Новости

Денис Бокурадзе: «Человек всегда будет искать, где его уважают»

С Денисом Бокурадзе мы пытались пересечься в пространстве и времени не один месяц. То меня не было в городе, то в «Грани» на выпуске премьера, то еще что-нибудь. И вот наконец, после очередного совещания по строительству театра, смогли остановиться и поговорить.

Ксения АИТОВА

«Я раньше сам билеты раздавал»

 

Не устал? Совещания, стройка…

– Устал. Хочется уже заниматься только творчеством и театром.

– За 12 лет руководства «Гранью» когда-нибудь получалось?

– Теперь будет проще делегировать – главное, подобрать правильную команду. Раньше ведь я и еще несколько несколько человек всем занимались.

– А штат уже расширили?

– Да, нас сейчас официально 69 человек.

– А было?

– Когда?

– В начале 2023-го, допустим.

– Кажется, 32.

– А в 2012?

– Два.

– Ммм, а как были актеры устроены?

– Все на добровольных началах. Первые ставки нам дали только в 2013 году.

– Подожди, когда в 2012 году вышла «Фрекен Жюли», ты платил просто гонорары?

– Да никто никому ничего не платил.

– Серьезно? Почему-то не знала. А как вы жили вообще?

– Все продолжали работать в своих театрах, а репетировали ночами.

– Кстати, знаешь, что Павел Макаров (первый исполнитель роли Жана — Прим. Ред.) — теперь худрук Приморского молодежного театра?

– У себя во Владивостоке? Классно. Нет, не знал. Да, сейчас от того периода в труппе только Юля. Но тогда работали за интерес, горели делом. Платить я никому ничего не мог, и сам ничего не получал. До 2013 года работал в «СамАрте», потом перешел в Институт культуры. Позже стал режиссером Дворца культуры, потом получил и ставку художественного руководителя. Пришлось постараться, в ДК долго не могли понять, как это — художественный руководитель кружка, а не ДК?

Не знаю, как у тебя, я вот про себя знаю, что не могу заниматься, например, серьезной работой и чем-то бытовым друг за другом. Это какие-то параллельные рельсы в голове, которые никогда не пересекаются. Как тебе удается совмещать работу над спектаклем и вот эти все совещания, разруливания проблем по стройке, еще какие-то организационные задачи?

– (долгая пауза) Не знаю, как оно соединяется, вообще не знаю. Наверное, просто сразу так сложилось. Когда я еще работал и в «СамАрте», и в «Грани», нужна была внутренняя мобильность. Я перестраивался на другое настроение и ритм, пока ехал в 127 маршрутке из одного города в другой. И дальше это просто стало образом жизни – удерживать много объектов внимания одновременно. Иначе все просто развалится. Да, иногда что-то забываю. Но записываю.

– Получается, следующий твой спектакль должен выйти уже на большой сцене?

– Я надеюсь, конечно.

– А что по срокам сдачи здания?

– Сейчас – конец 2024 года. Но мы уже в октябре получили государственный статус, это очень важное событие.

– Зарплаты со статусом выросли? Провокационный вопрос.

– Пока слава богу, что сохранились на прежнем уровне. Ведь у нас большая часть на внебюджете, зал все такой же маленький, то есть доходы прежние, а число сотрудников увеличилось.

Кстати, мы хотим теперь сделать «двойную нумерацию» возраста театра. До этого отмечали день рождения 12 ноября, когда-то я привязал его ко дню рождения Эльвиры Анатольевны Дульщиковой, основательницы театра. В 2023 году нам исполнилось 53 года. А другой день рождения теперь будет 2 октября, в день получения госстатуса, то есть образования театра как самостоятельного учреждения. И будет двойная нумерация – 54/1, 55/2 и т.д. Ни у кого такого нет, а у нас пусть будет.

– В основном зале у «Грани» теперь будет 200 мест, не так уж много. То есть скорее сохранится конкуренция за билеты, чем появится задача их распространять?

– Ну если появится, и ее освоим. Ничего страшного. Я раньше сам на улице раздавал билеты.

– В первые годы?

