Новости

Новокуйбышевск. Театр Дениса Бокурадзе

Журнал «Страстной Бульвар»
Автор: Майя Романова

Среди множества российских театральных фестивалей «Фестиваль театров малых городов России», который проводит Театр Наций, занимает особое место как открыватель талантов. Так, впервые в 2013 году в фестивале участвовал Театр-студия «Грань» из небольшого города Новокуйбышевска Самарской области со спектаклем «Фрекен Жюли» А. Стринберга в постановке художественного руководителя театра Дениса Бокурадзе и получил Гран-при и право выступить в Москве на сцене Театра Наций. На всех последующих четырех фестивалях театров малых городов России Театр «Грань» не переставал удивлять и получил три Гран-при и различные награды актерам.

Театр-студия «Грань» – авторский театр режиссера Дениса Бокурадзе. Причем его талант так многогранен, он настолько владеет профессией, что все спектакли, представленные на последних четырех Фестивалях театров малых городов России, абсолютно разные. Общее – безграничная фантазия, мастерство режиссера, и блестящий актерский ансамбль. В труппе шесть актеров. Все молоды: Даниил Богомолов, Юлия Бокурадзе, Алина Костюк, Александр Овчинников, Сергей Поздняков, Любовь Тювилина.

Этим летом успех превзошел все ожидания. И снова Гран-при за спектакль «Корабль дураков» по средневековым французским фарсам. Его увидят москвичи на сцене Театра Наций.

О том, что существуют эти фарсы, предшественники мольеровских комедий, кроме студентов филфака, наверное, и не знают. Да и у студентов после сдачи экзаменов по зарубежной литературе остаются в памяти скорее всего весьма фривольные иллюстрации. Но Д. Бокурадзе и его актерам удалось обойти все острые углы, эти достаточно грубые фарсы были сыграны очень легко, смешно, как-то наивно и искренне. Никакой пошлости. Получился спектакль о любви плотской и романтической, об изменах, ревности, о женских хитростях, мужской глупости и т.д. и т.д.

В моем архиве сохранилась запись разговора с Денисом Бокурадзе об этом спектакле, с которой я хочу вас познакомить. Но мой первый вопрос был такой – кто Вы, Денис Бокурадзе, откуда Вы?

Д.Б. Родился в Самаре, учился в Самаре, в Самарском Государственном институте культуры, закончил в 2000 году режиссерское отделение Академии культуры и искусства (за время учебы Институт культуры получил новый статус. – М.Р.). Мастер – Виктор Тимофеевич Тимофеев. После этого режиссурой не занимался, не было ни места, ни возможностей, ни особого желания. Тринадцать лет проработал актером в Театре СамАрт. И параллельно 15 лет, раньше, чем в Сам-Арт, пришел в Театр-студию «Грань» в Новокуйбышевске. Там вся закладка эстетических, художественных основ и произошла под руководством Эльвиры Анатольевны Дульщиковой, которая основала этот театр в 1970 году. Все эти годы до ее ухода из жизни в 2011-м она была наставником, мастером, учителем. Наступил момент, незадолго до ее смерти, когда Вера Анатольевна сказала: «Возьми театр, пожалуйста, веди его дальше». Так я стал художественным руководителем театра «Грань». У меня не было выбора, я должен был начать ставить спектакли. Естественно, все, что было заложено, то и проявляется. Ничего из ничего не бывает.

М.Р. Итак, «Корабль дураков». Как вам пришла в голову идея сделать спектакль, на основе средневековых французских фарсов?
Д.Б. Получилось таким образом, что мне нужно было делать следующий спектакль. Когда Вера Анатольевна ушла из жизни, ее дочь отдала мне часть книг. Время от времени я смотрю на этот ворох книг, листаю… И я подумал: надо театр повернуть в такую сторону, в которую мы еще не ходили.
Взял с полки книгу, стал читать эти самые фарсы… Это не было связано с тем, чтобы кого-то удивить, раскопать что-то необычное. Просто надо было сделать спектакль, о любви так нужный зрителям. И вот что в итоге получилось.

Небольшой комментарий. Все спектакли Дениса Бокурадзе о любви. Любовь в его спектаклях разная, в зависимости от литературного материала и режиссерского прочтения. В своих спектаклях режиссер часто выступает как сценограф. И «Корабль дураков» он оформил сам. Декорация очень простая. Задник-занавес из двух частей, который время от времени раздвигается, появляются действующие лица (шесть актеров играют более 30 персонажей). Все любовные сцены происходят за этой занавеской. Только тени двигаются очень смешно. По бокам – два дома с окошками – некие сооружения в виде ширм. Но зато костюмы фантастические, сделанные по старинным эскизам, стилизованные. Как только появились на сцене первые персонажи в этих роскошных костюмах, сразу всем стало весело. Настоящий театр! Они определили и стиль и тон спектакля. Но и играть в таких костюмах надо было по-другому. И актеры это почувствовали.

Для Дениса Бокурадзе костюмы во всех его спектаклях очень важны, а уж здесь – особенно. Он пригласил принять участие в нашем разговоре художника по костюмам Ирину Соловьеву.

И.С. Вообще Денис поставил задачу конкретную – одежда должна быть фарсовая. Мне пришлось работать с энциклопедиями, раскапывали XIII и ХIV века, но решили, что это должен быть конец ХV века. Направление оттуда пошло. Какие-то способы кроя, пифагоровы штаны во все стороны равны. Ни одни из них у нас не повторяются, у всех разный принцип кроя, какие-то выточки, на рубашках специфические воротники. Мы решили, что должна быть общая отделка – валиками, помпонами. Бежеватые, коричневые, натуральные цвета. Глаз их спокойно воспринимает, не утомляется. У нас еще художник Евгений Салмин расписал костюмы и они заиграли.

