Новости

Укрощение строптивого короля

Премьера в театре — это всегда радостное волнующее событие и праздник. Принято поздравлять и желать успеха актёрам, режиссёру. Вспоминать тех, кто остаётся в тени, но не менее причастен к постановке спектакля, художников, осветителей, музыкантов и т.д.

Мы, конечно же, поздравляем театр «Грань» с премьерой и возвращением на сцену спектакля «Король Лир» (18+). И в очередной раз не можем не восхищаться и удивляться вневременному сюжету трагедии, написанной Уильямом Шекспиром в 1605-1606 годах. Если не обращать внимания на то, что король, решая уйти на покой, делит своё королевство между тремя дочерьми, то вполне можно представить себе, что всё происходящее на сцене случилось и в нашем XXI веке. Гениальная пьеса буквально наполнена глубинными смыслами. Что тебе ближе, о чём думаешь в данный момент своей жизни, найдёшь в этом произведении. Режиссёр Денис Бокурадзе однажды в интервью сказал, что практически всё, что он ставит на сцене, про любовь. Королю Лиру захотелось услышать от своих дочерей их признания в любви к нему, их отцу. Любовь? Конечно! Но и тоскливое одиночество в этой сцене. Не король перед нами, а старик, который привык повелевать и подчинять, но однажды ему захотелось ощутить себя просто человеком. Которого любят не за богатство и власть, а за его душевные качества.

Ещё один пласт — вечная тема взаимоотношения отцов и детей. А ещё — политика, преданность и предательство, разочарования и переосмысление прошлого и настоящего, поддельные ценности и чувства. А также ещё много чего можно найти в этой истории, которая, как говорится, стара, как мир. Чего только стоят мудрые мысли, которые великий драматург вложил в уста Шута. Их растащили за эти столетия на цитаты.

Но вернёмся к новой версии «Короля Лира», премьера которой состоялась в апреле этого года. Впервые спектакль был поставлен в театре «Грань» в 2016 году. Из того состава в новой постановке остались на своих ролях только Юлия Бокурадзе (Регана и шут) и Кирилл Стерликов (Эдгар, придворный). Мы не ставили себе задачу сравнивать первую и вторую постановки спектакля. Обе они — на высший балл. Неслучайно спектакль стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» (16+). В первой постановке в роли Короля Лира блистал Даниил Богомолов. Тогда поражало, откуда, из каких глубин души смог извлечь этот молодой актёр такие сильные чувства? Его Король Лир вызывал и жалость своим поздним прозрением, и восхищение.

Совсем иной Король Лир у Дениса Евневича. Накал страстей и эмоций в каждой следующей сцене всё сильнее и сильнее. Кажется, куда уж больше может страдать этот человек, надрывая своё сердце и теряя разум. Становясь человеком, способным чувствовать боль других людей. Переломным моментом становится для него буря, которая застаёт опального короля вместе с шутом вне стен замка. Сильно получилось у актёра сыграть это постепенное открытие мира и своего места в нём. Трагично прозвучали слова Лира, обращённые к людям, которые сравнялись с ним и не узнают в нём недавнего своего властелина. Лир показывает им монету, на которой изображён он сам. Словно новый человек, пробивающийся в нём из всех прежних покровов, пытается не им, себе доказать, что он есть в этом мире. Но кто он, пока и ему самому непонятно до конца. Игра Дениса Евневича завораживает, хочется наблюдать за его мимикой и каждым движением.

Удивительно, что всего семь актёров театра представляют на сцене эту трагическую историю. Успевая не только переодеться для другой роли, но и словно измениться до неузнаваемости. Только что был Эдмонд (Арсений Шакиров) — побочный сын Глостера, вот перед нами граф Кент. Совершенно иная динамика роли, речь, даже лицо кажется другим. Так же быстро и легко (как нам кажется) на сцене герцог Корнуэльский (Кирилл Стерликов) превращается в Эдгара — родного сына Глостера. А ослепший граф Глостер (Максим Цыганков) превращается в герцога Альбанского.