– Конечно, никто не хотел сюда ехать, никто не знал этот театр. Тебя, по-моему, даже заманили с трудом.

– Я помню, что в 2012 году был крутой Рок над Волгой: Garbage, Limp Bizkit, Zaz… И я такая еду в другую сторону, в Новокуйбышевск, на премьеру «Фрекен Жюли», и вспоминаю шутку «какой Голливуд, в январе у меня елки». Но иногда я интуитивно попадаю туда, куда нужно.

Воспитать Бабу Ягу в студии

– Вы полностью уходите из ДК?

– Да, но на первом этаже нового здания будет «Историческая сцена», она сделана один в один, как тот зал, который у нас сейчас. Тоже 80 мест, только вентиляция будет. Кому нравится только суперкамерное пространство — можно вообще ходить только в этот зал.

– Насколько сейчас понятно, каким будет театр, когда вы откроетесь на нескольких сценах?

– У меня есть подробная концепция развития. Иначе и не рвался бы в новое здание – ну строят, и пусть строят, «все равно пока это что-то опасное и непонятное». А когда есть четкое понимание, хочется уже побыстрее начать. В планах много новых проектов, не только премьер. Первый этаж, как я уже говорил, будет посвящен сохранению традиции, средний — основная сцена, сегодняшняя жизнь театра. Малый зал на третьем этаже — эксперимент, поиск, какие-то встречи, читки, студенческие работы. Плюс собираемся детскую студию сделать, потому что многие хотели бы заниматься. Надеюсь, будем со школы готовить пополнение в труппу, и кто-то будет возвращаться после вузов в театр. Причем не только актерское направление хотим развивать. Помню по своему детству разные студии моделирования, какие-то кружки походов, авто-/мото- и прочее. Сейчас, наверное, это тоже есть.

– Все-таки худрук ДК — это тоже твое.

– Не-не, спасибо. Просто в театре же много интересных занятий, которыми можно увлечь детей. Можно шить, рисовать эскизы, делать реквизит, с музыкой работать, со светом. Грим еще есть! То есть сделать группы по разным направлениям театральных специальностей. И вот это будет называться «студия «Грань». А вместе с театром – театр-студия.

– То есть ты надеешься «воспитать Бабу Ягу в своем коллективе».

– Всех воспитать. Баб Яг. И чтобы они дальше получали образование и возвращались к нам. Не все вернутся, но хотя бы какая-то часть. А то я сейчас окунулся в поиск специалистов — актеров, да, много, шлют резюме, а других специальностей почти нет на рынке труда.

– У тебя же сын учится на звукорежиссера?

– Федя? Да, на целевом месте для театра. А младший говорит, директором хочу быть.

– Ну Марк точно директор. Хотя еще немножко артист. А новый актерский курс будешь набирать после того, как выпустишь этот?

– Нет, не хочу. Надо театром позаниматься. И этих еще внедрить в труппу, воспитать. Если театр вскоре откроется, то они после выпуска в 2025 году перетекут в труппу. А мне нужно еще с новым зданием разобраться, запустить его. Четыре года на это точно понадобится. И вот если этот механизм уже заработает, как часы, можно будет посмотреть, какая ситуация в труппе, кто закрепился из ребят, кто все-таки ушел… Сейчас-то студенты обижаются, что я не так много внимания им уделяю, хотя я и стараюсь все свободное время им посвящать. Но они тоже должны понимать, что я «играющий мастер». Основная история для меня — с театром. Естественно, я стараюсь ими заниматься, и приглашать серьезных специалистов для тренингов — и по программе СТД, и когда «Золотая Маска» приезжает, и на «ПоМост». Сейчас будем ставить с ними спектакли уже для будущего репертуара «Грани».

– Сколько у тебя будет актерских ставок?

– Всего 35.

– То есть будешь кого-то переманивать?

– Нет, зачем, у меня же нет задачи забить все ставки сразу. Надо обеспечить работой тех, кто есть. Если не будет хватать, тогда уже подумаю. Нет большего зла в театре, чем не занятые артисты.

– Да уж.

