«Неважно, о чем они говорят. Видать, о возвышенном; о таких предметах, как благодать и стремление к истине…»

«Performance» № 45-46 2013 г.

VI Театральный фестиваль «ПоМост» в Новокуйбышевске

«ПоМост» и Новокуйбышевск сроднились: фестиваль вписался в имидж города, который, в свою очередь, стал ассоциироваться с профессиональным театральным пространством. В городе химиков фестиваль знают, помнят и ждут раз в два года весной, в начале апреля. Каждый раз ожидание вознаграждается: в маленький город приезжают замечательные российские театры со своими лучшими спектаклями. В фестивальных залах аншлаг, зритель – в поисках лишнего билетика, а местная пресса и блоги в социальных сетях заполнены информацией и комментариями об увиденном.

Так случилось, что нынешний «ПоМост» ждали, сомневаясь в продолжении проекта, дольше обычного. Между V и VI фестивалями прошло четыре года. В ноябре 2011 года ушла из жизни инициатор и первый художественный руководитель фестиваля, бессменный на протяжении сорока лет режиссер театра-студии «Грань» Эльвира Анатольевна Дульщикова. Однако все опасения по поводу завершения проекта были напрасны: новокуйбышевский фестиваль перешел в надежные руки. Его возглавил талантливый актер и, как стало ясно на «ПоМосте», режиссер, игравший в спектаклях Дульщиковой более десяти лет – Денис Бокурадзе.

Шестой «ПоМост» в большей степени его заслуга. Он увлеченно формировал репертуар, с почтением оберегал сложившиеся традиции, продумывал, конечно, с большой командой единомышленников организационные моменты. В результате состоялся новый «ПоМост», с иной сюжетной историей, со своим лейтмотивом, но с прежними задачами и целями, ориентирующими фестиваль на творческую свободу, авторский – режиссерский и актерский – эксперимент, на стремление к постижению подлинного и глубину художественного высказывания. А четыре года, разделяющие пятый и шестой фестивали, теперь воспринимаются логичной границей его этапов взросления.

Весенний фестиваль – самый объемный из всех прошедших: он развернулся на четырех сценических  площадках, где были сыграны 17 спектаклей 15 отечественных театров из 13 российских городов. Оставаясь внеконкурсным, он приобрел уважаемый экспертный совет, представленный известными театроведами, критиками, культурологами и режиссерами во главе с Мариной Дмитриевской – главным редактором известного всем  профессионалами и любителям театра «Петербургского театрального журнала». Выставочное пространство «ПоМоста» вместило 4 художественные экспозиции: две выставки самарских фотохудожников Дмитрия Недыхалова и Александра Воронкова, проект авторской куклы Алисы Якиманской «Многоточие» и большую выставку «Художественный мир театра», представляющую сценографию Юрате Рачинскайте и авторскую бутафорию Андрияна Однодворцева. В рамках фестиваля прошла научно-практическая конференция «Российский театр: традиции и современность» и круглый стол, посвященный проблемам отечественного театрального образования в провинциальных вузах России.

Уровень фестиваля был настолько высок, что трудно выставлять акценты. И всё же они были, пройдя контрапунктом через весь фестиваль и компонуя его творческое пространство. Первый из них ассоциируется со спектаклем «На свой необычный манер» Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, приглашенного именного на открытие фестиваля. Спектакль-концерт по песням Жака Бреля и Владимира Высоцкого (реж. И. Поповски) в исполнении Елены Камбуровой стал эмоциональным обертоном начинающегося «ПоМоста». Он полностью совпал с фестивальной эстетикой, пытающейся раскрыть театр через прикосновение к талантливому тексту, через утверждение подлинной ценности искусства.

Сразу после спектакля появились многочисленные зрительские отзывы р нем. Новокуйбышевский зритель, воспитанный, как и миллионы других российских обывателей на суррогатах шоу-бизнеса, размышлял о выразительности живого звучания, об образном проживании, об «узнаваемой неузнаваемости» знакомых песен Высоцкого.

