Издание "Комсомольская правда"
В Саратовском театре завершился VI-й фестиваль имени Олега Янковского
В Саратовском академическом театре драмы закончилась первая, осенняя половина VI Всероссийского фестиваля имени Олега Янковского. Форум поделен на два этапа впервые. Причиной тому стали насыщенные творческие планы академдрамы.
Грандиозный проект Театра драмы имени И.А. Слонова, фестиваль является одновременно признанием любви выдающемуся земляку и в то же время тонким исследованием природы актерского гения, прочной ниточкой, удерживающей молодых артистов от всеядности при выборе ролей, стимулом искать образы.
«Ученые женщины»
Осенняя часть фестиваля была открыта спектаклем «Ученые женщины» Новокуйбышевского театра «Грань». Гости из Новокуйбышевска Самарской области стали для саратовского зрителя настоящим открытием еще в первые годы работы фестиваля. Название театра отражает многогранность жизни, человека, его поисков, движущихся все же по единственно верному вектору – по пути добра, любви, совести. Незабываема притча «Вол и осел при яслях» Жюля Сюпервьеля, которую саратовцы увидели во время первого фестиваля. Миниатюрное жилище маленького Иисуса, микроскопическая колыбель, флейта величиной в спичку, маленькие деревянные ангелочки, вол и осел, сияющая Вифлеемская звезда – тепло и близость созданного сценического мира сообщили то волшебное настроение, которое превращает для нас праздник Рождества Христова в таинство.
На другом фестивале была высшая точка от «Грани» – спектакль «Дракон» Евгения Шварца. Физическая свобода передвижения закованного в душевные терзания человека – описание не отражает сотой части смысла, вложенного гениальным Денисом Бакурадзе в спектакль «Дракон».
В рамках VI Фестиваля имени Олега Янковского театр «Грань» представил спектакль «Ученые женщины» по пьесе Мольера. И вновь блистательное высказывание! Ироничное, яркое. Экстравагантная пластика, подчеркнутая эффектными костюмами, нарочитое произношение, явили зрителю восхитительно легкое театральное высказывание.
«Идиот»
Следующим фестивальным показом 25 сентября стала премьера прошлого сезона Саратовского театра драмы «Идиот». Пространство Большой сцены настолько грамотно и исчерпывающе обжито, что отражает глобальность происходящего. Спектакль кинематографичен за счет транслируемых на экраны крупных планов героев. Технически сложный, усеянный самыми смелыми фантазиями спектакль вышел предельно ясным высказыванием о свете, чистоте и искренности, которые спасут мир. Героиня Людмилы Гришиной говорит: «Искусство – это не банка соленых огурцов». И актеры, словно выходя из образов, вкусно размышляют на эту тему, обращаясь напрямую к зрительному залу, вызывая добрый смех у публики. Да, не банка. Но система координат, вернее творческая планета, настолько талантливая, что заставляет восхищаться яркостью действия и дарит душе целительный свет.
К почерку режиссера Комарова как раз точнее, чем к другим его коллегам, подходит постулат: художника нужно судить по его же законам. Поэтому в саратовской версии «Идиота» все сошлось и в окончательном варианте подарило нам прекрасный спектакль, в котором артисты с удовольствием соавторствуют режиссеру, оттого создают наполненные объемные образы.
«Почему возникает режиссерский театр»
В тот же день, 25 сентября, на Малой сцене академдрамы состоялась лекция Павла Руднева «Почему возникает режиссерский театр и зачем можно переосмыслять классику?». На встречу с известным театральным критиком пришли актеры, журналисты, зрители. Вместе с Павлом Андреевичем они преодолели увлекательный путь, показавший, насколько логичным со временем оказался переход от театра актерского к театру режиссерскому. Руднев объяснил, почему к середине XIX века пришлось отказаться от традиционной практики организации театрального действа, где главенствующим лицом был драматург, и как режиссер в конце концов становится интерпретатором и соавтором произведения.
