Издание “Волжская коммуна”
Первой премьерой юбилейного сезона в новокуйбышевском театре стал спектакль по пьесе Евгения Шварца.
«Единственный способ избавиться от драконов – это иметь своего собственного» – одна из самых известных фраз сказки Шварца. Впрочем, в пьесе, написанной в сороковых годах прошлого века, что ни строчка, то в точку.
В период пандемии актуально звучали и такие фразы как: «сахар, молоко, гречка – ужасно нервные продукты, чуть услышат шум боя, сразу исчезают с прилавков», или «Во избежание глазных болезней на небо смотреть воспрещается».
– «Дракон» для меня, и это принципиально, история про свободу, как и следующий спектакль, который я сейчас ставлю – «Мария Стюарт», – рассказал Денис Бокурадзе. – Что для нас свобода? Это когда закрыты границы, или когда мы можем везде перемещаться, но быть несвободными внутри из-за образа мыслей, из-за внутренних ограничений и барьеров? Два спектакля будут идти друг за другом и эту тему раскроют с разных сторон.
В «Драконе» (16+) горожане, живущие четыреста лет под властью чудовища, смиренны и тихи. В трактовке Бокурадзе они едва ли не святые мученики, готовые к самопожертвованию: время от времени закатывают глазу к небу и прикладывают к затылку медный диск, напоминающий нимб. «Никчемные души, дырявые души», – говорит Дракон (его сыграл Руслан Бузин). Но однажды в этот тихий город приходит легкий на подъем человек – Ланцелот. Роль сказочного рыцаря исполнил новый актер театра Никита Башков. Этот высокий блондин даже чем-то похож на Александра Абдулова, сыгравшего того же персонажа в фильме Марка Захарова «Убить дракона».
В текст спектакля вплетены фрагменты из пьес Чехова и Островского, звучат строки Шекспира и Бродского. Порой театр отсылает и к своим собственным постановкам. Так, в минуты смерти Ланцелота на заднем плане появляется скрипка и маска смерти из спектакля по Сервантесу. Бургомистр (Сергей Поздняков) в момент приступа сумасшествия произносит фразы из «Короля Лира», и невольно возникает образ Эдмонда.
Финал и вовсе многих может удивить. Хотя Денис Бокурадзе и предупреждал об этом: «Никогда не угадаешь, в ком из нас начнет просыпаться Дракон». Сюртук, в который облачался Дракон, затем Бургомистр переходит на плечи Эльзы (Юлия Бокурадзе). И вот уже хрупкая девушка встает за трибуну и сначала робко, затем все уверенней возвещает о светлом будущем: «Мы услышим ангелов! мы увидим небо в алмазах!» Жители города с подобострастием выстраиваются перед ней, и становится смешно и грустно одновременно. Убит Дракон, изгнан, пришедший ему на смену Бургомистр, но как убить монстра в себе? Эта работа посложнее, «хуже вышивания», замечает Ланцелот.
Арсений Плаксин, сыгравший в спектакле Кота (интуиция? часть души,? второе «Я” Ланцелота?), стал также автором музыки.
– В ее основе лежит маршевая тема, – сказал он. – Такой неровный марш, в котором музыка все время ломается. В моем представлении это некие отголоски советского времени.
Но спектакль не только о светском времени, и не только о фашизме, хотя отсылок к этому множество. Он о чем-то большем. Шварц, как настоящий художник, угадал алгоритм того, как возникает и чем питается диктатура. Не только хорошенькими девушками, готовыми к самопожертвованию, но и бодрыми молодыми людьми, держащими нос по ветру. Такими, как Генрих. Его исполнил Арсений Шакиров, и так блестяще, что в какой-то момент становится страшно…
Автор: Татьяна Грузинцева
0 comments on “«Грань» выпустила «Дракона»”