Счастье за горами

Театр-студия «Грань» вернулся из Перми и уехал в Кудымкар

«Волжская коммуна»

Год театра у новокуйбышевского коллектива выдался фестивальным. Кажется, впервые в этом году такое их количество. Новосибирск, Камышин, Евпатория. Начиная с сентября – Иркутск, Пермь, Кудымкар… Завершится же гастрольный марафон выступлением на «Золотой маске» в Ижевске в ноябре.

 Фестивали разные нужны

Фестиваль в Кудымкаре «Сообщение», где театр «Грань» буквально на днях открывал фестивальную программу, называет себя межнациональным и собирает театры из Новокуйбышевска, Республики Марий Эл, Петрозаводска, Перми, Кирова, Екатеринбурга. Тема этого года звучит так: «Театр о театре». Выступления участников должны стать ответом на вопрос: «Что такое «театральность» для театра сегодня?». Помимо всего, обширная дополнительная программа: лекции, выставки и мастер-классы, в том числе по коми-пермяцкой культуре. Вообще, стоит сказать несколько слов о месте проведения. Кудымкар – город с населением 30 тысяч жителей. Так и просится шутка, что это единственный город в России, где градообразующим предприятием является театр. Но ведь действительно, такое немногочисленное население — и один из старейших театральных коллективов Западного Урала – Коми-Пермяцкий национальный драматический театр, с труппой в 40 человек и собственным фестивалем.

Встреча актеров со зрителями

Но вот что такое «PostФакт» в Перми? Фестиваль прошел впервые, и его программу составили спектакли из лонг-листа «Золотой маски» этого года (которым, по мнению отборщиков «PostФакта», не хватило самой малости, чтобы войти в шорт). Уже понятно, что в афише нет ни одного проходного спектакля: «Дон Жуан» театра «Сатирикон», «Зимняя сказка» ТЮЗа им. А.А. Брянцева, «Пилорама плюс» театра драмы им. Волкова, сами организаторы — «Театр-Театр» — показали «Пьяных» и многие другие.
Театр «Грань» совсем недавно вернулся с пермского фестиваля, где показывал «Старшего сына». У автора «ВК» была возможность присутствовать на «PostФакте» с самого первого дня и до яркого финала, когда худрук «Театра-Театра» и самого фестиваля Борис Мильграм, выйдя на сцену, пригласил всех желающих зрителей на фуршет по случаю завершения. Всех. А зал, между прочим, это около 800 мест. А все потому, что зритель на этом фестивале занимал самое почетное и важное место. Не просто зритель, а обязательный участник.
Каждый показ завершался обсуждением, а арт-директор Олег Лоевский начинал каждый вечер со слов: «Это не встреча зрителей с актерами, а наоборот, встреча актеров со зрителями. Поэтому задавайте вопросы, ругайте на чем свет стоит, актеры и режиссер вас внимательно слушают», — говорил он. И если в первый день казалось, что идея эта мало реализуема, то с каждым днем все больше и больше желающих оставалось после спектакля в фойе — и говорили, хвалили, конечно же, потом робко высказывали свое мнение, свои варианты того, как понимать этот спектакль. В общем, зритель работал на фестивале активно. И в финальный день, когда литовский драматург Марюс Ивашкявичюс сказал: «Почему-то в России бытует мнение, что театр должен развлекать. Хотя во всем мире театр — это место, где зритель активно работает, его заставляют мыслить, ему задают вопросы…» — стало понятно, что «PostФакт» именно к этому на протяжении всех пяти дней и подталкивал – не бояться задавать вопросы, думать, высказываться, экспериментировать.
Параллельно с основной программой для зрителей была организована лаборатория «PostЗритель», в частности, с драматургом Ивашкявичюсом ее участники разбирали пьесу «Ад и мир».  В последний день состоялась читка в их исполнении. И в то, что это не актеры, было сложно поверить. Именно со зрителями, с потенциальными ли или с постоянными, мастер-классы проводили театральные художники (итогом стали афиши к спектаклю «Дон Жуан»), фотографы (вернисаж фестиваля), хореографы (перформанс «До опыта» был показан в последний день фестиваля), композиторы (музыкальная инсталляция в финале) и даже был мастер-класс театрального критика, и это не только о том, как писать рецензии, главным образом, как читать спектакль.
Плюс ко всему просветительская часть для всех желающих, например, лекция-перформанс Татьяны Багановой (театр «Провинциальные танцы») о том, как понимать современную хореографию, с показом видеофрагментов, исполнением вживую. Лекция композитора Владимира Раннева «Что сочиняет современный композитор». В итоге все вместе складывалось в общую, довольно сложную, но привлекательную картину — фестиваль ненавязчиво, увлекательно обучал тому, как понимать, читать современное искусство.

Между нами вода

Последняя инсталляция «На поклон» была посвящена именно зрителю. Следуя пошаговой инструкции, гости проходили в зрительный зал, где уже звучали фоном аплодисменты. Вставая в центр сцены, жмурясь от лучей софитов, каждый на секунду мог почувствовать себя актером. При том, что на сиденьях были расклеены надписи — «восторг», «раздражение», «негодование», «умиление», «скука» и т.д. Поклонившись этому залу, можно было выйти вон, но зрители рассаживались и наблюдали за новыми и новыми «актерами», помогая им аплодисментами.
Погружение в театр завершилось. Ну, что сказать, и даже будучи жителем большого мегаполиса с достаточным количеством театров и фестивалей, ощущаешь чувство белой зависти. Но присутствует уверенность, что фестиваль такого формата мог появиться не везде. Пожалуй, только в городе, способном на самоиронию, со своим индивидуальным, умным, довольно свежим лицом, и где, например, гуляя по набережной, на бетонном заборе можно прочесть «Ущипни меня за бетон, я тоже хочу почувствовать себя живым» или, немного прищурившись, увидеть на другой стороне Камы слова «Между нами вода». Ну и, конечно, надпись про счастье не за горами.
Фестиваль «PostФакт» в Перми завершился. В Кудымкаре он счастливо продолжается. А впереди у театра «Грань» — «Золотая маска» в Ижевске. Стоит посмотреть, что же происходит там.

Автор: Татьяна Грузинцева

Источник: https://www.vkonline.ru/content/view/239960/teatrstudiya-gran-vernulsya-iz-permi-i-uehal-v-kudymkar#print

0 comments on “Счастье за горами

Comments are closed.