– Пусть лучше будут заняты с головой. А вот если все будут заняты и не будет хватать, тогда можно новый курс набирать. Конечно, можно бросить клич по России, и актеры приедут. Но когда принимаешь сразу 15 человек с разными школами, свести их вместе очень трудно. А те 17, которые учатся сейчас, уже знают и друг друга, и театр, и актеров, то есть их приход в труппу не будет таким болезненным.

– А самому тебе хочется играть?

– Да, к актерству надо вернуться, но уже на новом уровне. Не когда сидишь и ждешь, кто же тебя выберет, а когда в своем театре приглашаешь режиссера, который «на тебя» ставит спектакль.

– У тебя уже есть в голове список таких режиссеров?

– Формируется. Я бы с удовольствием поработал с Адольфом Шапиро, например. Мы с ним в очень хороших отношениях, вдруг получится.

Про власть и фантазию

А бывает, что тебе снится, как будто снова стал актером и ни за что не отвечаешь? Не тянет в старую безответственную жизнь?

– (задумавшись) Вообще нет, как-то так привык уже. Когда у тебя есть ответственность, ты принимаешь решения и можешь за них отвечать. Ну да, бывают ошибки, что-то где-то не получилось, но это нормально, ответственность — это не всегда лавры. И по шапке можно получить. Но зато понимаешь, за что.

– А вообще тебе нравится обладать властью? Мы же понимаем, что и режиссура — власть, и в смысле творческом (над миром, который создаешь), и в буквальном — над актерами, над постановочной командой. И управление театром — тоже власть.

– Я не отношусь к этому, как к власти, больше как к ответственности. Потому что слово «власть» ассоциируется с чем-то таким…

– С самодурством?

– Наверное, да, такое «приказал — и тут же все сделали». Власть как удовлетворение амбиций. А на самом деле власть — это ответственность перед людьми, которых я взял в театр. Перед студентами, которых набрал. За зрителей. Потому что они покупают билеты, и я отвечаю за то, что они увидят. Естественно, я и с других спрашиваю за их зоны ответственности, и с себя спрашиваю много. Власть она в этом. В большой работоспособности и ответственности.

– Какой ты руководитель?

– Мне кажется, я стараюсь услышать. И не заставить, а убедить. Заразить. Иногда бывает трудно разговаривать, а не давить, но я стараюсь. Понять мотивацию человека, убедить в том, что мне необходимо. Заставить проще — наехал, раздавил, и от человека ничего не осталось. Кроме функции, которую он выполняет. Но тогда он все равно будет искать место, где его будут уважать. Уважение очень важно, к вахтеру или к заместителю художественного руководителя, не важно.

– У тебя есть какой-то идеал устройства театра?

– Я не очень хорошо знаю, как устроен Театр имени Вахтангова изнутри, но сколько общаюсь с Кириллом Кроком, вижу, что у него все очень четко работает. Я сейчас не про какие-то политические вопросы говорю, только про театр. У Вахтанговского и несколько сцен, и новые проекты, и амбиции быть лидером.

Глядя на них, я думаю, что когда «Грань» начнет полноценно работать в новом здании, можно подумать и о том, чтобы филиал в Самаре открыть. Была такая идея. Нет ничего невозможного.

– Но Вахтанговский – это пример театра с не творческим лидером.

– У Крока был прекрасный тандем с режиссером Римасом Туминасом. И мне не мешает то, что я ставлю, если что.

– Вообще для тебя театр как вид искусства зачем и про что?

– Всегда про человека. Пусть меня камнями забросают, я не люблю социальный театр. Театр про то, в чем я живу. Я в этом и так живу. Мне очень важно, чтобы в театре была фантазия. Ирину Антонову, легендарного директора Пушкинского музея, как-то спросили, что такое настоящее искусство. Она сказала, что искусство должно быть этичным и эстетичным.

Для меня как для зрителя важно, даже если я смотрю что-то такое философское, сложное, чтобы и глаз, и чувства отдыхали от обыденного и работали на поиск смыслов. Мне, например, тяжело смотреть бытовые спектакли. А где фантазия?

– То есть для тебя театр — про уход от реальности?

