Новости

В Новокуйбышевске прошел Всероссийский театральный фестиваль “ПоМост №8”

 «Волжская коммуна»

«ПоМост» в этом году прошел в восьмой раз, но история его разделена надвое: основатель театра-студии «Грань» Эльвира Дульщикова успела провести пять фестивалей, новый худрук Денис Бокурадзе – теперь уже три. И если первые два отличались плотной театральной программой, то в этом году к спектаклям прибавился мощный образовательный блок.

Плюс образование

Раньше программу «ПоМоста» определяла тема: в 2013-м он был посвящен юбилею Станиславского, в 2015-м – войне, а теперь отправной точкой стали театральные профессии. В 2019-м «ПоМост» посвятили художникам по свету. Идея подойти к театру с технической стороны возникла в том числе из-за промышленного статуса Новокуйбышевска. Театр – тоже производство, и люди, которые часто оказываются в тени актеров и режиссеров, в общем деле значат не меньше.

В итоге к театральной программе прибавились лекции и семинары для «световиков» и художников от питерской студии «Шоу Консалтинг» и московской фирмы «ДОКА Центр», на которые ходили специалисты со всей области.

Не обширная (по спектаклю на день) театральная программа «ПоМоста №8» оказалась при этом тщательно отобранной. Мало о каком региональном фестивале можно сказать, не покривив душой: «Ни одного проходного спектакля». Но именно так было в этом году на «ПоМосте». О спектаклях «Манкурт» и «Старший сын» театра-студии «Грань» наша газета уже писала, в этом тексте – только о гостях «ПоМоста».

Наглая птица

Открыл фестиваль спектакль Театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль) «Чайка. Эскиз», получивший пять номинаций на «Золотую маску». Оправдывая репутацию смелого интерпретатора классики, Евгений Марчелли ставит по чеховской пьесе жесткую историю, в которой чайка – птица хищная, неприятная и наглая. Спектакль сделан в остром, гротесковом рисунке, и хороши в нем все без исключения.

В «Чайке» нет и намека на пресловутую «чеховскую атмосферу». Аркадина в исполнении Анастасии Светловой – богемная женщина, без остановки меняющая черные с золотом наряды. Актриса с фантастической виртуозностью переходит из состояния подлинного переживания в экзальтированное «актерствование» и обратно. В некоторых сценах артистам позволено импровизировать на заданную тему, и выходит очень смешно и точно. «Молчать, я не существую в диалоге!» – шипит Аркадина партнеру, посмевшему возражать ей, только вошедшей в актерский раж.

Аркадина привыкла соперничать и обязательно выходить победителем, и до поры до времени ей это удается, но постепенно Нина (Алена Тертова) – отвязный ребенок, но уже осознающий свою женскую силу, – начинает ее побеждать, отчего прима рвет и мечет. Причем сама Нина не осознает этот конфликт, ее так манит красивая жизнь, что в рот она смотрит не только Тригорину (которого прямо соблазняет), но и Аркадиной, а та не знает, что делать с ластящейся к ней нимфеткой (вообще-то хотела бы съесть).

Единственный романтический образ во всей этой истории – пышноволосый Треплев Кирилла Деришева, но в множественном финале, который придумывает Марчелли, кажется, даже он так и не застрелился.

Жизнь насекомых

Еще одним гостем фестиваля стал прошлогодний лауреат «Золотой Маски» в номинации «Современный танец» – спектакль Татьяны Багановой «Имаго-ловушка» (г. Екатеринбург). Коллектив Багановой «Провинциальные танцы» – постоянный участник «ПоМоста», хорошо знакомый фестивальному зрителю.

На этот раз труппа привезла на «ПоМост» спектакль, который планировался как детский. Но к «Мухе-Цокотухе» добавились басни Крылова, к ним – Лафонтена и Эзопа, и в результате вышла не менее жесткая история, чем у Марчелли с «Чайкой». В индустриальных декорациях из каких-то труб и лучей света разворачиваются отношения муравьев (мужчины в фехтовальных масках) и стрекоз. Зритель видит в этом спектакле прежде всего гендерную историю, сложные отношения мужчин и женщин, построенные на насилии, манипуляции и инстинктах. Для создателей это история о мире художника и столкновении его с системой, жестоким миром рационального. Помимо хореографии и света, нужно отметить в этом спектакле саунд Валерия Васюкова, в котором фрагменты популярных советских мелодий спаяны со скрежетами и повторяющимися ритмическими конструкциями.

Вино детства

В спектакле «Вино из одуванчиков» Глазовского театра «Парафраз» юных героев Брэдбери играют взрослые актеры, а стариков – дети из молодежной студии «Парафраз». В роли Дугласа Сполдинга выходит сам режиссер – Дамир Салимзянов, его младшего брата играет Игорь Павлов, он даже старше Дамира, о чем сразу сообщает («в 10 лет так не выглядят»), но оба так органичны в роли мальчиков – эмоционального интеллектуала и рационального, все подсчитывающего математика, еще не «догоняющего» многих взрослых игр, что в какой-то момент эту условность перестаешь замечать. Тем более что этот прием театральными средствами переносит в спектакль повествовательную манеру Брэдбери: это ведь уже взрослый писатель пытается воспроизвести сознание того 12-летнего мальчика. В инсценировке Дамира Салимзянова к сюжету Брэдбери «дописаны» детские сцены, и они едва ли не лучшие в спектакле.

Спектакле о попытке вернуть детство, о неизбежной смерти и остром ощущении себя живым. Умирают прабабушка, миссис Бентли и полковник Фрилей, падают яблоки, наступает осень, уезжает лучший друг Дугласа Джон, и вслед за ними чуть было не отправляется сам Дуглас. Зачем все, если когда-нибудь придется умирать? Если так легко потерять самое дорогое? Чтобы снова и снова переживать все это – каникулы, лето, легкие теннисные туфли, ночь в дедовской башне…

Глазовское «Вино из одуванчиков» поставлено для очень маленького зала, а в Новокуйбышевске спектакль шел в большом, но театр при непростом переносе сумел сохранить атмосферу нежности и ностальгии.

"Вино из одуванчиков". Драматический Театр "Парафраз" (г. Глазов)

«Космос» над площадью

В последний день фестиваля в сквере «Слава труду», где будет построено здание для театра-студии «Грань», появился арт-объект, а в небе над главной площадью Новокуйбышевска под живую музыку парили артисты испанского театра Grupo Puja.

Закрепленный на подъемном кране шар-каркас, к которому, в свою очередь, прикрепились артисты, поднимал их на высоту 40 метров. Спектакль Kaosmos («Космос») включал элементы спортивной вертикальной акробатики, трюки и разбрасывание то ли «снега», то ли «звезд» (на самом деле из рюкзаков участников красиво разлетался попкорн). Шоу оказалось даже более впечатляющим, чем можно было представить по видео.

Испанской труппе Puja уже более 20 лет. За это время их шоу посмотрели более миллиона зрителей из 35 стран мира, а в этот приезд в Россию они стали своего рода эстафетной фестивальной палочкой: в начале июня тот же спектакль покажут в Воронеже на открытии Платоновфеста.

Автор: ксения Аитова

Источник: https://www.vkonline.ru/content/view/230213/v-novokujbyshevske-proshel-vserossijskij-teatralnyj-festival-pomost-8#

 

0 comments on “В Новокуйбышевске прошел Всероссийский театральный фестиваль “ПоМост №8”

Comments are closed.