театр-студия «Грань»

О театре

Грань – так называется театр. И это название содержит много смыслов. Многогранны жизнь и человек, многогранно театральное искусство, высвечивающее разные стороны бытия, хотя ось одна — вечные категории Добра, Любви, Человечности.

Спектакли театра — всегда открытие новых граней в вещах и понятиях. Самое большое открытие — возможность существования в провинциальном городе высокохудожественного театра, поражающего щедростью таланта, тягой к внутренней свободе.

Спектакли театра, полные накала, внутреннего напряжения, расплавляют заскорузлую оболочку будней; из их глубин встает особый, волнующий смысл.
Диалогичность, игровая стихия спектаклей, их иносказательность затягивают зрителя в со-творчество, со-переживание, со-чувствие, будят воображение, фантазию, мысль.

В театре важен не результат, а эти пережитые мгновения, оставляющие след в актерах и зрительном зале. Умея волноваться и волновать других, театр «Грань» сформировал в городе театральную среду, нашел единомышленников. Это театр движения, поиска смелых импровизаций, театр глубокой и страстной мысли.

История театра-студии «Грань»

Рамки реального хронотопа «Грани» отчужденно конкретны: 1970 – время основания коллектива, город Новокуйбышевск – географическое пространство, в котором рожден театр. Официальные ступени формирования театра, в какой-то мере, тоже отчужденно типичны: любительский драмкружок – Народный театр – профессиональная труппа. Эмоциональное заинтересованное восприятие позволяет погрузиться в прошедшее иначе, оценив его с точки зрения произошедшего События.

Творческое восхождение «Грани» изначально было связано с самой высокой точкой отсчета. К постановке бралась лучшая отечественная и зарубежная драматургия, к сотворчеству приглашались известные профессиональные сценографы, художники по костюмам, композиторы, хореографы, актеры-любители существовали на пике энергетической волны. Подобная творческая заданность была заложена в традицию «Грани» основателем и художественным руководителем новокуйбышевского театра – Эльвирой Анатольевной Дульщиковой. Замечательный режиссер поставила более 60 спектаклей, но ее главным монументальным произведением, любимым творческим проектом стал сам театр-студия «Грань», который Дульщикова возглавляла 40 лет, вплоть до ноября 2011 года, и который продолжает свое развитие по сегодняшний день.

Новый этап в жизни театра начался в сентябре 2011 г., когда художественным руководителем «Грани» стал Денис Бокурадзе. Он наметил перед собой сразу несколько целей. Во-первых, ему хотелось работать с профессиональными актерами, во-вторых, сохранить эстетику театра-студии, заложенную изначально Эльвирой Дульщиковой, в-третьих, попробовать себя в режиссуре (Д. Бокурадзе в 2000 году окончил режиссерское отделение Самарского института культуры, но до 2011 г. работал актером театра «СамАрт» и театра-студии «Грань»).
В результате Бокурадзе начал формировать молодую профессиональную труппу, созвучную своим творческим замыслам, с которой ежегодно выпускает новые спектакли, вполне укладывающиеся в традиционные поиски театра-студии и развивающие его творческий потенциал.

Сегодня вполне можно говорить о сложившейся творческой манере режиссера. Он всегда работает со сложным сценарным материалом – А. Стриндберг, Ж.-П.Сартр, У. Шекспир, М. Сервантес, Ж. Сюпервьель, М. Энде, А. Вампилов, О. Мухина, пытаясь актуализировать его в современном измерении. Большие сложные спектакли сочиняются Бокурадзе для замкнутого камерного пространства, в котором актер и зритель становятся способными к сосуществованию. Поэтому спектакль решается режиссером, с одной стороны, целостно, единым полотном, которое, с другой стороны, складывается из обязательной проработки мельчайших деталей каждой роли, пластического рисунка всех персонажей, образного костюмного ряда, светового и музыкального решения.