– Про создание иллюзии, куда ты забираешь человека и погружаешь его в другое, небытовое пространство. Как в фильме «Париж, я люблю тебя». Там про клоунов хороший момент, помнишь?

– Так давно смотрела. Больше помню «Амели», если говорить про Париж и фантазии.

– Тоже, да. Или «Беги, Лола, беги». Ну старые такие фильмы вспомнили.

– Тест на возраст, ага.

– При этом смотришь и понимаешь, что там вроде бы и жизнеподобная история, но как подано, как рассказано, как это художественно сделано! Или как рассказывает свои истории Тарантино! В общем, я за такое искусство.

Сохранить и расширить

 

– Давай про «Ученых женщин» вспомним. Какую задачу ты ставил перед собой?

– У нас за несколько лет вышло три серьезных спектакля — «Дракон», «Мария Стюарт», «Три сестры». Надо было какое-то разнообразие внести. Я читал Гольдони, Гоцци, комедии Шекспира, Мольера, Бомарше… И вдруг — даже не знаю, почему, но отозвалась у меня именно эта пьеса Мольера. И расклад на труппу был понятен. Конечно, я ее сильно сократил, поиграл с разными переводами – иначе было бы очень тяжеловесно.

– Некоторые зрители задумались, не хочешь ли ты дискриминировать ученых женщин. Мольер-то действительно писал про «ханжей в юбках».

– Ой, Господи. Ну и хорошо, что задумались. Главное, чтобы правильно ответили на этот вопрос. И в любом случае радует, что над спектаклем думают.

– Уже знаешь, что будешь ставить дальше?

– Да, со студентами готовим «104 страницы про любовь» Радзинского. Будет репертуарным спектаклем. Для ребят это близкая им история про молодых людей, про чувства и взаимоотношения. И материал поэтичный и созвучный нашему театру. Но это я хочу сделать на большой сцене. Жду открытия.

Денис Евневич работает со студентами над материалом для камерной сцены. И с основной труппой начали репетировать «Разбитый кувшин» Клейста.

– Получается, что теперь тебе придется в любом случае приглашать режиссеров. И это серьезно поменяет формат театра, потому что все это время он существовал в форме авторского.

– Да, но я все равно буду приглашать тех, кто мне созвучен. И рассчитываю, что все спектакли, которые у нас сейчас есть, останутся. Планирую звать режиссеров, которые близки мне по тональности. Хочу, чтобы мы развивали и направление театра кукол. «Грань» при Дульщиковой всегда работала с куклами. В моих спектаклях они иногда тоже появляются. И пластические спектакли могут быть в репертуаре, не обязательно только драматические. Я хочу дать возможность зрителям найти свое направление. Чтобы спектакли не конкурировали, а дополняли друг друга и расширяли представление о театре.

– Но тебе придется мириться и с тем, что результат не всегда будет близким. Все равно другой режиссер — это другой мир. Не у всех худруков это хорошо получается.

– Пока я так, конечно, не работал, но насколько представляю себе формат, все равно вы сначала с человеком договариваетесь, и после тоже как-то взаимодействуете. Думаю, все будет нормально. И я чему-нибудь у других режиссеров поучусь.

У нас на самом деле не будет радикальной смены одного театра на другой. Задача сохранить и расширить то, что есть, создать более комфортные условия для сотрудников. Увеличить пространство, переодеваться в гримерках, а не по 13 человек в одной комнате, репетировать в репзале.

– Актеры по-прежнему еще и монтировщики?

– Четыре студента на ставках монтировщиков, и актеры продолжают помогать. Надеюсь, что постепенно все-таки это будут разные профессии в «Грани».

– В этом сезоне ты поставил «Фигаро» в Театре на Таганке. Это не первый твой опыт на большой сцене?

– Первый!

– И как?

– Никакой разницы нет. Но в целом это очень интересная работа. Даже записать себе в биографию, что поработал с Ириной Апексимовой, что у тебя в спектакле Лариса Долина играла — уже дорогого стоит. Отношение к профессии у Ларисы Александровны фантастическое, я преклоняюсь. Глядя на нее, понимаешь, что звездами людей называют не просто так.

