Воспарение

 Журнал «Performance» № 1-3 2009 г.

Всероссийский театральный фестиваль «ПоМост: Провинциальные театры России»

Всероссийский театральный фестиваль «ПоМост: Провинциальные театры России», приходящий в Новокуйбышевске, широко известен и зрительской аудитории области, и профессиональной отечественной среде. В апреле этого года он состоялся пятый раз. Главным его достижением стала верность устроителей той эстетической программе, которая была задумана и положена в основу фестиваля восемь лет назад. В наше время, когда горы культурного шлака всё безнадежнее застилают горизонт, «Помост» ориентируется на творческую свободу, авторский – режиссерский и актерский – эксперимент, на стремление к постижению подлинного и глубину художественного высказывания. И это уже традиция.

Репертуар «ПоМоста»-5, как всегда сформированный его инициаторами – заслуженным работником культуры РФ, режиссером театра-студии «Грань» Эльвирой Дульщиковой и руководителем Новокуйбышевского управления культуры Дмитрием Софьиным – был многолик. Двенадцать спектаклей с разной по хронологии и стилистике драматургией, камерные, моно- и традиционно объемные формы постановок. Двенадцать театров, представляющих кукольный, пластический и драматический виды сценического действа, приехавшие на праздник из восьми малых и больших городов России… Теперь, по прошествии некоторого времени, особенно отчётливо проявляется основная сюжетная линия фестиваля, интригующая событийная фабула, смысловые акценты, и, конечно, многозначность послесловия.

Четыре спектакля, заранее ожидаемых зрителями и профессионалами, стали художественным эпицентром фестивального пространства. Первый, «Весенние побеги», был сыгран на открытии «ПоМоста» труппой Омского Северного драматического театра имени М.А. Ульянова. Спектакль, признанный лучшей постановкой 2007 г. среди театральных коллективов Омской губернии и ставший лауреатом VII межрегионального фестиваля «Сибирский транзит», сразу же захватил серьезностью предложенных проблем, остротой режиссерского видения и актерской самоотдачей.

Затем, уже после спектакля, на произведенное им впечатление наслоились дополняющие его подробности. Прежде всего, название театра – Омский – достаточно условно. На самом деле он прописан в самом древнем городе омского Прииртышья – Таре. Маленький исторический городок, почти весь деревянный, сохранил до наших дней облик типичного провинциального сибирского купеческого поселения с подлинной двухэтажной бревенчатой застройкой. На окраине города выстроено современное здание театра, оснащенное по последнему слову профессиональной техники. Его история укладывается в семь лет, а молодая труппа состоит, в основном, из однокурсников.

Спектакль «Весенние побеги» поставлен главным режиссером театра Константином Рехтиным по пьесе немецкого драматурга конца XIX в. Франка Ведекинда, написанной в 1891 году. Трагедия, сочиненная предшественником экспрессионизма, находившаяся под полным запретом в советское время, поразила многим. Верно угадано совпадение драматургического сюжета с теперешними проблемами молодых. Смел и одновременно чуток режиссерский подход к «трагедии детской души», в которой зримое перевоплощение становится и содержательным кодом, и профессиональной находкой: «взрослые» и «детские» роли исполняют одни и те же актеры – участники «интимной драмы на фоне карнавала». Работает на образ спектакля трехуровневая сценография и костюмный ряд (О. Веревкина). Глубоко музыкальное прочтение (А. Пересумкин). Но, думается, главная ценность постановки в том, что она рассчитана не на внешний эффект от сценического действа. Профессиональное мастерство выступает здесь лишь посредником в обращении к сокровенному чувственному миру зрителя.

«Весенние побеги», открыв юбилейный «ПоМост», не только взяли одну из самых «высоких нот» в его мелодии, но и наметили дальнейшее развитие фестивального сюжета. В русле его лейтмотива, традиционно акцентирующего вечные вопросы человеческого бытия, событийным стал спектакль новокуйбышевского театра-студии «Грань» — «Карманный театр»,  сыгранный на камерной сцене.

Есть некая «связующая нить» между двумя названными выше работами. «Карманный театр» — произведение Жана Кокто, только открываемое современной отечественной сценой. Обращения к нему единичны: монологи трудны для театральной визуализации, мысль, заложенная в них – для актерского воплощения и зрительского восприятия. Однако тексты известного французского авангардиста как никогда актуальны. «В пьесах Кокто нет такого подтекста – что это было конкретно когда-то, где-то. Всё это есть сейчас, и будет вечно», — считает режиссер спектакля Эльвира Дульщикова. Пронзительные монологи, каждый со своим сюжетом, замкнуты режиссером в единый круг человеческой жизни, которой правит любовь. Страх потерять ее, почти животный, на подсознательном уровне и одновременно умозрительно осознанный, энергетически передается от актеров зрителю.

