ТЕАТР

  • История театра
  • Основатель театра-студии «Грань» Дульщикова Э.А.
  • Буклет «30 лет театру чудес»
  • Буклет «Мой театр ГРАНЬ. 35»
  • Партнеры театра
  • Схема зала театра

«Грань» - так называется театр. И это название содержит много смыслов. Многогранны жизнь и человек, многогранно театральное искусство, высвечивающее разные стороны бытия, хотя ось одна - вечные категории Добра, Любви, Человечности.

Спектакли театра - всегда открытие новых граней в вещах и понятиях. Самое большое открытие - возможность существования в провинциальном городе высокохудожественного театра, поражающего щедростью таланта, тягой к внутренней свободе.

Спектакли театра, полные накала, внутреннего напряжения, расплавляют заскорузлую оболочку будней; из их глубин встает особый, волнующий смысл.

Диалогичность, игровая стихия спектаклей, их иносказательность затягивают зрителя в со-творчество, со-переживание, со-чувствие, будят воображение, фантазию, мысль.

В театре важен не результат, а эти пережитые мгновения, оставляющие след в актерах и зрительном зале. Умея волноваться и волновать других, театр «Грань» сформировал в городе театральную среду, нашел единомышленников. Это театр движения, поиска смелых импровизаций, театр глубокой и страстной мысли.

The Gran is the name of our theatre but it contains a lot of meanings. Our life, art and human beings are also many-sided though the main idea which we have is the idea of love, kindness and humanity.

The performances of our theatre always show the new facets of things and concepts. They are impressed by the open-handedness, generosity of talent and desire for inner freedom.

The theatre performances are full of tension, passion and deep sense. They break the shell of routine and show other aspects of daily life.

The audience is involved in co-creation, empathy, compassion by the dialogues, acting and allegories. These shows excite fantasy, imagination, thinking. So being at the theatre you realize that the main thing is the experience got during the performance.

As a result of its activity our theatre has got its special audience and found its associates in the town. The Gran tends to seek for new discoveries, extraordinary decisions and improvisation. This is the theatre of passionate and deep ideas

История театра-студии «Грань»

Рамки реального хронотопа «Грани» отчужденно конкретны: 1970 – время основания коллектива, город Новокуйбышевск – географическое пространство, в котором рожден театр. Официальные ступени формирования театра, в какой-то мере, тоже отчужденно типичны: любительский драмкружок – Народный театр – профессиональная труппа. Эмоциональное заинтересованное восприятие позволяет погрузиться в прошедшее иначе, оценив его с точки зрения произошедшего События.

Творческое восхождение «Грани» изначально было связано с самой высокой точкой отсчета. К постановке бралась лучшая отечественная и зарубежная драматургия, к сотворчеству приглашались известные профессиональные сценографы, художники по костюмам, композиторы, хореографы, актеры-любители существовали на пике энергетической волны. Подобная творческая заданность была заложена в традицию «Грани» основателем и художественным руководителем новокуйбышевского театра – Эльвирой Анатольевной Дульщиковой. Замечательный режиссер поставила более 60 спектаклей, но ее главным монументальным произведением, любимым творческим проектом стал сам театр-студия «Грань», который Дульщикова возглавляла 40 лет, вплоть до ноября 2011 года, и который продолжает свое развитие по сегодняшний день.

С 2011 года «Гранью» руководит Денис Бокурадзе. Именно в этом талантливом актере, более 10 лет участвовавшем в воплощении постановок театра-студии, Дульщикова увидела своего преемника. Ее надежды оправдались вполне. Творческий путь театра-студии продолжается, и это главная заслуга нового художественного руководителя. Не изменяя сложившейся традиционной эстетике «Грани», режиссер Денис Бокурадзе выпускает спектакли, утверждающие его авторское художественное мировоззрение, мировосприятие, мирочувствование. Работы Бокурадзе интересны современному зрителю и профессионалам. Театр же, как было и у Дульщиковой, заполнил все его время и душу. Только в этом творческом режиме и может существовать «Грань» - театр, который молод и коммуникабелен, традиционен и экспериментален, профессионален и искренен.

