«Золотые Маски» в заводском городе: феномен театра «Грань»

Журнал «ОколоТеатр»

Чем дальше от Москвы, тем меньше выделяют денег из бюджета, а значит, ожидать процветающих театров в отдаленных уголках России даже не стоит. Но есть исключения. В этом материале – история театра-студии «Грань», слава которого разошлась далеко за пределы родного города.

В маленьком заводском волжском городе Новокуйбышевске, находящемся в 20 км к юго-западу от Самары с населением чуть больше ста тысяч человек, родился маленький театр-студия «Грань». Но мал он лишь своей вместимостью в зрительном зале, потому что имеет большую историю c ярким взлетом. Много лет «Грань» принимает участие в различных фестивалях по всей стране, и три года подряд театр номинируют на «Золотую Маску».

Это феномен, так как культурный портрет Новокуйбышевска скуден: два театра, включая «Грань», один музей, ДК и выставочный зал. Жители каждый раз испытывают безмерную радость, когда в город приходит календарный праздник, потому что только так он оживает, ведь вокруг заводы и серость, присущая всем российским глубинкам. Как так получилось, что театр-студия «Грань» смог собрать в провинциальном городе талантливую команду и задать высокий уровень выпускаемых спектаклей?

Театр много лет был известен лишь в пределах Самарской области. В 1970 году Эльвира Анатольевна Дульщикова решила изменить культурное положение в молодом городе и создала любительский драмкружок. Первый спектакль был поставлен по пьесе М. Светлова «Двадцать лет спустя». Через некоторое время театр перешел в статус Народного. Эльвира Анатольевна была художественным руководителем и режиссером 40 лет. В 2011 году её детище было передано под крыло Дениса Бокурадзе. С его приходом начался новый виток в истории театра.

Художественный руководитель театра-студии «Грань» Денис Бокурадзе:

«С Эльвирой Анатольевной я познакомился в 1998 году, когда Елена Прокопенко меня привезла в театр. Я посмотрел несколько спектаклей, тогда с Эльвирой Анатольевной не знакомился, но потом у них возникла необходимость в актере в спектакле «Муж всех жён», и Елена Прокопенко предложила меня, чтобы я приехал, прослушался и попробовался. Я всё так и сделал. Вот так мы с ней познакомились. Тогда у меня были ощущения не очень хорошие, потом через много лет признался в этом, но мы выпустили прекрасный спектакль. Дальше я был занят в каждом её спектакле, в каждом, до последнего её дня, и потом она передала мне театр в 2011 году».

Денис Бокурадзе родился 8 октября 1979 года в Самаре. В 2000 году окончил режиссерское отделение Самарской Государственной академии культуры и искусства. В прошлом был актером театра юного зрителя «СамАрт». Его спектакли «Корабль дураков» и «Король Лир» были показаны на сцене Театра Наций в рамках конкурсного показа «Золотой Маски» и одновременно как победители Фестиваля театров малых городов. В 2017 году Денис Сергеевич поставил спектакль в театре на Таганке «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Он также есть в репертуаре театра-студии «Грань». В 2018 году Театр Наций открывал сезон его спектаклем «Театр чудес».

Денис Бокурадзе:

«Знакомство [с Евгением Мироновым] произошло через его фестиваль театров малых городов и мои спектакли. Играли «Фрекен Жюли», «Корабль дураков», «Король Лир» на сцене театра Наций, потом мы играли «Таню-Таню», «Театр теней Офелии» в рамках “Золотой маски” на этой же сцене. И он предложил уже мне через какое-то время поставить спектакль, мы года два выбирали материал, пьесу. Курировал этот вопрос Роман Павлович Должанский. Дальше приступили к работе. А что касается сотрудничества, вот у меня спектакль идет в театре на Таганке «Старший сын», в театре Наций «Театр чудес». Конечно, есть предложения, но пока я очень занят у себя в театре. Но всё возможно. Я не хочу говорить, что этого никогда не будет».

Бокурадзе имеет звания и награды, занимает не только руководящий пост в театре, но и преподает в Самарском Государственном институте культуры, входит в состав совета в Министерстве культуры Самарской области, в 2019 году был членом жюри «Золотой маски». С началом его руководства произошел новый виток в истории: новая команда профессионалов, сохранение эстетики театра-студии, заложенной Дульщиковой, проба себя в режиссуре. В результате сложилась труппа, созвучная его творческим замыслам, с которой ежегодно выпускает новые спектакли. Расширились грани возможного, сменился курс.

На вопрос, что самое важное в новоиспеченном артисте, Денис Бокурадзе отвечает:

«Должно совпадать внутренне, чтобы у меня внутри отзывалось: «почему я с этим человеком хочу работать?». Если нет человеческого контакта, не будет творческого. Нужен обязательно еще и человеческий контакт, чтобы понимать, чувствовать человека, чтобы хотеть его раскрыть и хотеть с ним создавать спектакли. Работа с энергетикой – я этим руководствуюсь в работе с актерами».

Вот и вершины: Российская Национальная Премия и Фестиваль «Золотая маска» (2015 год) – спектакль «Post Scriptum» включен в long list. Через год спектакль «Таня-Таня» выдвигается уже в нескольких номинациях в рамках Премии «Золотая маска». В 2017 году спектакль «Корабль дураков» — лауреат «Золотой маски». в 2018 году «Король Лир»— лауреат «Золотой Маски». И еще целая копилка других российских фестивалей и проектов. Не часто встретишь такой багаж театра, созданного в простом провинциальном городе. Спектакли проходят на одном дыхании, в них присутствует искрящая сила мысли, витальная энергия, соединение чувств, выложенных прямо на ладонь зрителю с души артистов и режиссера.

Люди съезжаются со всех городов и поселков Самарской области на спектакли в камерном зале, смотрят прямые трансляции во время премии «Золотая маска», чтобы как-то прикоснуться к чуду, которое творится в этом театре. О нем знают в Санкт-Петербурге и Москве, Саратове и Новосибирске, Крыму и Омске, Иркутске, Екатеринбурге, Тобольске, Вольске, Дубне, Коломне и Пятигорске, поскольку гастрольная карта театра крайне обширна.

Этой весной произошла торжественная закладка камня в будущее здание театра. Со дня основания он располагается в крыле Дворца Культуры и имеет 90 посадочных мест. Попасть на спектакли трудно, билеты раскупаются с огромной скоростью, поэтому администрацией Самарской области было принято решение о строительстве собственного здания театра-студии «Грань». Некоторые жители города протестовали, так как место для прогулок будет теперь недоступно.

«Всегда будет тот, кто против того или иного. Сколько людей – столько и мнений. Поэтому они вправе иметь своё мнение, считать так, как они считают. Моя совесть чиста, потому что это будет только украшение города и украшение того места, где мы планируем построить театр. А то, что кто-то пытается перевернуть и создать неверную информацию, здесь это на совести людей. Я уверен, что, когда театр будет построен, все сомнения развеются. Препятствия — это хорошо. Мы идем верной дорогой. Подозрительно, если все «за». Так же, когда и спектакль всем нравится, тоже немножко вызывает подозрение»,

– Денис Бокурадзе.

Автор: Диана Минзер

Источник: https://vk.com/@okoloteatr-gran-denisa-bokuradze

 

0 comments on “«Золотые Маски» в заводском городе: феномен театра «Грань»

Comments are closed.