Новости

Московский папа для «Старшего сына»

Два вечера подряд актёр Театра на Таганке Сергей Ушаков выходил на сцену театра «Грань». Актёр сыграл на новокуйбышевской сцене в двух показах спектакля «Старший сын» (16+) главу семьи Сарафановых Андрея Григорьевича.

Эту роль Сергей исполняет и в родном Театре на Таганке. В 2017 году Денис Бокурадзе поставил спектакль на московской сцене, а в 2018 году «Старший сын» — точный близнец московского — был поставлен и на родной сцене театра «Грань» в Новокуйбышевске. Это дало начало для уникального проекта — обмена актёрами.

Пьеса Александра Вампилова, написанная в 1967 году, до сих пор пользуется заслуженной любовью зрителей. А режиссёры с удовольствием берут её в работу. Секрет этой комедии, именно так определи жанр сам драматург, в том, что темы, поднимаемые в ней, заставляют задуматься о жизни, об отношениях между родными людьми, семейных ценностях, любви и добре.

Об актёре

Сергей Ушаков родился в 1973 году. В 1992 году окончил Свердловское областное

музыкальное училище им. П.И. Чайковского по классу кларнета, а в 1996 году Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «актёр театра драмы и кино». Работал в Уральском государственном театре эстрады на екатеринбургском телевидении и радио. С 2010 года по настоящее время — актёр московского Театра на Таганке.

Журналистам повезло: перед встречей с актёром довелось поприсутствовать на репетиции. Сергей Ушаков на два вечера вводился в спектакль, в театральную семью актёров «Грани» и семью Сарафановых. Репетировали сцену первой встречи Сарафановых с Сильвой (Кирилл Стерликов) и Бусыгиным (Арсений Плаксин).

Накануне вечером актёр Театра на Таганке посмотрел спектакль «Старший сын» из зала в «Грани». Сергей Ушаков внимательно наблюдал за действием на сцене, делал для себя мысленные пометки, что хочет сделать по-другому, иначе, чем какие-то действия проделывал его персонаж в родном театре в Москве. А уже в ходе репетиции он внёс предложения, которые были приняты и режиссёром Денисом Бокурадзе, и партнёрами.

О спектакле

— Я вчера с удовольствием посмотрел спектакль «Старший сын» и увидел, что и в «Грани», как и у нас, в Театре на Таганке, удивительное тепло исходит в зал, — пообщался после репетиции актёр с журналистами. — Я очень признателен и актёрам, и режиссёру за него. Практически равные оценки и в Москве, и в Новокуйбышевске получает спектакль от зрителей. На «Старшем сыне» я был наблюдателем, а не зрителем. Брал себе на заметку, к примеру, в заключении какой-то сцены надо играть быстрее. Я в конце спектакля вместе со всеми зрителями стоя аплодировал артистам.

Отметил актёр и отличия московского спектакля от нашего:

— Отличие в том, например, что здесь рядом с актёрами режиссёр. Денис Сергеевич в любой момент может поправить, скорректировать действия актёра. Это счастье. В Театре на Таганке у нас состав актёров не меняется с 2017 года, только ввели второй состав Нины и поменялся Васенька. Сейчас мы вводим нового лётчика. А в Новокуйбышевске состав актёров в спектакле меняется, но его структура настолько жёсткая, что кого бы ни поставили нового, все и всё сыграют. Секрет долголетия этого спектакля в том, что он даёт людям ощущение теплоты. Чего в нашей жизни так сейчас недостаёт. Если вы хотите очиститься, ощутить радость, приходите на «Старшего сына». И не важно, в Новокуйбышевске или Москве. Это очень тёплый спектакль о любви. Перед выходом на сцену в Новокуйбышевске я очень волновался. Но мне всё по- нравилось, и теперь я могу сказать, что у моего Сарафанова две семьи, здесь и в Москве.

О Любимове

— Я родился в Екатеринбурге, учился и работал там. Это большой театральный город, но в какой-то момент я почувствовал, что он мне стал мал. Лет за пять до моего отъезда в Москву меня спрашивали: почему вы не уезжаете в Москву. А у меня тогда даже в планах этого не было. Но в какой-то момент, я тогда служил в Уральском театре эстрады, вдруг ощутил в себе какой-то слом. У меня появились разночтения руководством, и я ушёл из театра, — рассказал о своём творческом пути Сергей Ушаков. — Попробовал поступить в Свердловскую драму, меня туда не взяли. И тогда я понял, что мне надо искать что-то другое. Я переехал в Москву и пять лет жил в столице без театра. А после всё же попал в некоторые театральные проекты. И в 2010 году показался Юрию Любимову. Когда мы с моим товарищем Александром Фроловым, тоже окончившим вуз в Екатеринбурге, пришли на показ, нас направили в нижний Таганский тупик, где ожидали такие же, как мы, актёры, пришедшие показаться режиссёру. Весь тупик был в актёрах. Надо было пройти четыре так называемых тура, нас смотрели завтруппой, потом «кирпичи» — таганские старики, и только пятым туром попадали к самому Юрию Петровичу. После всех этих показов мы услышали: «Спасибо, мы позвоним». Мы ничего не поняли: открывать нам с радостью шампанское или нет. Мы сидим с Сашей в кафе и вдруг нам поступает звонок: «Мы ждём вас на сборе труппы 10 сентября». Нас приняли.

