Новости

Театральные путешествия “ПоМоста”

«Performance» № 4 (2007 г.)

Слово «фестиваль», обозначающее один из самых масштабных и многозначительных жанров современного художественного процесса, имеет французское происхождение и переводится как массовое празднество, показ и смотр достижений искусства. Однако подобная обобщенная интерпретация звучит в начале XXI столетия, по меньшей мере, не убедительно. Особенно, если это касается театральных фестивалей. Все объясняется просто: каждый проект тематически, репертуарно, художественно неповторим. У каждого – своя идея, лейтмотив, динамика развития, свое пространство и свои кумиры.

В этом смысле Всероссийский фестиваль «ПоМост: Провинциальные театры России», проходящий с интервалом раз в два года в небольшом промышленном городе-спутнике Самары Новокуйбышевске, не исключение. Его творческое кредо символизируется в самом названии и ассоциируется с «духовным странничеством», путешествием по театрам России.

Траектория четвертого по счету «ПоМоста», проходящего в уходящем году, имела свои особенности. Географически охват полстраны, его творческие погружения не всегда совпадали с показом новых, только что выпущенных спектаклей. Инициаторы фестиваля – художественный руководитель режиссер театра-студии «Грань» Э.А, Дульщикова и продюсер  Д.А. Софьин – преследовали иную цель: привести и показать работы наиболее значимые для современного зрителя, для конкретного театра, режиссера, актера, для отечественного художественного процесса  в целом.

Именно поэтому открывал фестиваль театр пластической драмы «ЧелоВЕК» (Омск – Санкт-Петербург), представивший зрителю один из лучших своих спектаклей «Песни дождя» (премия «Золотая маска», 2005 г.). У этого сценического текста всё необычно, ошеломляюще и прочно взаимосвязано: предельно откровенный чувственный мир, не требующий последовательности сюжетного повествования, сложнейшая телесная пластика, глубокое звуковое прочтение. В драматургической основе – Любовная лирика Далай-Ламы  VI (1682-1706), в музыкальной интерпретации – русские плачи-причитания, восточные напевы и джазовые мотивы современности. «Спектакль-телосозерцание» – так определил жанр своего произведения режиссер Игорь Григурко. Телесно-чувственная медитация визуализируется под звуки проникновенного женского пения-импровизации. Голос Хранительницы (Людмила Глухова), сопровождающий зрителя в спектакле, звучит на бурятском языке. Но перевод совершенно не нужен: аутентичное вокальное исполнение сливается с пронзительностью эмоционального восприятия.

«Песни дождя», выступив своеобразным камертоном «ПоМоста-4», определили его лейтмотив как вечную драму конфликта обыденности и мечты, человеческих желаний и возможностей. Формирование репертуарной афиши в подобных ценностных границах стало традицией для новокуйбышевского проекта. Особенно взволновали на последнем фестивале два камерных моноспектакля: «Записки сумасшедшего» (Орск) и «Акт» (Новосибирск). Полное отсутствие зрелищной эффектности компенсировалось актерами (В. Медведев, И. Серебровская) открытой работой мысли, трепетностью проживания роли, реальным  приближением к зрителю. Возможности современного театра и актера в нем расширяются.

Все фестивальные спектакли гармонично рифмовались между собой. Пластика тела воспринималась как одно из воплощений движения мысли, ее говорящим знаком. В связи с этим нельзя обойти нашумевший спектакль «СамАрта» «Palimpseston, или одно вращение спектакля вокруг своей оси». Спектакль-аллегория, спектакль-притча, философское действо и, в то же время, спектакль-актерский тренинг, побуждающий актеров (О. Агапова и А. Меженный) к постоянному перевоплощению. Сюжет, проигранный без слов, легко прочитывается: повторяющийся из века в век цикл человеческой жизни. Современный российский театр активно стирает видовые особенности искусства, делая их взаимодоступными. Драматический актер пользуется пластикой, танцовщик разрабатывает образ по принципу драматического искусства. Спектакли хореографа екатеринбургского данс-театра «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой балансируют на подобной грани. Сюжетно их трудно разгадать, хотя расстановка образных акцентов всегда узнаваема и ассоциируется с драматическим действием. Энергетика актерского проживания связана не столько со смысловым и чувственным наполнением образа. Кстати, «Провинциальные танцы» были участниками трех «ПоМостов»! Причем дважды, в рамках фестиваля, танцевали премьерные спектакли. «ПоМост»-4 закрывался пластическим диптихом «провинциалов» – «После вовлеченности».

Главная тема новокуйбышевского фестиваля – трансформация целостного мира современного человека – была поддержана и блоком спектаклей для детской и юношеской аудитории. Сценическая композиция «С любовью, нежностью и мукой…» по стихам и прозе И. Бунина (Театр-студия «Грань», Новокуйбышевск), «игрушечный» роман ульяновского ТЮЗа «Яичница», проигранный бессловесно, пластически, добрый и красочный «Гадкий утенок» орского драмтеатра, пронзительная «Чёрная труба» театра из Дагестана, веселый кукольный спектакль «Большой секрет для маленькой компании» (Архангельск) – запомнившиеся театральные путешествия.

Камерность – одна из особенных черт «ПоМоста». Маленький город, принимающий фестиваль, четыре календарных дня его четвертой ступени, количественная камерность репертуарной афиши… Но, вспоминая «ПоМост», в который раз испытываешь ни с чем не сравнимую радость знакомства с лучшими спектаклями российских театров и искреннюю благодарность инициаторам этого яркого культурного события года. «Фестиваль» с французского – празднество, показ, смотр лучшего…

Автор: Надежда Лысова

0 comments on “Театральные путешествия “ПоМоста”

Comments are closed.