Журнал “Первый”
Владимир Гальченко и Елена Соловьева стали лауреатами самой престижной театральной награды России
В Москве в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко на церемонии вручения национальной театральной премии «Золотая Маска» самарские претенденты впервые получили сразу две награды.
Лучший художник по костюмам
Лучшим художником по костюмам в драматическом театре признана Елена Соловьева – костюмер-дизайнер Театрально-концертного комплекса «Дворец культуры» Новокуйбышевска, художник по костюмам театра-студии «Грань». Награда присуждена за спектакль «Корабль дураков». Жюри «Золотой Маски» выбирало из костюмов Александра Боровского к спектаклю «Последнее свидание в Венеции» Лаборатории Дмитрия Крымова из Москвы, Светланы Грибановой к «Грозе» Большого драматического театра Санкт-Петербурга, Евгения Лемешонка к спектаклю «Акичеловечество» Камерного театра Воронежа и работы Елены Соловьевой.
В номинации «Лучший спектакль в драме. Малая форма», в которой был выдвинут на конкурс «Корабль дураков» театра-студии «Грань», выиграл спектакль «Магадан/Кабаре» Юрия Погребничко театра «Около дома Станиславского», Москва. В самой многочисленной – режиссерской – номинации лучшим признан Андрей Могучий со спектаклем «Гроза». Конкурсный показ этого спектакля самарцы могли посмотреть в прямой трансляции в «КиноВертикали» благодаря проекту «Золотая Маска в кино».
Лучшая роль второго плана в оперетте
Вторую самарскую «Маску» за сезон 2015-2016 получил актер Самарского театра драмы Владимир Гальченко в номинации «Лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле», за роль Князя Серпуховского в спектакле «История лошади». Претендентов на награду в номинации, которая вручается впервые, было трое: помимо Гальченко, это исполнитель роли Арье-Лейба в мюзикле «Биндюжник и король» Красноярского ТЮЗа Анатолий Кобельков и Игорь Шумаев – Александр Иванович Дудкин в спектакле «Белый. Петербург» Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.
«Я должен сказать спасибо, что судьба подарила мне встречу с талантливым человеком Сергеем Грицаем, – сказал Владимир Гальченко со сцены. – И я очень благодарен моему коню Холстомеру, я зову его «пони», потому что Владимир Морякин еще очень юн, но уже номинант «Золотой Маски».
Главные награды в мюзиклах собрал красноярский «Биндюжник и король»: он признан лучшим спектаклем, Роман Феодори – лучшим режиссером. Самарская «История лошади» была выдвинута в пяти номинациях.
Главные награды «Маски»
Самарские театры получили в этом году рекордное для губернии число номинаций на «Золотую Маску» – тринадцать. Помимо драматических театров, в пяти номинациях был представлен спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» Театра оперы и балета. Главные награды в опере получили «Роделинда» Большого театра (как лучший спектакль и как лучшая работа режиссера – Ричард Джонс) и «Травиата» Пермского театра оперы и балета, которую летом также можно было увидеть в записи на большом экране. Это лучшая работа дирижера (Теодор Курентзис) и лучшая женская роль – Надежда Павлова. Режисссер Роберт Уилсон награжден как художник по свету.
«Я пока ничего не понимаю, – рассказала Елена Соловьева сразу после награждения. – Я не художник, я еще только учусь. До Дениса Бокурадзе мы работали с «Гранью», но с приглашенными художниками, просто воплощали некоторые проекты. А сейчас сделали вместе уже четвертый спектакль. Конечно, образы рождаются в тандеме с режиссером, все идет от его идеи. Отдельное спасибо художнику Евгению Салмину, который занимался росписью костюмов для «Корабля дураков», и художнику по свету Евгению Ганзбургу, без него они не производили бы такого впечатления. Ну и, конечно, без игры актеров, которые «подают» костюмы. Ведь на вешалке это просто одежда».
Приятный шок
Губернатор Самарской области Николай Меркушкин встретился с победителями национальной театральной премии «Золотая Маска» – актером театра драмы Владимиром Гальченко и художником по костюмам театра-студии «Грань» Еленой Соловьевой. Во встрече приняли участие министр культуры региона Сергей Филиппов и руководители трех самарских театров, которые были номинированы на премию. В первую очередь губернатор попросил лауреатов поделиться своими впечатлениями от того, что происходило на сцене Московского театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко во время церемонии вручения «театрального Оскара».