Вторым событием «ПоМоста» стал спектакль Магнитогорского драматического театра им. А.С. Пушкина «Гроза», сыгранный на большой сцене вечером третьего фестивального дня. Завоевавший Национальную  театральную премию «Золотая маска» в 2008 году, спектакль поразил премьерной силой, чувственной свежестью и, конечно, прежде всего, художественной концепцией. Наверное, кто-то испугался, увидев на сцене незнакомое с детства произведение отечественного классика, а рассказ о самом себе – настолько узнаваема была режиссерская интерпретация образа жизни в отечественной провинции. Но главное, в игровом пространстве исчезла специфическая театральная отстраненность, объективно диктуемая привычной границей между большой сценой и зрителем. Исчезла не потому, что ее реально не существует, а потому, что так задумано режиссером и так сыграно актерами, так «взаправдашне» приближено ими к жизни и так, одновременно, чувственно возвышено. «Любовь – не познанная стихия», — говорит о лейтмотиве сочиненного им спектакля режиссер Лев Эренбург. Найденный образный ход поддерживает впечатляющая сценография художника Алексея Вотякова: реальное присутствие Волги стало основным визуальным и содержательным символом его концепции. Живая вода ее плещется на сцене, становясь не местом действия, но полноправным персонажем спектакля.

Реакция же фестивальной публики была неоднозначной. Кто-то твердил после увиденного: «Гениально!». А кто-то даже  сообразил написать письмо в местную администрацию о пагубном воздействии подобного прочтения. Но все это и есть показатели зрительской вовлеченности: затронуло, удивило, волнует, не отпускает.

Одна из главных фестивальных традиций связана с интеграцией в его пространстве театров разных видов. Пластический театр на каждом из прошедших фестивалей представлялся новой работой известного в России и Европе данс-театра «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга. И это тоже традиция. Новокуйбышевцам повезло, они видели практически все спектакли театра. На нынешнем «ПоМосте» «Провинциалы» станцевали нашумевшую в хореографическом мире «Sepia», номинированную в этом году на «Золотую маску». И, как всегда, это было обладающее особой творческой эстетикой концептуальное представление, поставленное талантливым хореографом Т. Багановой. Его сюжет необязательно разгадывать, достаточно любоваться сюрреалистическим танцевальным рисунком, выразительной телесной пластикой, отслеживая предлагаемые хореографом культурные цитаты.

Среди участников «ПоМоста», по сложившейся с легкой руки Э. Дульщиковой традиции, был и театр-студия «Грань». По праву инициатора и организатора проекта, «Грань» влилась в фестивальное пространство тремя постановками. В память о Дульщиковой был сыгран ее последний спектакль – остросюжетный водевиль «Аз и Ферт», Денис Бокурадзе показал свои первые режиссерские опыты – «Фрекен Жюли» по пьесе шведского драматурга конца XIX в. А. Стриндберга и кукольный рождественский спектакль «Вол и Осел при яслях» по мотивам притчи французского поэта, писателя и драматурга Жюля Сюпервьеля.

«Аз и Ферт», поставленный в качестве бенефисного спектакля Дениса Бокурадзе, прозвучал мажорно, светло, динамично, целостно. Слаженный актерский состав покорил зрительный зал. В главной роли Мордашова блистал Денис Бокурадзе, в женских ролях Юлия Бокурадзе, Алина Костюк и Ирина Толкова. Студийная труппа Дульщиковой состояла как из актеров-любителей, так и из профессионалов. В водевиле играет один из старейших актеров-любителей «Грани» Константин Волков. Август Карлович Фиш в его исполнении шаржирован и органичен одновременно. Спектакль более двух лет держится в репертуаре театра, и очень любим зрителями.