А через несколько лет службы в театре «Таганка» едет на гастроли в родной город Сергея Ушакова. Ему довелось выйти на сцену того самого драматического театра, куда однажды не был принят.

— Мы идём по этому театру вместе с народными артистами Валерием Сергеевичем Золотухиным и Феликсом Николаевичем Антиповым. Я им говорю, что меня когда-то не взяли в этот театр, — вспоминает актёр. — На что Феликс Николаевич ответил: «Ты им за это должен ящик коньяка поставить». Что касается работы с Юрием Любимовым, посчастливилось с ним работать всего один сезон. Но он мне давал роли, значит он меня увидел. Самое неожиданное для меня было, что он дал мне в «Мастере и Маргарите» (16+) роль Берлиоза. Казалось бы, внешне полная противоположность. У меня было всего пять дней на ввод. Мне актёры говорили: «Ты счастливчик. У тебя целых пять дней на ввод.У нас бывает людей в антракте вводят в спектакль». Юрий Петрович был человеком здравомыслящим в свои годы, с потрясающим чувством юмора. Его огорчало, что некоторые актёры, почувствовав его физическую слабину из-за возраста, начинали вести себя некрасиво. Когда я каждый год приезжаю в свой родной город, мой мастер Азалия Фёдоровна Блинова, которой исполнилось сегодня (19 марта) 85 лет, представляя меня своим ученикам, говорит: это актёр, которого сам Любимов взял к себе в театр. Нас было пятеро из последнего любимовского набора. Сейчас осталось двое.

О Бокурадзе

— Я очень благодарен Денису Сергеевичу за то, что он изменил мою актёрскую жизнь. Спектакль вырос из проекта репетиции — театральной лаборатории. В которых участвуют режиссёры. Им дают семь-десять дней, за которые выбирают материал и артистов. И за эти несколько дней ставят эскиз спектакля. А у нас Ирина Викторовна Апексимова, директор Театра на Таганке, продаёт билеты на эти лаборатории, предупреждает зрителей, что они пришли на эскиз. И после просмотра, обсудив то, что увидели, услышать совет, нужно ли ставить спектакль по этому эскизу. Тогда мы работаем дальше или прощаемся с этим режиссёром. Денис Бокурадзе пришёл на лабораторию со «Старшим сыном», и это было в мой день рождения. Я верю в знаки и символы. И решил, что это добрый знак для меня. А когда я узнал, что мы ставим «Старшего сына», очень обрадовался. Мы с Денисом Сергеевичем похожи по темпераменту. Когда он начал с нами работать, он меня буквально ломал, тем самым, как я понял для себя, открывал мне новую дверь в профессии. Мои знакомые и зрители, которые знают хорошо меня, увидев в роли Сарафанова в «Старшем сыне», восхищённо говорили: «Оказывается, ты и так можешь играть!». Это самая лучшая похвала для артиста, — делится Сергей Ушаков.

О кино

Сергей Ушаков знаком зрителям и по некоторым кинофильмам, лицо актёра запомнилось, он стал узнаваемым.

— На страничке в Интернете, где опубликована информация обо мне, упоминается и моя фильмография. Но скажу откровенно, через такие «списки» прошли практически все актёры. Встречают меня друзья на улице и говорят: «Мы тебя видели вчера в сериале». А я им: «Ребята, мне просто очень нужны были деньги». Кино — это трудно и долго. Я, честно говоря, не люблю его. Тебя сняли две секунды, а потом начинают перестраиваться. Тебя будут снимать с другой точки. Это длительный процесс перестановки. А тебе всё это время надо держать настрой и настроение. Для меня это трудно. Я — театральный актёр, —отмечает наш собеседник.

Комментарий режиссёра:

— Я поставил спектакль в Театре на Таганке в 2017 году, премьера состоялась 7 октября накануне моего дня рождения, я сделал себе такой подарок. Принимая участие в лаборатории за полтора года до премьеры, за эти восемь дней мы выпустили эскиз спектакля на два с половиной часа, в который вошла вся пьеса. Спектакль очень понравился и экспертной комиссии, и зрителям. Тогда решили запустить этот спектакль в репертуар. А поскольку спектакль идёт в двух театрах, в «Грани» и Театре на Таганке, мы придумали обмен актёрами. Юля Бокурадзе и Сергей Поздняков выходили в спектакле на сцену «Таганки», а у нас Филипп Котов и Василий Уриевский. Потом приостановили обмен немного. А поскольку спектакль идёт, решили продолжить начинание. Через шесть спектаклей можно отмечать его юбилей: у нас будет показан сотый по счёту «Старший сын». Ещё остался «запас» артистов, обмен будет продолжаться. Мы будем и дальше радовать наших зрителей такими сюрпризами, — рассказал об опыте обмена актёрами с Театром на Таганке Денис Бокурадзе.

Автор: Галина Ильдюганова

Источник “Наше время”

 

0 comments on “Московский папа для «Старшего сына»

Comments are closed.