«В легендарном театре собралась фактически вся театральная Россия, – рассказал Владимир Гальченко. – Было очень трогательно. Молодые коллеги и легенды театра и радовались, и волновались одинаково. Должен также признаться: когда объявили мое имя, я испытал настоящий шок, но очень приятный. Шок, потому что это такое событие, которое в жизни артиста вряд ли повторится еще. Приятный, потому что коллеги так высоко оценили твой труд».
Он также отметил, что на «Золотой Маске» была очень жесткая конкуренция: «Все на равных. Никаких скидок никто никому не делает. Главное – мастерство».
По словам Владимира Гальченко, после признания самарских театров на таком высоком уровне авторитет региона сильно вырос.
Елена Соловьева отметила, что получение «Золотой Маски» – это, прежде всего, большая ответственность: «Теперь и зрители, и коллеги по цеху будут ждать от нас чего-то фантастического».
Елена также рассказала, что самарские спектакли в Москве прошли с аншлагами. И при этом обратила внимание, что столичная публика отличается от самарской: «У них темперамент другой. Наша публика более открыто воспринимает происходящее на сцене, а москвичи спокойно на все реагируют».
Подарок театрам и театралам
На встрече много говорили о будущем региональных театров. Так, режиссер «Грани» Денис Бокурадзе озвучил планы расширения новокуйбышевского театра: «Мы хотим построить современный театр внутри индустриального города. Это сложная, но интересная задача. Когда это произойдет – вопрос времени, но надеюсь, что это не затянется на долгие годы. В 2020 году «Грань» отметит 50 лет, и, возможно, такой подарок театр получит».
Губернатор заверил, что правительство готово поддерживать и продвигать проект новокуйбышевцев.
Также речь шла о реконструкции «СамАРТа» и театра кукол, о проекте нового здания Самарского драмтеатра. По мнению главы региона, это будут самые современные культурные центры в регионе: «Важно, чтобы культурная составляющая в Самарской области развивалась, двигалась вперед. Если не будет заложена культурная основа, то что будет с нашими детьми, внуками, правнуками – большой вопрос. Только культурное сообщество может сформировать правильную линию поведения человека и удержать от нежелательных поступков».
Губернатор подчеркнул, что побывать в театре очень важно для каждого человека: «Когда человек выходит из зала и у него слезы текут – это надолго, может, на всю жизнь оставляет глубокий след и помогает человеку в самых сложных ситуациях».
В завершение встречи Николай Меркушкин поблагодарил лауреатов «Золотой Маски» и руководителей самарских театров за их работу. Отдельные слова благодарности прозвучали в адрес гендиректора и художественного руководителя Самарского драмтеатра Вячеслава Гвоздкова, которому 20 апреля исполнилось 70 лет. Вручая юбиляру памятный подарок, глава региона подчеркнул, что эту дату необходимо широко отметить на театральной сцене: «Самарцы должны знать, что есть такой творческий, с активной жизненной позицией и очень настойчивый в достижении своих целей человек».
Сергей Филиппов, министр культуры Самарской области:
— Для Самарской области этот фестивальный сезон стал особенно удачным. Впервые в список «финалистов» попали сразу три театра из нашего региона, выдвинутые по 13 номинациям. Кроме того, театр драмы принял участие во внеконкурсной программе со спектаклем «Побег из Шоушенка». Такого массового участия наших театров в «Золотой Маске» не было еще никогда. Конечно, самарские театралы ждали успеха, и он состоялся. Впервые на сцену за главными театральными наградами России поднялись сразу два представителя нашего региона: актер Самарского театра драмы Владимир Гальченко и художник по костюмам театра-студии «Грань» Елена Соловьева.
Хочется поздравить всех театральных деятелей нашей области и, конечно же, наших преданных и доброжелательных зрителей. Самарская область вернула себе звание одного из главных театральных регионов страны.
Конечно, приглашение в финал «Золотой Маски» – далеко не единственный и, может быть, не главный критерий успешности работы театра. Но участие в фестивале позволяет сравнить себя с коллегами из ведущих театров России, представить свое творчество незнакомой и взыскательной публике, оценить, насколько выбранное направление совпадает с современными трендами, преобладающими в искусстве. Это особенно важно сегодня, когда экономическая ситуация сужает возможности гастрольной деятельности, особенно для региональных театров.
Хочу поздравить и тех наших номинантов, которые не получили главных призов фестиваля. Участие в финальной части «Золотой Маски» – это уже признание, уже успех. Главное – не останавливаться, не успокаиваться, искать новые пути в творчестве, раскрывать свой талант. Важно добиться того, чтобы участие самарских театров в Российской национальной театральной премии и фестивале стало постоянным. Этого, уверен, ждут и наши с вами зрители.
0 comments on “Дороже золота”