«Фрекен Жюли» — режиссерский дебют Дениса Бокурадзе, предложившего свою интерпретацию известного драматического произведения. Современным языком, рождающимся  через межвидовой синтез искусств – пластику, музыку, сценографию, костюмное решение, — он рассказывает историю о любви и верности, чести и преданности. Содержательно спектакль закомпонован в своеобразную трехчастную форму. Смысловая динамика нагнетается постепенно от чисто визуального пластически-танцевального решения в первой части к глубоким психологическим размышлениям в двух последующих. И в режиссуре, и в актерском проживании прочитывается стремление уйти от частного сюжетного решения, поднявшись до трагедийного обобщения. Три актера удерживают энергетическое состояние спектакля: Юлия Бокурадзе (Фрекен Жюли), Алина Костюк (Кристина) и Даниил Богомолов (Жан).

Найденный режиссером образ поддерживает сценография и костюмный ряд спектакля, сочиненный Алисой Якиманской. Сдержанность и колористическая монохромность, предметный минимализм – основные черты ее художественного решения.

Сыгранный поздним вечером (начало в 22.30) и завершивший первый фестивальный день, «Фрекен Жюли» был принят благодарным зрителем и оценен экспертным советом по достоинству. Своеобразной наградой для него стало участие театра-студии «Грань» в Фестивале театров малых городов России, прошедшем в Пятигорске 7-13июня. Новокуйбышевский театр завоевал Гран-при Театра Наций в номинации «За лучший спектакль», приз «За лучшую женскую роль» достался Юлии Бокурадзе, а «За лучшую женскую роль второго плана» Алине Костюк. Это ли не заслуженная удача?

Последний фестивальный показ «Грани» на «ПоМосте» был связан с рождественским спектаклем «Вол и Осел при яслях». Поэтичное кукольное представление вместе с  Денисом Бокурадзе сочиняла Алиса Якиманская – известная в Самаре художница-кукольница. Благодаря ее куклам, загадочным, странным, несуетным, философия добра и счастья, материнской и отеческой любви, дружелюбия и душевной чистоты становится главным лейтмотивом спектакля, рассказывающего о рождении Иисуса и о переживании животных, которым суждено было охранять младенца и сопровождать Деву и Иосифа. Негромко, бережно, пронзительно и чутко работают в этом спектакле актеры Юлия Бокурадзе и Александр Овчинников.

Предложенная событийная схема, конечно, не передает всех впечатлений, полученных от увиденного на «ПоМосте». В каждом из фестивальных, уплотненных до предела дней, обычно включающих три-четыре спектакля, присутствовал и свой сюжет, и свое запоминающееся событие. Нельзя не вспомнить спектакли, адресованные детям: «Синий пес» Молодежного театра-студии «Ключ» из Набережных Челнов, в котором миниатюрные куколки рассказывают о любви, дружбе, преданности; колоритную, пропитанную народным духом «Рождественскую историю» — вертепное представление для детей и взрослых Тобольского драматического театра; философские «Сказки Братьев Гримм» из Иванова; удивительную, фантазийную «Просто игру» Глазовского драматического театра «Парафраз»; ироничный и веселый «Жили-были» Пензенского областного театра «Кукольный дом»…

Запоминаемым был и спектакль большой формы – завершивший Шестой «ПоМост», легкий в восприятии, молодежный по актерскому составу спектакль «Старший сын» Санкт-Петербургского  театра «Мастерская» под руководством Г. Козлова.

В контексте «ПоМоста» нашлось время и место даже для студенческих спектаклей – «Прекрасное далеко» (Екатеринбургский театральный институт) и «Черное молоко» (Самарская государственная академия культуры и искусств). И если они не стали событиями для фестиваля, то для будущих актеров «ПоМост» навсегда останется знаковым пространством, стоящим у начала их профессионального пути.

Зрительский интерес к «ПоМосту» — особый ценностный показатель состоятельности фестиваля. О нем говорят, пишут, вспоминают, его знают. Он не просто прижился в городе – воцарился, стал его главным культурным событием. Остается надеяться, что зрительский и профессиональный резонанс поможет состояться и будущему VII Всероссийскому театральному фестивалю «ПоМост: Провинциальные театры России».

Автор: Надежда Лысова

0 comments on “«Неважно, о чем они говорят. Видать, о возвышенном; о таких предметах, как благодать и стремление к истине…»

Comments are closed.