Особое восхищение и удивление вызывает в спектакле Шут (Юлия Бокурадзе). Говорят, за эти столетия, что пьеса идёт на сценах театров всего мира, были времена, когда пьесу Шекспира «сокращали», и Шута исключали из спектакля. На наш взгляд, в «Короле Лире» театра «Грань» без этого персонажа, говорящего иносказательно правду в глаза всеми забытому королю Лиру, спектакль многое бы потерял в смысловой нагрузке.

Не так много декораций на сцене. Троны, которые в ходе действия меняют свои роли, становясь то крепостной стеной замка, то мостками, холмом над вымышленным обрывом, впечатляют своей кажущейся незыблемостью и тяжеловесностью в начале спектакля. Двойная нагрузка возложена режиссёром на них — имена персонажей, написанные мелом, стираются, сообщая зрителям, что герой ушёл в мир иной.

Интересны костюмы, в которые одеты все персонажи трагедии. Мы помним их ещё по первой постановке «Короля Лира». Полотно для них тогда вязали все, кто умел держать в руках спицы. А после костюмеры с художником по костюмам Еленой Соловьёвой кроили из полотен мантии, власяницы и плащи для всех персонажей пьесы. Никаких драгоценностей, которые, конечно же, положены были королевскому двору, никакого бархата и шёлка. Но это ничуть не умаляет впечатления от костюмов и происходящего на сцене. Актёры в новой постановке динамично передвигаются благодаря придуманному для каждого персонажа новому рисунку роли режиссёром по пластике Павлом Самохваловым. Особая благодарность и художнику по свету Евгению Ганзбургу. Как и другие вспомогательные элементы, световое оформление позволяет ещё больше прочувствовать атмосферу безысходности происходящего. Свет — полноправный участник спектакля. Как и музыка, которая завораживает, тревожит, накатывает волнами, набатом, резким и горьким, грозовыми раскатами, словно стонами, медленно смолкающими (композитор Арсений Плаксин) и на всём протяжении трёх с половиной часов (столько идёт спектакль) держит в напряжении. Удивительно, но нисколько не мешает сопереживать происходящему на сцене то, что все актёры играют босиком. Какая в XVII веке была обувь, в которой играли актёры первых шекспировских спектаклей? Ботфорты, сандалии, сапогикалиги. Богатые подбивали обувь драгоценными гвоздями из серебра и золота. Поэтому их невозможно было не услышать, когда они шли по длинным коридорам замков. В спектакле театра «Грань» все персонажи передвигаются беззвучно, что не отвлекает от происходящего на сцене накала страстей. А ещё — босые ноги словно дают возможность персонажам полностью раскрыться перед зрителями. Даже в сцене, где старшие дочери Гонерилья (Елена Голикова) и Регана (Юлия Бокурадзе) лицемерно клянутся в любви отцу, зритель видит их босые ноги и чувствует их обман.

Поразила и в первой постановке, и в восстановленном спектакле режиссёрская находка с воротником — гофрированным жабо Короля Лира, который внезапно превращается в карту королевства. Его Лир разрывает, чтобы разделить свои владения между старшими дочерьми. А младшая, Корделия (Вера Федотова), которая не смогла высокопарно говорить о своих чувствах, отправляется в изгнание.

Честно говоря, ещё много чего хочется рассказать о спектакле, поделиться чувствами, эмоциями, которые он вызывает. Три с половиной часа как-то совсем и не чувствуются, пролетают очень быстро. В этом магия и волшебство театра, актёров и режиссёров. Но лучше один раз самому посмотреть, чем 100 раз услышать или прочесть. Желаем спектаклю, как кораблю, счастливого плавания и новых наград, а нам, зрителям, новых спектаклей! Идём в театр за эмоциями, чувствами, высоким искусством!

P.S. Спектакль «Король Лир» театра «Грань» в июне будет показан на Международном Дягилевском фестивале (12+) в Перми по приглашению художественного руководителя фестиваля Теодора Курентзиса. Спектакль дважды — 18 и 19 июня — будет демонстрироваться в пермском «Театре-Театре». Все билеты уже распроданы. В октябре театр повезёт «Короля Лира» в Петропавловск-Камчатский на фестиваль «Горизонт» (12+).

Автор: Галина Ильдюганова

Источник: газета «Наше время» г. Новокуйбышевск

 

 

0 comments on “Укрощение строптивого короля

Comments are closed.