«Тот самый Мюнхгаузен»
Программу фестиваля продолжил спектакль режиссера Алексея Размахова «Тот самый Мюнхгаузен» из репертуара Саратовского академического театра драмы. Он густо приправлен саратовскими метафорами. Здесь Барону устанавливают памятник – копию того, что в сквере у академдрамы. Мюнхгаузен (Александр Каспаров) парирует: это памятник Олегу Янковскому в фильме Захарова. Но ни секунды не возникло и мысли сравнить наш спектакль с легендарным кино. У драмовцев получилась совершенно другая история. В ней практически все герои симпатичны, поскольку у каждого из них есть право на собственную правду. Во втором действии много смеешься, настолько изобретателен режиссер в своих творческих (совершенно обоснованных) придумках. Тем неожиданнее в финале закипают слезы от произнесенного Бароном: «Как вы мне все надоели». Но хочется заплакать вместе с Якобиной фон Мюнхгаузен, которой все надоело гораздо раньше, ведь, по сути, она – уставшая Марта.
«Маскарад с закрытыми глазами»
29 сентября состоялся показ спектакля МХТ имени Чехова «Маскарад с закрытыми глазами». Главную роль в спектакле сыграл народный артист России Игорь Верник (Евгений Арбенин). Роль Адама Звездича исполнил Сергей Беляев, Афанасия Казарина – выпускник саратовской актерской школы Артем Волобуев.
Перед спектаклем артисты ответили на вопросы журналистов.
– Очень волнительно показывать спектакль здесь, в Саратове – городе с особой театральной атмосферой, – отметил Игорь Верник. Он назвал кумирами Олега Янковского и Олега Табакова. Верник подчеркнул особое место саратовской школы в театральном пространстве России.
Ученика народного артиста России Александра Галко, Артема Волобуева, тронуло то, что на нескольких столиках в гримерках академдрамы стоят фото его мастера.
– В Саратове так много театров на метр квадратный, тут действительно искушенная публика, что нам надо будет постараться, – рассказал журналистам Волобуев.
Сергея Беляева по праву называют одним из основателей Московского театра Олега Табакова, ведь Сергей Васильевич был одним из первых учеников курса Табакова в ГИТИСе. На вопрос о том, как живет театр сегодня, артист ответил: «Все хорошо. В российском театре ничего не поменялось».
Cпектакль «Маскарад с закрытыми глазами» оказался тем самым случаем, когда экспериментальное прочтение (или подача) классики рождает чудо. Лермонтов, Шекспир Шиллер, Шницлер… Исследуя известные литературные варианты сюжета о роковой ревности, филолог-лермонтовед в исполнении Верника болезненно и безжалостно препарирует собственную душу. Размышления о чести, терзающие героя сомнения, сумасшедшая нежность к Нине и истерическое отчаяние от недоверия к ней же… Бесконечно интересно наблюдать, на каких бесчисленных обертонах Игорь Верник создает роль. Его Арбенину сочувствуешь всем сердцем.
«Двое на качелях»
Завершилась осенняя часть Всероссийского фестиваля имени Олега Янковского в театре драмы спектаклем театра «Современник». Легендарный спектакль Галины Волчек «Двое на качелях» в исполнении Юрия Чурсина и Татьяны Бабенковой прозвучал пронзительно. Он, честно-жестко бросающий фразы понравившейся девушке. Она, непосредственная и, кажется, легкомысленная поначалу, взрослеет рядом со своим возлюбленным. Важен ли сюжет, когда по итогу ты понимаешь, что наблюдал историю любви, которая рифмуется со взаимным спасением…
Вторая часть фестиваля пройдет в марте 2025 года. Это обстоятельство заставляет торопить время в ожидании ярких впечатлений от встречи с лучшими театральными труппами России.
Автор: Елена МАРКЕЛОВА
Источник: Комсомольская правда
0 comments on “Олегу Янковскому посвящается: в Саратове завершилась осенняя часть грандиозного фестиваля”