Газета «Фишка» № 3(6) 2003 г.
Еще пару лет назад представить маленький городок на Волге эпицентром театральных событий было невозможно. Не то, что Новокуйбышевск им стал, сегодня уже не удивляет. Потому что вновь он умудрился зазвать к себе актеров и режиссеров со всей страны. С 13 по 17 апреля здесь прошел Всероссийский театральный фестиваль «ПоМост: провинциальные театры России». Гости, отказавшись от участия в финале московского конкурса «Золотая маска» в пользу «ПоМоста», окрестили его событием года, журналисты назвали уникальным.
Идея фестиваля неспроста родилась в начале третьего тысячелетия. его название символично отражает диалог двух эпох, являясь своеобразным мостом, соединяющим берега пространства и сценического воплощения, классику и авангард. Билеты были раскуплены задолго до «ПоМоста». Опоздавшие толпились возле Дворца культуры в надежде на билетик, ниспосланный самой судьбой. А счастливчики спешили в зал…
На сцене – иллюзия людей-кукол, а точнее, спектакль «Иллюзион» Екатеринбургского театра кукол. Около 70 марионеток, созданных руками Андрея Ефимова, играют людей, нас с вами. Перед зрителем – все герои времени в сентиментальных, иронических и печальных куклах. И становится парадоксально ясно: жизнь и банальна, и загадочна.
…Сухие деревья с разноцветными лентами в ветвях, мерцание холодной луны, вой собаки, разбросанные камни, в центре – гончарный круг и кусок глины, которые становятся главными героями спектакля. Омский камерный «Пятый театр» представил свое видение лермонтовского «Демона»… На сцене женщина-гончар в лохмотьях. Таинственным голосом она рассказывает старинную притчу о грузинке Тамаре, чья нежность и страсть укротили мятежный дух. В такт гончарному кругу развивается сюжет. Демон страдает, ибо губит Тамару. Страсть нарастает, и кувшин вновь превращается в кусок глины. Все возвратилось на круги своя.
Екатеринбургский ТЮЗ отказался от камерного зала и усадил всех зрителей прямо на сцене зала большого. Режиссер Георгий Цхвирава предлагает свое прочтение классической «Чайки». 3-часвое действо ни на минутку не отпускает зрителя. Что такое любовь и есть ли она? – задается вопросом Нина. Убитая чайка – символ ее жизни. А после действа остается только многоточие.
Помните «Летающих людей» Марка Шагала? Эта картина имеет такой же смысл, как и спектакль «Полеты во время чаепития» екатеринбургского театра «Провинциальные танцы».
– А смысла искать и не надо, мы вкладываем свое видение, а вы находите в наших «полетах» что-то другое, – объяснила после спектакля хореограф Татьяна Баганова. – Я сама участвую в постановке, и во мне борются два человека. Когда я на сцене, я – часть действа, а когда сижу в зале, схожу с ума, как зритель. Представляю, что чувствуете вы…
Занавес открывается. Парни в элегантных серых костюмах а-ля 70-е на голое тело, сидя на корточках, курят. «Покурим», – нелепый выкрик из зала. Покурим. Будто в подтверждение, актеры, продолжая дымить, начинают вытягивать из символичной трубы за ноги своих спутниц…Над сценой летает заведенная белая не то муха, не то птица. Звучит музыка виолончелиста Криса Ланкастера, созданная специально для этой постановки. Начинаются «полеты…».
Танцовщицы в слегка небрежных платьях. Уникальная пластика вкупе с деланной неуклюжестью. Чем-то напоминают кукол… Взвиваются мокрые волосы, которые одним взмахом заливают водой всю сцену. Авангард? Еще какой!..
…Новокуйбышевский театр режиссера Эльвиры Дульщиковой «Грань» представил на «ПоМосте» премьеру моно-спектакля «Бумажный Пьеро». Диалог двух героев, двух эпох – это о любви и человечности, в основе которого стихи и проза испанского поэта Рамона Хуана Хименоса. ОН – ведет рассказ о вечности и человека в ней, ОНА – молчит, олицетворяя его музу.
Блокада города ли, или Блок ада? Озадачил таким вопросом данс-спектакль «БлокАда» пермского «Балета Евгения Панфилова». Переплетение хореографических стилей, образов…Рук, клубков пряжи. Элегантность актеров, красота их грации и движений. Так балет подхватил танцевальную тему фестиваля и стал завершающим аккордом «ПоМоста».
Среди одинаковых, схематичных идей и даже эмоций сверхактуальна, важна и интересна самобытная и неординарная мысль. На это и делает ставку Всероссийский фестиваль «Помост: провинциальные театры России», приглашая новых друзей на следующий фестиваль.
Автор: Алена ТЕРКУНОВА
0 comments on “На ПоМосте”