Д.Б. Я поставил задачу, чтобы было ощущение старой гравюры, а пастельные оттенки – коричневый, белый, желтоватый – соединились бы со сценографией.

М.Р. Четыре ваших спектакля, которые я видела, поставлены в разных стилях. И актеры играют по-разному. «Фрекен Жюли» – жесткий, трагический спектакль. Упор сделан на пластику. Кажется, очень мало слов. Дальше такой странный и по оформлению, и по пластике, и по интонации «Постскриптум» Сартра. Потом «Таня-Таня» – очаровательный, декаденский, какой-то акварельный спектакль, даже интонации начала ХХ века, ничего от того советского времени, когда была написана пьеса. И «Корабль дураков», средневековые французские фарсы совершенно другой способ голосоведения, произношения слов, способ ведения диалога. Как это возникает, не понимаю.

Д.Б. Я тоже не совсем понимаю. Я ведь в первый раз в это окунулся. У меня нет такого опыта. Сейчас режиссер часто выбирает какое-то направление и в этом направлении делает все спектакли. Мне интересно каждый спектакль поворачивать в другую сторону. Я не знаю, насколько меня хватит, но хочется каждый раз открывать и для себя что-то новое, и для актеров. Не повторяться, не садиться на любимого конька. У каждого спектакля свой путь, свой вектор движения, свой рост и т. д. Когда взяли фарсы, я тоже не знал, что с ними делать, как подступиться. Дальше в процессе репетиций, бесконечных сидений над материалом с ручкой, с карандашом, потихонечку начало что-то возникать. До премьеры я не знал – туда, не туда. Ну может, два-три раза сыграем. Может, зритель вообще не пойдет. А потом зрители начали просить играть почаще. За пять месяцев сыграли двадцать с лишним раз.

Небольшой комментарий. Город Новокуйбышевск Самарской области – это город нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности. Бывший рабочий поселок был преобразован в город в 1952 году. В нем 100 тысяч жителей. В большом Доме культуры нашлось место для театра «Грань» с залом на 60 мест и маленькой сценой, где рождаются уникальные спектакли. И в городе свой театр любят. Зритель воспитан. Научился понимать самые сложные современные спектакли. И из Самары приезжают на премьеры.

Д.Б. С «Кораблем дураков», с этими фарсами у меня была сложнейшая задача – не уйти в пошлость. Ведь материал подразумевает какие-то вещи откровенные. Так и написано: о любовных взаимоотношениях, изменах, эротике. Надо было не скатиться, не сойти с этой грани, не поддаться соблазну кого-то раздеть. А артисты просят: давайте, само просится, по сюжету можно раздеться… Я говорил: давайте попробуем без голых тел обойтись. С эротикой, но без голых тел, чтобы в порнографию не превратилось. Чтобы сохранить наш стиль. Как эротику подать? Придумали тени, бубенцы, рука обнаженная в окне. Тут у зрителей должны возникать свои ассоциации.

М.Р. Все эти эротические игры, придумки сделаны настолько легко, изящно, что невозможно не поддаться обаянию всего этого действа. Оказалось, что эти грубые фарсы в переводе на язык театра могут быть очаровательными и очень смешными. У Вас потрясающая труппа. И то, как они владеют формой, своим телом, как пластичны, музыкальны, как понимают и чувствуют режиссерский замысел, как воплощают его в жизнь, дорогого стоит. Кажется, что спектакль «Корабль дураков» родился из импровизаций.

Д.Б. Нет. Здесь все очень четко. В течение трех месяцев артисты приносили зарисовки образов. Мы даже до последнего не распределяли роли. Наблюдения, наблюдения. За каждым персонажем стоит реальный человек, а то и два. А дальше, когда это сформировалось, я уже понял, какая пластика у каждого персонажа. Дальше начался следующий процесс – лица. Я им все нарисовал на лицах, сказал, где губы развести, куда какая должна быть диагональ в движении губ. Так возникла особая мимика.

Все кропотливо выстраивалось – поиск образов, голосов. Мы все отбирали очень тщательно. Материал такой, что актера может унести неизвестно куда. Чтобы не зависеть от того, как звезды сложатся, должен быть очень жесткий рисунок: до шага, до поворота головы, на какую реплику, даже градус поворота – на 40 или 45 высчитывали. Это им было очень тяжело. Им хотелось шире, больше. Я их останавливал. И получилось то, что получилось.

М.Р. Получилось в результате все очень органично, как ни странно.
Д.Б. Ну да, как синхронное плавание. Я всегда удивляюсь, как красиво это смотрится. Говорю артистам: театр – он как спорт. Известный режиссер Адольф Шапиро говорит: театр – это футбол. Ты следишь за персонажами: кто кому гол забьет, кто как из этого конфликта выйдет. Бывают матчи, когда команды просто мяч гоняют, ты смотреть не будешь, не интересно. Когда есть азарт, полные трибуны, а в театре полный зал – это жизнь.

Для меня очень важно то, что актеры мне доверяют. Им низкий поклон. И мы все вместе идем, как по пустыне, и куда-то приходим.

Источник: http://www.strast10.ru/node/4049

0 comments on “Новокуйбышевск. Театр Дениса Бокурадзе

Comments are closed.