где роль Маргерит Готье играла Зинаида Райх.

Рядом – любимый портрет самой З. Райх – второй, молодой, жены Мейерхольда и бывшей супруги С. Есенина. Этот снимок актрисы в роли Анны Андреевны из «Ревизора» всегда висел в кабинете режиссера.

А вот на полке три тоненьких книжки с интересными надписями: «Любовь к трем апельсинам. Журнал доктора Дапертутто». В них Мейерхольд описал свою теорию театра. Журналы выходили на протяжении всего двух лет, и сохранилось лишь 14 экземпляров, пять из которых находятся в Пензе (три из них посетили Новокуйбышевск).

По словам Н. Кугель, «Дом Мейерхольда» впервые организует передвижную выставку из своих фондов в Самарской области. И многие экспонат вывезены впервые (вообще хранилище музея в Пензе содержит более шести тысяч единиц основного фонда, располагает уникальными документами, рукописями, фотоархивом).

Центральное место на выставке отведено фотографиями и портретами самого режиссера – с младенческого возраста, у кормилицы на руках, до зрелого мужа на полотнах художников А. Головина, Б. Григорьева. Один из портретов, на котором Мейерхольд изображен в полный рост в буденовке и военной одежде, повредили при сборах. Лопнуло стекло, закрывающее портрет, и сильно поцарапало изображение.

– Повреждение пришлось заклеить, – пояснила Н. Кугель. – Получилась линия, напоминающая штык и проходящая по груди режиссера. Пророческий знак его кончины.

На одной из полок – копии двух документов, оборвавших жизнь великого Мастера. Приговор о высшей мере уголовного наказания по обвинению в шпионаже и справка: «приговор о расстреле приведен в исполнение в Москве второго февраля 1940 года».

 

0 comments on “Портрет Мейерхольда повторил его судьбу

Comments are closed.