Первой работой Бокурадзе в качестве режиссера стал спектакль «Фрекен Жюли» по пьесе А. Стриндберга. В 2013 году постановка завоевала Гран-при на Фестивале театров малых городов России и осенью этого же года «Грань» была приглашена на Всероссийский фестиваль «Реальный театр» (г. Екатеринбург). Следующий спектакль, «Post Scriptum» вошел в лонг-лист Российской национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» (Самые заметные спектакли сезона 2013-2014 по мнению экспертного совета).
«Этого спектакля ждали с надеждой и некоторой тревогой. Несмотря на безусловный успех «Фрекен Жюли», с которой театр объехал несколько фестивалей и стал известен на всю Россию, только со следующей премьерой можно было убедиться, что это была не случайная удача дебютанта, а первая заявка на серьезную программу и длинную дорогу…», — писала театральный критик Ксения Аитова.

Затем был поставлен спектакль «Таня-Таня» по пьесе современного драматурга Ольги Мухиной. Спектакль в 2016 году стал номинантом Премии «Золотая Маска» в 6 номинациях. Следом «Корабль дураков» по средневековым французским фарсам и шекспировский «Король Лир». Оба спектакля стали лауреатами «Золотой Маски» в номинации «Работа художника по костюмам» (Елена Соловьева).

Театр и город

Культурный портрет современного города скуден, если в его духовную ауру не включены храмы искусства – музей, театр. Город без них становится достаточно абстрактной структурой, лишенной возможности эмоционального общения, способности «говорить». Обитая в пространстве вечных тем, вечных мотивов – любви, справедливости, веры, памяти – театр восполняет человеку несуществующий в действительности чувственный ряд, занимаясь по сути человекотворчеством.

Новокуйбышевску в этом смысле повезло, ему есть чем гордиться. Что для города 18 лет? Именно такая дистанция разделяет дату основания молодого города от даты рождения театра: 1952–1970.

Многие новокуйбышевцы «выросли» на его спектаклях, влюбились в искусство, осознали нравственные ценности, многие – связали свою судьбу с культурной деятельностью.

Театр изначально участвовал в формировании духовного микрокосма промышленного города, продолжает активно влиять на его среду и имидж сегодня. Не много малых российских городов могут похвастаться таким содружеством. Каждый год «Грань» дарит свои премьерные спектакли горожанам. Раз в два года Новокуйбышевск, благодаря театру-студии «Грань», вообще становится российским театральным центром: в городе проходит фестиваль «ПоМост: Провинциальные театры России».

Но есть и иные формы общения театра с городом. Основатель театра и первый его режиссер Эльвира Дульщикова возвела в своеобразную традицию организацию выставок, рассказывающих о театре. Так в разные годы новокуйбышевцы посмотрели выставки театрального плаката Олега Рамодина и эскизов костюмов Татьяны Рассказовой к спектаклям Дульщиковой, произведений театрального художника Валерия Ковалева из Сызрани, «Мир куклы театра-студии «Грань», интерактивную выставку по спектаклю «Иванушко», различные фотовыставки, которые устраивались и устраиваются перед спектаклями театра. Выставки, задуманные «Гранью», обязательная составляющая репертуарной афиши на Всероссийском фестивале «ПоМост».

На VII «ПоМосте» театр-студия осуществил большой выставочный проект «Театр как мир Эльвиры Дульщиковой», познакомивший гостей фестиваля и горожан не только с творчеством основателя новокуйбышевского театра, но больше – с историей «Грани» и театральным миром вообще. Главными «персонажами» экспозиции стали театральные костюмы и реквизит, эскизы и афиши, программки спектаклей и фотографии актеров.

На каждом из «ПоМостов» «Грань» проводит научно-практические конференции, открытые для всех желающих. Главная идея подобных собраний – серьезный разговор об отечественном театральном процессе и театре как культурной грани города. Именно в таком научно-художественном пространстве у нынешнего художественного руководителя «Грани» режиссера Дениса Бокурадзе родилась идея о написании диссертационного исследования, посвященного конкретному городу – Новокуйбышевску, истории конкретного театра – «Грань» и творчеству Э. А. Дульщиковой в созданном ею театре.

Новокуйбышевск благодарен своему театру, он помнит его основателя и первого режиссера. 30 декабря 2014 г. на доме, где жила Дульщикова (ул. Ленинградская, д. 14) была открыта мемориальная доска. Благодарны Новокуйбышевску и художественные руководители театра. И Эльвира Дульщикова и Денис Бокурадзе именно здесь ощутили свою творческую самостоятельность, реализовали и реализовывают профессиональные художественные замыслы, воспитали и воспитывают преданного зрителя.