Новости

Открывая двери

«Город Нск» № 8 (708)
7 марта 2014 г.

1 марта театр-студия «Грань» представил на суд публики премьеру: спектакль «P.S.» по пьесе Жана-Поля Сартра «Huis clos». Художественный руководитель театра, он же главный режиссер, Денис Бокурадзе, как оказалось, не прогадал, замахнувшись на вещь, которая является программной для драматурга и всего французского экзистенциализма. Тема жизни и смерти, случайности и судьбы, любви и предательства – вечна, и недаром пьеса «Huis clos» (варианты названий: «Взаперти», «Нет выхода», «Другие», «За закрытой дверью») была неоднократно экранизирована, а с конца 80-х годов победно шествует по сценам российских театров.

«Грань» еще при жизни своей основательницы, режиссера Эльвиры Дульщиковой воспитала думающего и взыскательного зрителя. И ученик Эльвиры Анатольевны Денис Бокурадзе, возглавив театр-студию в 2011 году, решил не отступать от сложившихся традиций. Небольшой по численности, но крепкий в профессиональном плане коллектив не берет в работу «попсовых», однодневных вещей – он ставит классику, проверенную временем, но удивительно созвучную нашему дню.

… В комнате за закрытыми дверями оказываются трое: журналист и писатель Гарсэн, обольстительная Эстель и интеллектуалка Инэс. Постепенно все они осознают, что находятся в аду, ведь при жизни герои походя совершали жестокие и подлые поступки: лгали, убивали, доводили ближних до самоубийства. Они не могут ни уйти друг от друга, ни убить, так как уже мертвы. Эта пытка ближним обещает быть вечной.

Достаточно мрачный сюжет не помешал молодым актерам Даниилу Богомолову, Алине Костюк, Любови Тювилиной, Юлии Бокурадзе сыграть пьесу, не побоюсь этого слова, блестяще, на одном дыхании.
Еще один персонаж, который у Сартра обозначен как коридорный, а в спектакле «Грани» получил имя «Отражение, стал прекрасной режиссерской находкой». Юлия Бокурадзе, перевоплощаясь в каждого из героев, в том числе и в отсутствующих на сцене Роже, Флоранс и Ребенка, делает свой персонаж зримым и конкретным, превращая его в полноправного участника действия.

– При выборе пьесы я ориентировался на актеров театра и на стилистику «Грани», – рассказал после спектакля Денис Бокурадзе. – Выбор пал на пьесу Сартра, написанную им в 1943 году и прошедшую проверку временем. Три персонажа, попавшие в ад, вовсе не являются моделью социума, но они наглядно показывают, что человек ответственен за свои поступки, что жить нужно так, чтобы потом не раскаиваться. От 43-го года нас отделяет немало, и мне пришлось кое-где убирать тавтологию, менять местами эпизоды, но не единой фразы я не изменил. Разве что расширил функции четвертого персонажа – Коридорного, сделал его также точкой притяжения для зрителя. Часть зрителей после просмотра говорила, что пьеса тяжелая. Согласен, тяжелая, потому что она заставляет думать, а думать сегодня хотят не все. Театр, конечно, элитарное искусство, и, наверное, туда не нужно тащить всех подряд. Но надеюсь, что город поймет и примет новую постановку. По крайней мере, захочет приобщиться, попытаться войти в нее.

Автор: Наталья Красавина

Наша справка

Продуманная сценография, выразительный, играющий свет (художник Алиса Якиманская и мастер по свету Евгений Ганзбург) помогают зрителю отчетливее различать нюансы и настроение повествования. В спектакле немало полноправных партнеров, и в их числе – музыка композитора Василия Тонковидова и костюмы художницы Елены Соловьевой.

0 comments on “Открывая двери

Comments are closed.