Убить дракона… в себе

Газета «Наше время» г. Новокуйбышевск

Постановка — прекрасный подарок, который сделал себе и зрителям коллектив театра-студии в юбилейный, 50-й, сезон.

Удивительную историю о свободе и порабощении, любви и предательстве драматург Евгений Шварц начал писать ещё в блокадном Ленинграде и закончил в эвакуации. Режиссёры, решившиеся поставить эту пьесу, по-разному определяли её жанр. В театре-студии «Грань» это печальная история, в которой улыбаются.

Журналистам городских и областных СМИ посчастливилось побывать на премьере спектакля 14 октября. Поражать воображение и удивлять театр-студия «Грань» на премьере начал, можно сказать, прямо с порога. Весь зрительный зал и сцена трансформировались (повернулись) в пространстве. Сцена стала намного длиннее. Посередине расположился деревянный помост, который по ходу спектакля «превращается» то в обеденный стол, то в городские дома, то в берег бурной реки и т.д.

Как и во многих спектаклях театра-студии «Грань», зритель равноправный участник происходящего действия. Персонажи спектакля обращаются к залу с вопросами, вовлекая его в жизнь небольшого городка, порабощённого 400 лет назад Драконом.

Жизнь под гнётом

Живя под гнётом трёхглавого Дракона (Руслан Бузин), горожане смирились и с тем, что он собирает дань коровами и овцами с их ферм, овощами с их огородов. И раз в год город вынужден отдавать Дракону по одной девушке, которую тот уносит в свою пещеру и больше её уже никто никогда не видит. Говорят, эти девушки умирают в пещере дракона от омерзения. Но все в городе, словно не чувствуют того, что они «порабощены», рассказывают с улыбкой о происходящем. Ведь их «собственный» Дракон защищает город от других драконов. А кто знает, вдруг жизнь под другим игом будет ещё ужаснее? А «свой» Дракон даже помогает в чём-то. К примеру, как-то спас город от холеры, по просьбе врача вскипятил воду в озере. Люди пили кипячённую воду и не заболели. А ещё Дракон избавил город от цыган…

Всем кажется нормальным происходящее в городе, в том числе и очередной девушке по имени Эльза (Юлия Бокурадзе), которой придётся в этот раз пойти на заклание к Дракону. А её отец архивариус Шарлемань (Каюм Мухтаров) тоже с улыбкой принимает уготованное судьбой прощание с дочерью, ведь он уже решил, что покончит с собой после её ухода к Дракону.

Нарушить положение вещей в этом, словно затаившемся до лучших времён городе, спасти девушку и всех жителей от Дракона решает случайно забредший в это местечко путник, оказавшийся рыцарем Ланцелотом (Никита Башков). Он потомок того самого известного по легендам Ланцелота — рыцаря Круглого стола короля Артура. И храбрый юноша должен защитить слабых, помочь несчастным, сразившись и убив Дракона. Кому-то сюжет пьесы покажется политической историей. Другие видят в нём что-то библейское.

Потрясают в премьерном спектакле костюмы, придуманные Любовью Мелёхиной. Сдержанная гамма чёрно-белого и коричневого. Удивительны движения героев спектакля, лёгкие, танцующие. В этом заслуга в том числе хореографа Ирины Павловой и композитора Арсения Плаксина. Все герои спектакля играют босиком. Несмотря на то, что они одеты в многослойные плащи с большими карманами, шеи обмотаны шарфами, на ногах нет никакой обуви. В наши дни распространилась мода на барефутер — ходьбу босиком, к которой склоняются те, кто думает о своём здоровье и проповедует свободу во всём, в том числе и от условностей. История помнит знаменитую босоножку — танцовщицу Айседору Дункан.

Порабощённые Драконом горожане, которых он «скроил» по своему, всё же где-то далеко-далеко в глубине души лелеют мечту о свободе. Ничем не скрытые, обнажённые ступни людей наивно и трогательно напоминают о той детскости, которая есть в каждом.

Удивительно обыграна сцена битвы в небе рыцаря и трёхглавого чудища — светом (художник по свету Евгений Ганзбург). Прекрасный видеоряд проецируется на задник сцены (видеоконтент Леонида Яньшина и художника Алисы Якиманской).

Мало убить дракона на деле, как выясняется по ходу спектакля. Нужно ещё убить дракона в себе. Стать по-настоящему свободным непросто, доказывает эта сказочная история.

Конечно, зрителям и журналистам было интересно, а как же сами актёры и режиссёр трактовали для себя эту пьесу? Что хотели сказать зрителям?

Актёры и роли

Героиня Юлии Бокурадзе в спектакле — словно два совершенно разных человека. Потухший взор, неестественная покорность и смирение обстоятельствам. Она готова поставить точку в своей жизни. Но всё меняется кардинально после объявления Ланцелота о своём решении сразиться с Драконом и признания в любви к Эльзе. Даже внешне девушка будто становится другой. Окрылённой, способной изменить обстоятельства, стоило только измениться самой.

Благородных персонажей, идеальных героев актёрам не всегда нравится исполнять. В положительной роли актёры не видят возможности «развернуться». Но, как признался Никита Башков, эта первая главная роль в театре-студии «Грань» была ему интересна. В этом году молодой человек окончил академию кинематографии и театрального искусства Никиты Михалкова, играл в провинциальном театре. Работа в Новокуйбышевском театре-студии для него прекрасный опыт, который пригодится в будущем. По словам актёра, он играет Ланцелота таким человеком, чьи слова и поступки должны каждого зрителя заставить задуматься о себе, жизни, о вечных ценностях. Ланцелот знает немного больше других. Он готов перевернуть весь мир для спасения других. Именно таково предназначение настоящего рыцаря.

Один из самых загадочных персонажей спектакля, на взгляд автора этих строк, Кот (Арсений Плаксин). Который неожиданно становится практически альтер эго (другое я) Ланцелота. Арсений Плаксин как композитор, написавший музыку для большинства спектаклей театра-студии «Грань», пояснил журналистам, что для него эта история — отголосок советского периода в истории нашей страны.

Для Руслана Бузина, исполнителя роли Дракона, образ его персонажа — собирательный. Актёр видит в нём что-то от Сталина, проецирует на сказочную историю Шварца подлинную — нашей страны. Как и для новичка в театре-студии «Грань» Никиты Башкова, для Руслана Бузина, пришедшего к Бокурадзе после девятилетней работы в самарском театре «Камерная сцена» — этот спектакль очень значим для освоения нового театрального пространства и своего места в нём. Образ Дракона, по признанию Руслана, ему не близок. Но вживаться в роль авторитарного и властного диктатора актёру было всё же интересно.

Что же касается Дениса Бокурадзе, то он заверил: «Дракон» Шварца для него — история не политическая. Но очень современная и своевременная. По мнению режиссёра, театр — это то искусство, которое всегда идёт немного впереди. И если даже берёт «материал» из прошлого, то для того, чтобы напомнить: нужно знать свою историю, чтобы не повторять её ошибок. А «Дракон» театра-студии «Грань» — это спектакль про внутреннюю свободу и несвободу самого человека. В спектакле много смешного и грустного, есть «вплавленные» в сюжет куски из Островского, Шекспира, Бродского и Чехова.

Говорить можно очень долго. Но лучше один раз посмотреть. Спектакль состоялся при поддержке федерального проекта «Культура малой родины» партии «Единая Россия».

Автор: Галина Ильдюганова

Источник:  https://vk.com/@nwremia-ubit-drakona-v-sebe

0 comments on “Убить дракона… в себе

Comments are closed.