Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Новосибирске

Журнал «Сноб». Театральный дневник.

«Золотая Маска» продолжает путешествие по России. Региональные фестивали уже прошли в Южно-СахалинскеОмске и Новосибирске. В столице Сибири спектакли показали московский Театр имени Пушкина, Мастерская Петра Фоменко, театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска и Татарский драматический театр из Альметьевска. «Сноб» отправился с артистами из Москвы и Новокуйбышевска в новосибирские театры, чтобы выяснить, как они устроены, а еще — поговорить о гастролях, театральных экспериментах и реакции на них зрителей.

Новосибирск — третий по численности населения город России. Долгое время он считался самым быстрорастущим городом-миллионником в мире. В Москве количество жителей достигло миллиона за 700 лет, в Нью-Йорке — за 250, а в Новосибирске — всего за 70. Здесь расположена «самая умная» улица мира: на проспекте академика Лаврентьева в местном Академгородке находятся около 20 НИИ и других научных учреждений. А еще в Новосибирске активно развивается культурная жизнь. Городские театры регулярно гастролируют по России и миру, собирают награды на театральных фестивалях (например, в этом году привезли домой сразу три «Золотых Маски») и получают восторженные отзывы от критиков и зрителей.

Глобус — Театр имени Пушкина

«Новосибирск любопытно устроен, — рассказывает главный режиссер театра “Глобус” Алексей Крикливый. — Здесь есть несколько мощных театров, которые находятся на небольшом пространстве. Мы все ценим и уважаем друг друга, при этом одновременно находимся в диалоге и даже споре. Это рождает определенную энергию, здесь очень интересно».

Алексей Крикливый отвечает за художественный процесс в «Глобусе» последние 11 лет. Формально молодежный театр сегодня работает и для детской, и для взрослой аудитории, а на его сцене встречаются разные театральные школы и направления. В разные годы спектакли здесь ставили Дмитрий Черняков и Валерий Фокин, Марат Гацалов и Марина Брусникина, Роман Феодори и Борис Павлович. Постановки театра 24 раза были номинированы на «Золотую Маску» и получили шесть премий. В этом году театр выступил одним из организаторов фестиваля «Золотой Маски» в Новосибирске. На базе «Глобуса» регулярно проходят лаборатории по режиссуре и современной драматургии, а еще при театре работают вокальная и пластическая студии для молодежи.

Театр имени Пушкина приезжает на гастроли в «Глобус» не первый раз. Шесть лет назад сюда привозили спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» в постановке Юрия Бутусова. Позже режиссер продолжил работать над наследием немецкого драматурга. На этот раз в столице Сибири показывают постановку по его первой пьесе — «Барабаны в ночи».

«Старый дом» появился в Новосибирске 86 лет назад и изначально существовал как передвижной театр. «Труппа все время переезжала с места на место, артисты буквально жили в дороге, — говорит Тимофей Мамлин. — Потом истории о бесконечных гастролях стали легендами, и только в последние годы гастроли начали возрождаться: мы только что вернулись из Берлина, а впереди у нас поездки со спектаклями в Румынию и на Сахалин. В театре нам так и сказали: “Учите английский, будем кататься по миру”».

Сегодня «Старый дом» находится на пике формы: в театре ставят именитые российские и зарубежные режиссеры, а постановки из года в год отмечают на театральных фестивалях (например, театр получил две премии и 10 номинаций на «Золотую Маску»). В труппе «Старого дома» 27 человек, а в репертуаре — около 20 спектаклей. Среди них — и классические водевили для массового зрителя, и ультрасовременные постановки: например, «Sociopath/Гамлет» в стиле киберпанк, вербатим с участием искусственного интеллекта «Пыль» и абсурдистский «Сережа очень тупой».

«За последние годы мы воспитали публику, которая теперь ходит только на эксперименты, — говорит Тимофей Мамлин. — При этом у нас есть немало спектаклей для неподготовленных зрителей. В этом кайф: ты не зацикливаешься на чем-то одном, а развиваешься во всех направлениях. У нас регулярно ставят приезжие режиссеры с разными методами и видением. Например, мы работали с Максимом Диденко и Семеном Александровским, Михаилом Патласовым и Юлией Ауг. Мне кажется, это мечта для любого театра».

«У нас все наоборот. Мы работаем только с одним режиссером — худруком Денисом Бокурадзе, — говорит актриса театра “Грань” Екатерина Кажаева. — Но это понятно: мы еще совсем юные. Профессиональным театром “Грань” стал только семь лет назад, а до этого он долгое время существовал как любительская студия. И репертуар у нас тоже пока не такой большой — около 10 спектаклей».

В труппе театра «Грань» всего 12 артистов — в родном Новокуйбышевске у них даже нет собственного здания: спектакли играют в Камерном зале Дворца культуры на 95 мест. При этом театр хорошо знают и за пределами Самарской области: «Грань» уже несколько лет участвует в конкурсе «Золотой Маски», а билеты на показы театра в Москве стабильно раскупают за пару месяцев до спектаклей.

В Новосибирск «Грань» привезла «Корабль дураков» — пять французских средневековых фарсов. В спектакле занято всего шесть актеров и каждый исполняет по несколько ролей, вмиг меняя костюмы и грим. Художник по костюмам Елена Соловьева два года назад получила за работу над спектаклем «Золотую Маску».

«Эстетика нашего театра тяготеет к минимализму и гиперусловности, — рассказывает режиссер “Грани” Виктор Трегубов. — Помните, как решено пространство в “Догвилле” Ларса фон Триера? Мы делаем что-то подобное. Создавать атмосферу нам помогает художник по свету — Евгений Ганзбург из Санкт-Петербурга. Он работал с Бутусовым, Могучим, Гинкасом и другими большими режиссерами. В соавторстве с ним поставлены практически все наши спектакли, в том числе “Корабль дураков”».

