Новости

То ли куклы, то ли люди

“Другой город”

Новокуйбышевский театр «Грань» представил спектакль по пьесе финского драматурга Сиркку Пелтола

«Пощечина современному обществу». Именно так можно было бы назвать встряску, которую я получила в театре «Грань» на последней премьере 2019 года. «В сапоге у бабки играл фокстрот» — современная пьеса финского драматурга Сиркку Пелтола.

Сама про себя автор пьесы говорит так:  «Я минорный человек и мрачный драматург».  И это справедливо. Конфликт пьесы извечен – пропасть между поколениями родителей и детей. И те, и другие не хотят слышать и понимать друг друга, ограничиваясь внешне благополучным антуражем.  Младший сын отличник? Да. Старшая дочь спортсменка и тоже хорошо успевает? Да-да. И этой витрины довольно, чтобы не смотреть сквозь неё вглубь.

Такие пьесы тысячами разыгрываются за закрытыми дверями разных квартир. Чуть иные диалоги, чуть иные семейные конфигурации.  Здесь так: родители, старшая дочь-подросток и  восьмилетний сын. Родители постоянно разговаривают ни о чем, пряча за пустыми словами свое бездействие.  Отец (Сергей Поздняков)  потерял работу и, похоже, не стремится её найти. Ему с женой (Юлия Бокурадзе) гораздо комфортнее в гостиной у телевизора, где они проводят дни напролет.  Дочь (Екатерина Кажаева) уже год живет с парнем, который торгует наркотиками, ни в грош не ставит родителей. Сын (Арсений Шакиров)  потерял связь с жизнью, не ходит в школу и придумывает себе несуществующих друзей.

Вы спросите, при чем здесь бабка? На самом деле ни при чем. Она появляется в пьесе персонажем, которого нет. Мы знаем о ней только и всего, что ей 80 лет, она больна и пытается собрать семью на свой юбилей.  Старшее поколение как обычно «заговаривает» проблему, долго обсуждая гостей предстоящего мероприятия и варианты подарков, но в итоге дети так и не поднимаются из своих кресел. Юбилея ждет только внук, который из всей  семьи один любит бабушку. Он ждет поездки, которая так и не случается, и пропасть между ним и его родителями становится еще глубже. Бабушка умирает после своего юбилея, так и не попрощавшись с детьми и внуками.  И её, незнакомую нам, становится щемяще жаль. После неё остаются сотни вязаных носков, которыми усыпан сценический пол. Через них она передавала детям и внукам свою любовь, которую те были не способны оценить.

Сценография спектакля выполнена как всегда по-бокурадзевски изобретательно. Вместе с живыми персонажами на сцене  присутствуют куклы. Вдруг актеры как бы отходят в тень, уступая  место на сцене кукольным персонажам.  Люди продолжают говорить и двигаться, но теперь  фокус зрения нацелен на кукол, полностью повторяющих «живых» персонажей спектакля. Это создает потрясающий эффект механистичности бытия. Да и сами куклы выглядят безжизненно. Заслуженный художник России  Виктор Никоненко, который работал вместе с Денисом Бокурадзе над постановкой спектакля, поясняет, что это принципиальный момент.  «Очень холодные куклы. Их создавала машина, а не человек. Они сделаны из пластика, отлиты на 3D принтере.  Было очень важно, чтобы эти персонажи вышли не из-под руки мастера. Такой приём  был продиктован драматургией».

«Это второй опыт работы нашего театра с  современной драматургией, — рассказывает худрук театра-студии «Грань» Денис Бокурадзе. — Но именно с этой пьесой мне захотелось поработать. Стилистика нашего театра диктовала особую подачу материала. Хотя даже и в этой пьесе можно было поставить диван, стол, телевизор, и играть её как бытовую историю. Но это не наш формат.  Виктор  Леонидович Никоненко создал визуальный образ квартиры, семьи и недостроенного дома, у которого есть основание, но нет продолжения.  Я очень рад нашему сотрудничеству.

Мы познакомились 10 месяцев назад.  В тот момент я уже работал над пьесой. Но меня категорически не устраивала та концепция, которая рождалась в моей голове. И вдруг я подумал, что в спектакле нужны куклы. Мы сели  в мастерской Никоненко неподалеку от Красной площади,  я предложил поработать над историей. И буквально на следующий день родилась сценография. Обсуждение  началось в Москве и продолжилось посредством телефонных разговоров «на два города». Такой вот путь длиною почти в год».

Мы стали первыми зрителями нового спектакля театра «Грань». А потому шероховатости на сцене были неизбежны.  Но они не смогли испортить впечатления от действительно мощной работы театра. «В сапоге у бабки играл фокстрот» — совершенно точно претендент на «Золотую маску» и на новые аншлаги, которые, слава богу, в театре не заканчиваются.

Текст и фото: Анастасия Кнор 

Источник: http://drugoigorod.ru/new-dram-gran/

0 comments on “То ли куклы, то ли люди

Comments are closed.