Газета “Наше время” (г. Новокуйбышевск)
Когда-то Александр Дюма-старший утверждал: история — это гвоздь, на который я вешаю свою картину. Вот таким гвоздём и стала трагическая история жизни и смерти шотландской королевы Марии Стюарт для немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера.
Режиссёр, художественный руководитель театра-студии «Грань» Денис Бокурадзе не побоялся «замахнуться» на столь сложный материал.
Кому не известна эта история XVI века о вынужденной просить убежища в Англии шотландской королеве, которую обвинили в причастности к убийству своего мужа. А вместо спасения Мария Стюарт оказывается пленницей своей кузины, вошедшей в историю как королева-девственница, Елизаветы I Тюдор. Она заточила родственницу на долгие годы в темницу. А потом подписала ей смертный приговор. И всё потому, что опасалась за свой трон, который, надо сказать, могла по праву занять Мария Стюарт.
Нам с «высоты» XXI века трудно судить, кто прав, а кто виноват. Тем более, что в этой истории слишком много тёмных пятен, выдумки потомков и современников, а то и полной фальсификации фактов. Но до сих пор, как это ни удивительно, трагическая гибель одной королевы и долгое правление второй волнуют воображение творческих людей. Написано множество картин, музыкальных и литературных произведений, где пытаются вновь и вновь трактовать это противостояние двух удивительных королев. Сила и неординарность их личностей даже через века ощущается в каждом слове драмы Фридриха Шиллера.
Суд истории
Премьера в театре-студии «Грань» превзошла все ожидания зрителей. Удивление вызвало уже само помещение театра: зал удивительным образом трансформировали так, что создалось ощущение, будто он стал намного просторнее. Зрительские кресла расставили в двух его половинах вдоль стен под углом друг к другу. Сцены как таковой нет, от актёров сидящих отделяют только металлические барьеры. А огромное пространство, где развивается эта трагическая история, делится двумя огромными вращающимися прозрачными лопастями. По ходу спектакля на них проступают образы действующих лиц эпохи ренессанса, Елизаветы Тюдор, Марии Стюарт, очень похожих на их известные портреты и одновременно — на исполняющих роли актрис. В зависимости от мизансцены эти лопасти — крылья с проёмами превращают сцену то в зал суда, то в темницу, то в парк и т.д.
В спектакле мы застаём Марию Стюарт за три дня до казни, когда гильотина должна будет поставить последнюю точку в её полной драматизма, интриг и любви жизни. 19 лет Мария лелеяла надежду встретиться со своей тюремщицей — кузиной. И вот это свидание неожиданно состоялось в парке замка. После долгих лет заточения Мария, наконец-то, получает возможность выйти в парк. Она в восторге. Но оказывается, что это ловушка: здесь подстроили её встречу с сестрой. Столько раз Мария проигрывала в уме эту сцену, повторяла слова, которые скажет Елизавете, чтобы та не подписывала ей смертный приговор, отпустила с миром. Но когда, наконец-то, настаёт миг их встречи наедине, Стюарт неожиданно для себя самой словно забывает все заготовленные аргументы. Пытаясь воззвать к сердцу поистине ледяной леди, Мария всё же не роняет своего достоинства, оставаясь собой. Красивой, гордой, уверенной в своей правоте и своём праве на свободу. Чем пугает Елизавету, не позволяя ей прислушаться к своему сердцу и поступить по-человечески.
Неожиданный диалог двух не слышащих друг друга, или, скорее, слышащих только то, что им угодно, ярких женщин: свободной духом, рискованной Марии и словно зажатой в тиски своих многочисленных страхов Елизаветы. Эта сцена в саду между Елизаветой и Марией производит сильное впечатление на зрителей. Ведь в эту самую минуту решается судьба Стюарт. И как в детстве в театре очень хотелось «помочь» героям на сцене, подсказать и спасти их, взрослые зрители еле сдерживали порыв, чтобы не вмешаться в ход спектакля. А значит, в историю английских королей Тюдоров, которые правили в Англии.
И как ни попробовать что-то изменить, если волнующее действо происходит буквально в двух шагах от зрителей. Руку протяни и можно случайно коснуться королевских нарядов. А в начале спектакля в сцене суда над Стюарт присяжные сидят лицом к лицу со зрителями. И видно, что свой обвинительный вердикт они произносят, веря в свои слова. Честно говоря, не нам судить Марию Стюарт. Она искупила свои грехи на плахе. Но то, как её сыграла Юлия Бокурадзе в спектакле, однозначно заставило многих зрителей вынести свой вердикт: достойна снисхождения. Даже если, и правда, она была виновна в убийстве мужа, меняла своих поклонников, как перчатки, умело плела интриги, в том числе и против кузины, нацеливаясь на её трон, море личного обаяния, харизма, как принято сейчас говорить, вызывает к пленённой королеве чувство восхищения, даже восторга.
Хотя и Елизавете в талантливом исполнении Евгении Аржаевой не откажешь в своеобразном обаянии. Тем более, что актрисе удалось передать переживания, которые буквально раздирают её героиню изнутри. Королева Елизавета, беря на себя ответственность за судьбу кузины, словно уменьшается в размерах, начинает сутулиться, её как будто корёжит неведомая сила. Понятно, подпись на приговоре Марии даётся ей неимоверными душевными усилиями. Но иначе она не может поступить, ведь на кону не только её судьба, но и обожаемой Англии, ради которой Елизавета решилась на безбрачие.