И в режиссуре, и в актерском проживании заложена попытка стереть старое как мир противоречие между внутренней человеческой сущностью и внешним его подобием, между видимым и умопостигаемым, между смыслом и мнимым изображением его. В прологе зритель идет в зал под живое звучание аккордеона, словно по весеннему парижскому бульвару, на котором выставлены рисунки Жана Кокто… Выполненные в технике батика, они колышутся и оживают вдоль стен фойе от движения воздуха.

В режиссерском решении нет стилизации, в актерском существовании – пересказа, воспроизведения текста. Но есть особая эстетическая аскеза, концентрация наиболее существенного, самоограничение в выборе изобразительных средств, пренебрежение излишним. Словно чувственные откровения звучат монологи в исполнении народной артистки России Натальи Дроздовой, Дениса Бокурадзе, Елены Прокопенко, Натальи Прокопенко.

Найденный режиссером образ поддерживает сценография (Юрате Рачинскайте, Вильнюс): крутящийся металлический остров карусели, запутанный в телефонных проводах воспринимается символическим кодом неумолимо бегущего времени.

Проникновенен музыкальный лейтмотив (композитор В. Тонковидов) со звучащей вживую вокальной перекличкой мужского и женского голосов (или мужского и женского начал?)

Спектакль решен на противоречиях: открыть новый мир и, указав путь, до конца не впустить в него… познание происходит через возможность постигать внутреннее.

Этот смысловой акцент заложен и в следующей работе, показанной на фестивале «Холстомере» (театр «Актерский дом», Самара). Известно, что моноспектакль – один из самых сложных драматических жанров. И дело даже не в том, что актер стоит один на один с произведением, его автором и, конечно, своим зрителем. Моноспектакль притягателен тем, что это всегда не столько зрелище, сколько высказывание. Загнанные в угол обыденностью, мы вдруг отчетливо осознаем, что мир проще и глубже, яснее и подлиннее, и, только отвлекаясь от пестрой бессмысленной мишуры, мы можем открыть в себе способность сочувствия, сопереживания, сотворчества.

Актерская работа заслуженного артиста России Олега Белова поражает трепетностью проживания  роли, способностью вовлечь и погрузить зрителя в свою историю, в свой мир, в свою веру. Режиссер Валерий Маркин (Москва) поставил известное отечественной сцене произведение специально на Белова. Сцены рождения, взросления, первой любви, первого предательства, смерти найдены в соединении с неповторимыми костюмами, пластикой, гримом.  В результате достигнуто главное – зритель испытывает глубочайшее сострадание. Белов подтверждает это: «Буквально с первых строчек создается ощущение, что ты как будто виноват в том, что видишь».

Известный в России и в Европе данс-театр «Провинциальные танцы» показал все свои пластические спектакли. «Кроме одного, — уточняет  хореограф, обладатель Национальной премии «Золотая маска», Татьяна Баганова, — да и то только потому, что размеры сцены не подошли». Фестивальный круг юбилейного «ПоМоста» замыкался именно выступлением «Провинциалов». Они станцевали «Полеты во время чаепития» — одну из своих лучших композиций. «ПоМост» завершался под тягучее звучание виолончельной музыки Криса Ланкастера, специально написанной им для постановки Татьяны Багановой, в сюрреалистическом таинстве «полетной» хореографии с неповторимыми образными ассоциациями, так совпавшими с атмосферой «ПоМоста».

Событийные постановки существовали в запоминаемом контексте. Его составили необыкновенно добрый спектакль «Зеленая зона» Каменск-Уральского театра  «Драма № 3», композиция «Я была в доме и ждала, чтоб дождь пришел» молодежного театра «Вариант» из Тольятти, представление кукольников (Бродячий театр) Александра Грефа из Москвы; «Куклы и люди» из Лобни Московской области; «Желтое окошко» из Мариинска Кемеровской области…

В послесловии «ПоМоста» вспоминается его бескорыстный взгляд, устремленный в мир театра, и рефреном звучащие слова Кокто: «Спуститься так легко. Да, проще простого… Нет, нет и нет К блаженству не спускаются. К нему воспаряют. Воспаряют. Торжественно и просто»…

Автор: Надежда Лысова

0 comments on “Воспарение

Comments are closed.