«“Грань” и “Старый дом” во многом похожи, — говорит артист новокуйбышевского театра Кирилл Стерликов. — У нас тоже камерное пространство, мы находимся максимально близко к зрителям, а еще у нас есть ощущение семьи: мы все друг за друга горой. Мне нравится, что здесь атмосфера не театра с позолоченными люстрами, а настоящего дома. Я думаю, мы к чему-то подобному придем, когда нашему театру построят собственное здание».

Красный факел — Мастерская Петра Фоменко

«У нашего  здания очень богатая история, и далеко не сразу в нем расположился театр, — рассказывает артистка “Красного факела” Дарья Емельянова. — Сначала это было Купеческое собрание, по-другому — Деловой клуб для бизнес-элиты Ново-Николаевска (так наш город именовался в начале ХХ века). В 1918 году здание получило другое название: “Дом рабочих”. А театр “Красный факел” начал обживать эту сцену только с 1932 года. И сегодня мы стараемся освоить каждый уголок нашего исторического особняка. В театре есть Большая и Малая сцены, а еще третья площадка — кафе, где артисты могут реализовать собственные проекты. Прямо в фойе утром мы играем спектакли для малышей, а вечером устраиваем чтецкие программы. Но полнее всего здание оживает ежегодно 27 марта. Мы в “Красном факеле” первыми стали проводить в День театра акцию, которую сейчас подхватили коллеги по всей страны, — “Ночь театра”. Суть в том, что зрителей приглашают на экскурсию не просто в закулисье, а в самые потайные части здания — например, в трюм под поворотным кругом, чердак, репетиционный зал. И даже там их ждет театральное представление, которое артисты готовят специально для этой ночи».

В репертуаре «Красного факела» около 50 спектаклей разных жанров. Среди них — актуальные драмы и традиционные комедии, детективные триллеры и пиратские боевики, сказки для взрослых и театральные мультфильмы для детей. В «Красном факеле» часто ставят приглашенные режиссеры (например, Филипп Григорьян, Сергей Землянский и Денис Азаров), а постановки новосибирского театра показывают по всему миру. В последние годы труппа ездила с гастролями в Германию, Польшу, Грецию, Францию, Швейцарию и многие российские регионы. В октябре спектакль «Три сестры» увидят в Японии.

Столичным зрителям «Красный факел» известен, прежде всего, благодаря фигуре главного режиссера. Тимофей Кулябин ставит в Театре Наций и Большом и регулярно привозит новосибирские спектакли на фестивали. Но в этот раз театр гастроли принимает — главную сцену «Красного факела» в зале на 510 мест обживают артисты московской «Мастерской Петра Фоменко». В Новосибирске они показывают свой хит — шекспировскую комедию «Сон в летнюю ночь» в постановке Ивана Поповски. В 2016 году постановка стала лучшим драматическим спектаклем на «Золотой Маске».

«Не каждый спектакль любишь одинаково, а тут все сложилось, — рассказывает исполнитель роли лесного духа Робина Амбарцум Кабанян. — На репетициях мы кайфовали, валяли дурака, и даже Галя (Галина Тюнина — заслуженная артистка РФ. — Прим. ред.) нас в этом поддержала. Было классно: возникло ощущение, что мы стали единым целым. Но на первом прогоне у нас началась паника. Никто не смеялся, и мы решили, что спектакль не понравился. Это был какой-то ад. На носу премьера, все в ужасе. А я бегаю по театру и кричу: “Мы возьмем “Золотую Маску”!” Мне никто не верил, все говорили: “Амбарцум, успокойся!” Но ведь в итоге взяли!»

«Я давний и абсолютный фанат “Мастерской”, — делится впечатлениями Дарья Емельянова. — Восхищаюсь слаженностью, с которой вы работаете, энергией, а еще физической подготовкой».

«”Сон” очень сложно играть физически, — соглашается Амбарцум Кабанян. — Мы то носимся, то висим вниз головой. Этот сумасшедший темп жутко выматывает. Но отдача, которую мы получаем от зрителей, — это что-то невероятное. Когда от зала идет волна, это так круто».

«Мне кажется, гастроли всегда дают новый толчок для развития спектакля, — говорит Дарья Емельянова. — Визитная карточка нашего театра — спектакль “Три сестры” — длится четыре с половиной часа и играется на языке жестов. Мы готовили его полтора года, там все выверено до мелочей. Например, если я стучу каблуком, это сигнал для другого артиста, что пора начинать реплику. Мы долгое время играли спектакль на родной сцене и перед первыми гастролями переживали, что на чужой площадке он просто развалится. Но вдруг случилось удивительное: на показах в Европе роли и взаимоотношения стали развиваться глубже, по-другому начали проявляться партнеры. Это просто сумасшедшие вещи».

«Дома ты привыкаешь к своему зрителю и в общем можешь предположить, на что он среагирует,— добавляет Амбарцум Кабанян. — А в незнакомых городах все происходит непредсказуемо. Например, я замечаю, что на гастролях публика часто реагирует не на артистов, а на текст — и это открывает новые смыслы для нас самих. Но в конечном итоге важно, чтобы со сцены шла правда, тогда зрители ее почувствуют и подключатся к происходящему».

Фестиваль «Золотая Маска» в Новосибирске проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Автор: Маргарита Шило

Источник: https://snob.ru/entry/177932/

0 comments on “Репортаж с гастролей «Золотой Маски» в Новосибирске

Comments are closed.