Театр и город

В ироническом слоге, скрывающем сокровенные мысли, стихотворения Иосифа Бродского «Развивая Платона» возникают черты города, в котором поэт хотел бы жить. В них ощущается жажда одухотворения среды: «Там была бы библиотека, и там были бы памятники», - перечисляет он. Даже вокзал интересен ему, как чувствующий, переживающий организм: «Там стоял бы большой Вокзал, пострадавший в войне, с фасадом куда занятней, чем мир во вне». Но главное, чтобы «там была Опера», театр!

Культурный портрет современного города скуден, если в его духовную ауру не включены храмы искусства – музей, театр. Город без них становится достаточно абстрактной структурой, лишенной возможности эмоционального общения, способности «говорить». Обитая в пространстве вечных тем, вечных мотивов – любви, справедливости, веры, памяти – театр восполняет человеку несуществующий в действительности чувственный ряд, занимаясь по сути человекотворчеством.

Новокуйбышевску в этом смысле повезло, ему есть чем гордиться. Что для города 18 лет? Именно такая дистанция разделяет дату основания молодого города от даты рождения театра: 1952–1970.

Многие новокуйбышевцы «выросли» на его спектаклях, влюбились в искусство, осознали нравственные ценности, многие – связали свою судьбу с культурной деятельностью.

Театр изначально участвовал в формировании духовного микрокосма промышленного города, продолжает активно влиять на его среду и имидж сегодня. Не много малых российских городов могут похвастаться таким содружеством. Каждый год «Грань» дарит свои премьерные спектакли горожанам. Раз в два года Новокуйбышевск, благодаря театру-студии «Грань», вообще становится российским театральным центром: в городе проходит фестиваль «ПоМост: Провинциальные театры России».

Но есть и иные формы общения театра с городом. Дульщикова возвела в своеобразную традицию организацию выставок, рассказывающих о театре. Так в разные годы новокуйбышевцы посмотрели выставки театрального плаката Олега Рамодина и эскизов костюмов Татьяны Рассказовой к спектаклям Дульщиковой, произведений театрального художника Валерия Ковалева из Сызрани, «Мир куклы театра-студии «Грань», интерактивную выставку по спектаклю «Иванушко», различные фотовыставки, которые устраивались и устраиваются перед спектаклями театра. Выставки, задуманные «Гранью», обязательная составляющая репертуарной афиши на Всероссийском фестивале «ПоМост».

На VII «ПоМосте» театр-студия осуществил большой выставочный проект «Театр как мир Эльвиры Дульщиковой», познакомивший гостей фестиваля и горожан не только с творчеством основателя новокуйбышевского театра, но больше – с историей «Грани» и театральным миром вообще. Главными «персонажами» экспозиции стали театральные костюмы и реквизит, эскизы и афиши, программки спектаклей и фотографии актеров.

На каждом из «ПоМостов» «Грань» проводит научно-практические конференции, открытые для всех желающих. Главная идея подобных собраний – серьезный разговор об отечественном театральном процессе и театре как культурной грани города. Именно в таком научно-художественном пространстве у нынешнего художественного руководителя «Грани» режиссера Дениса Бокурадзе родилась идея о написании диссертационного исследования, посвященного конкретному городу – Новокуйбышевску, истории конкретного театра – «Грань» и творчеству Э. А. Дульщиковой в созданном ею театре.

Диссертация «Театр как грань города: хронотоп, поэтика, фестивальное пространство» была защищена Бокурадзе в октябре 2015 г. Она стала заслуживающей уважение попыткой поднять общение театра с городом на более высокую ступень – ступень глубокого осмысления вклада театра в формирование культурного пространства города.

Новокуйбышевск благодарен своему театру, он помнит его основателя и первого режиссера. 30 декабря 2014 г. на доме, где жила Дульщикова (ул. Ленинградская, д. 14) была открыта мемориальная доска. Благодарны Новокуйбышевску и художественные руководители театра. И Э. А. Дульщикова и Д. Бокурадзе именно здесь ощутили свою творческую самостоятельность, реализовали и реализовывают профессиональные художественные замыслы, воспитали и воспитывают преданного зрителя.

Кандидат философских наук Н.Ю. Лысова

Театр-студия «Грань» ЛАУРЕАТ
Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска-2017»
в номинации «Лучший художник по костюмам в драме» Елена Соловьева