Новости

50 часов с Александром Шуйским

Для бокурадзевцев учебный год начался за неделю до сентября. Причина тому недельный интенсив по пластике от Александра Шуйского. Хореограф, педагог, основатель труппы физического театра «Всем телом» проводит занятия в рамках гранта «Специалисты для театра» от Союза театральных деятелей России.

Идея подать заявку на грант от Союза театральных деятелей России и заполучить возможность пригласить одного из ведущих хореографов страны в качестве преподавателя принадлежит Самарскому институту культуры и театру-студии «Грань».

Стратегия художественного руководителя театра и мастера целевого курса Дениса Бокурадзе считывается в деталях: в его театр актеры должны прийти максимально подготовленными.

Александр Шуйский был ведущим мастером сцены в труппе современного танца театра «Балет Москва», в составе труппы дважды становился лауреатом фестиваля «Золотая маска» в номинации «Лучший спектакль современного танца», преподавал и преподает в Центре современного танца «ЦЕХ», ГИТИСе (мастерской Ю.Н. Бутусова) и не только.

Он, в первую очередь, практик. Финалист резиденции современного танца ZDВИГ, постановщик спектакля «Клуб свободный кислород» с ансамблем «Мелисента», участник профессиональной программы фестиваля «Территория».

С новокуйбышевской «Гранью» Александра связывает постановка «Три сестры». Обе стороны остались довольны сотрудничеством. В новом сезоне публика оценит работу Шуйского как хореографа-постановщика в спектакле «Ученые женщины» по пьесе Ж.Б. Мольера. Параллельно Александр Шуйский, Денис Бокурадзе работают над постановкой в Театре на Таганке.

От знакомства с худруком и труппой «Грани» — к «младшим». С 24 по 30 августа студенты целевого курса через различные двигательные практики учатся «говорить» телом, знакомятся с понятием «Физический театр».

— Александр, что включает интенсив?

— Каждый день мы начинаем с технического класса. Именно с танцкласса. Потом делаем задание: разбираем что такое и как работают телесные высказывания. То есть получается, что у нас снаружи тело, которое умеет двигаться, умеет транслировать и умеет говорить, а внутри у нас подтекст. Это может быть, вполне себе, драматический текст из пьесы. Ты берешь текст, раскладываешь его и телом показываешь.

— Как научиться это чувствовать?

Это не про чувствование. Это, вполне себе, механика. Есть набор инструментариев, которые позволяют наработать привычку существовать и действовать в этом. Мы делаем пробы, снимаем видео, студенты дома смотрят, сами разбирают, потом приходят сюда, зачитывают мне, что они поняли, мы еще раз это разбираем. Вот так step-by-step. Еще тренируем насмотренность.

— Получается, что нагрузка идет на увеличение?

— Да, одно задание не отменяет предыдущее, база увеличивается. Я попросил студентов прочитать «В ожидании Годо» Беккета, скоро будем разбирать. В начале интенсива они писали, зачем они здесь, чтобы понять, для чего этот интенсив каждому из них. Затем на основе этого делали телесные законченные высказывания.

На каждое слово можно придумать телесную ассоциацию, связать и будет уже танец, но этому непросто научиться. Это step-by-step.

— После интенсива, что должно отложиться в голове и в теле?

— Для меня все-таки важно, что в 2023 году все-таки пора делать тотальный междисциплинарный театр, где танец и драматическая нагрузка работают вместе.

Есть статичные актеры, есть отдельно пластичные. Я всю жизнь говорил, что танцовщикам не хватает умения говорить, а актерам не хватает умения двигаться. Их тело очень часто молчит.

Хореографы для меня все ближе становятся к режиссерам, а танцовщики современного танца, которые работают в междисциплинарной зоне, они также прекрасно умеют говорить. Эта грань стирается. Причем, старое понятие тотального театра уходит.

— Привычно работать со студентами?

— Я в ГИТИСе преподаю на курсе Юрия Бутусова. Сейчас мне дают курс Олега Меньшикова. Поэтому я не только здесь со студентами работаю. Студенты профориентированные, подвижные и с ними намного проще, чем с артистами, которые уже имеют какой-то статус.

Чем старше человек, тем больше у него каких-то своих приемов, привычек, его намного сложнее переубеждать. Есть выпускники мастерской Брусникина, а есть люди, которые уже давно работают в каком-нибудь театре, им там лет по 50 условно. Когда они все встречаются в одном спектакле, то это немножко непросто. С одними понятно, как работать, а других приходится уговаривать. Но это просто данность, они просто привыкли по-другому работать. А теперь новые тенденции, тело все больше и больше «приходит» в драматический театр.

Источник: СГИК
Автор фото: Иван Макеев

0 comments on “50 часов с Александром Шуйским

Comments are closed.