Мария Стюарт
Всегда интересно, как удалось актрисе найти ключик к своей будущей роли. Юлия Бокурадзе не скрывает, что в период работы над ролью она специально запретила себе смотреть фильмы и спектакли, поставленные по трагедии Фридриха Шиллера. Но исторические материалы актриса тщательно изучила. Из всего прочитанного о шотландской королеве, а также просмотренных многочисленных её воплощениях в живописи, и родилась канва будущей роли. Женщины, которая была изолирована от мира за решётку, но не утратила ни на минуту ни веру в лучший исход для себя, в людей, искрящуюся, сзакаким-
то стержнем внутри, вызывающую по-прежнему восхищение и способную влюбить в себя, повести за собой на подвиг и погибель. Недаром так боится встречи со своей соперницей Елизавета, производящая впечатление неестественности. Эта её неуверенность в принятии решения о казни Марии так не свойственна тому образу королевы, правление которой вошло в историю Англии под наименованием «золотой век».
Как известно из исторических источников, даже находясь в заточении, Мария обращалась к правителям европейских стран с мольбой о помощи. Хотя заговорщиков, которые пытались предпринять попытки её освобождения силой, не поощряла. Понимая их опасность для власти в будущем. Поэтому так противоречиво воспринимается ею обещание юного Мортимера (Арсений Шакиров), который с кучкой единомышленников собирается, перебив стражу, спасти Марию. Она и хочет этого: сколько можно ждать милости от английской королевы. И беспокоится за судьбу горячего юноши, который, не сумев осуществить задуманное, покончил с собой. Трогательно поддерживает Марию кормилица Анна Кеннеди (Екатерина Кажаева) до последней минуты её жизни. Потрясает Марию, которая не хочет верить впредательство последнего возлюбленного — графа Лестера (Дениса Евневича), на чью помощь она рассчитывала.
Сцены казни нет в спектакле. Её зритель переживает вместе с Лестером, который не решился присутствовать на исполнении приговора, только издалека прислушивается к происходящему на площади, где в эти минуты на плахе оказалась преданная им королева. Юлия Бокурадзе призналась перед премьерой журналистам, что была покорена своей героиней. Восхищалась ею. Для актрисы Мария Стюарт — это очень человечный образ, не стремящийся, в отличие от Елизаветы, к власти. Героиня открытая и очень живая, по словам Юлии Бокураздзе, она «голубой» крови, королевского происхождения, но обычная женщина, мечтающая о свободе и счастье. Как солнышко старалась обогреть окружающих, за что её и любили подданные, слуги.
Елизавета Тюдор
Образ Елизаветы Тюдор у Евгении Аржаевой получился поистине королевским. Никакой и минутной неприязни королева Англии с подачи театра-студии «Грань» не вызывает. Это глубоко несчастная женщина, очень боящаяся потерять самое драгоценное, что у неё есть — трон Англии. Она принимает предложения руки и сердца от короля Франции, обещает выйти замуж за других претендентов. Но только на словах. Всю себя отдавая своему народу, Англии Елизавета остаётся незамужней. Возможно, обет девственности она приняла из-за пережитых в раннем детстве потрясений, связанных с казнью её матери Анны Болейн, обвинённой в измене и казнённой по приговору мужа — короля Генриха VIII. Он впоследствии также расправился с ещё одной женой, к которой успела привязаться юная Елизавета, лишившаяся матери. Зная все эти истории, надломившие, конечно же, неустойчивую детскую психику, понятно терзание королевы Елизаветы I, ставившей свою подпись на смертном приговоре Марии Стюарт. Хотя сама актриса Евгения Аржаева, работая над ролью своей королевы, объяснила для себя её поступок исключительно политическими интересами. Ведь в её правление Англия пережила настоящий расцвет: развивались литература, искусства, науки, торговые отношения и т.д.
Денис Бокурадзе, говоря о новом спектакле, признал: главное, о чём он хотел сказать, это свобода человека и его право на выбор. Это своеобразное продолжение поставленного в театре-студии шварцевского «Дракона» (16+). Что стоило Марии наступить на горло своей гордости, плюнуть на всё и унизиться — прогнуться перед кузиной? Но она делает свой выбор. На который имеет право. Благодаря которому её помнят не один век. Её жизнь и судьба волнуют людей и будоражат воображение.
Публика тоже сделала свой выбор в конце почти четырёхчасового спектакля, который смотрится на одном дыхании. Театр-студия «Грань» предложил зрителям специальные листочки с надписями «достойна снисхождения» или «не достойна снисхождения». Большинство выбрало оправдательный приговор Марии Стюарт.
А жюри V фестиваля «Волга театральная» (16+) тоже оценило по достоинству спектакль и игру главных героинь. Спектакль завоевал гран-при фестиваля. А Юлии Бокурадзе и Евгении Аржаевой были вручены специальные призы жюри. Это современный приговор и высокая оценка премьерного спектакля театра-студии «Грань».
Автор: Галина Ильдюганова
Источник: https://vk.com/@nwremia-protivostoyanie-korolev
0 comments on “Противостояние королев”