– Это мюзикл?

– Получился музыкальный спектакль, но задачи поставить мюзикл не было. Сначала для Ларисы Александровны нужно было сделать ее сцены музыкальными, потом стали остальных тоже к вокалу подтягивать. Мы с Николаем Денисовым многое в тексте переписали, много сократили, что дало материалу ритм. Арсений Плаксин написал музыку, мы впервые работали в спектакле с живым оркестром.

Сейчас есть еще какие-то не самарские планы постановок?

– Пока нет, хотя есть много предложений. Но я, как уже говорил, хочу сконцентрироваться на запуске и проектах своего театра. Иначе получится «за двумя зайцами». Все ведь пристально смотрят: а зачем Бокурадзе строит театр?

– То есть у тебя есть это ощущение, что за тобой наблюдают?

– Конечно, наблюдают, мы же публичные люди. Как не верили, что из той «Грани» что-то получится, так и сейчас многие не верят, что получится в новом здании.

– Тебя это стимулирует?

– Да. Когда не верят, мне еще больше хочется доказать, что все будет. Не с первой минуты, конечно, будет. Нужно потратить время, силы, энергию, тогда получится.

– А у тебя есть внутреннее ощущение конкуренции с другими самарскими театрами? Все-таки Новокуйбышевск в этой системе, как ни крути.

– (хитро улыбаясь) Ничего не знаю, мы в другом городе. На самом деле, чем больше будет театров, с которыми можно взаимодействовать и решать творческие задачи — тем лучше. Это дает возможность обмена и диалога. Пусть все развиваются.

«Не оставляйте артиста лежать на сцене»

 

– Мне в последнее время интересно думать о том, как меняется сознание людей в 21 веке вообще и в театре, в частности. Вот давай небольшой тест. Ты смотришь классный спектакль, но знаешь, что при его подготовке применялось психологическое насилие, обозначим это так. Снижает ли это ценность спектакля в твоих глазах? Или искусство любой ценой?

– Процесс очень важен. По-моему, Эфрос говорил, что если артиста по сюжету убили, не заставляйте его лежать на сцене до конца акта. Он будет ненавидеть ваш спектакль, и тем самым энергетически его разрушит. Актерам должно нравиться то, что они делают. Тогда удовольствие перельется через рампу в зрительный зал. Когда же спектакль превращается в «отбывание», нужной энергии не будет. Всегда ведь можно почувствовать, созидательная или разрушительная энергия идет со сцены. Иногда смотришь утренник в детском саду — и такой восторг! Непосредственность, открытость, волнение заражают зрителей. А потом приходишь на вроде бы хороший профессиональный спектакль, но его играют «с холодным носом». На ненависти, отторжении, давлении не получится хорошего результата.

А тебе всегда удается заражать? Не у тебя, конечно, нужно спрашивать, но выбора нет.

– Я стараюсь. И всегда чувствую — «зацепилось» или нет. И очень переживаю, когда не зацепляется, ищу разные ходы. И в какой-то момент понимаю — вот, все, произошел щелчок. Актеры «твои», они начинают сами что-то предлагать, придумывать, фонтанировать. Тогда можно уже отпустить и только направлять этот процесс. Но разогнать его, заразить этим микробом очень трудно. Обычно сначала встречаешь непринятие.

На сегодняшнем фоне это странно звучит, но вообще считается, что мир идет по пути уменьшения насилия — в семье, в обществе. Например, физические наказания больше не считаются нормой. Есть ли у тебя ощущение, что в театре так же происходит? Опыт наблюдений у тебя с 90-х.

– Ну в 90-е вообще разрешили все. Теперь как будто театр учится показывать то, что хочет, не прямыми способами. Можно про то же насилие рассказать намного сильнее, не показывая его.

Это про то, что на сцене. А про устройство театра изнутри?

– Ну-у, не все просто и романтично. Все со своими характерами. Все, как в жизни — не идеально.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура» № 5 (271) март 2024г.

 

 

0 comments on “Денис Бокурадзе: «Человек всегда будет искать, где его уважают»

Comments are closed.