Новости

Мечты и добро – категории вечности

Издание “Вестник” 

Неоднозначно принял наш зритель последнюю постановку театра «Грань» – новогодний спектакль «Чудесное яблоко». Впрочем, так было со многими другими вещами, сыгранными им раньше. Здесь можно спорить, искать изъяны или восхищаться, одно невозможно – остаться равнодушным.

Этому легко найти объяснение: театр Э. Дульщиковой всегда стремился к многогранности, у него своя поэтика и способ оформления спектаклей, рассчитанный  на собеседование. Тот, кто не готов к нему, и оказывается «трудным зрителем»: ему хочется легкой развлекательной картинки, а тут вдруг надо доискиваться до смысла, выкладываться сполна так, как это делают играющие на сцене. А в общем-то здесь не игра. Это жизнь. Что в ней основа, наглядно демонстрирует спектакль «Чудесное яблоко». Форма сказки позволила режиссеру сказать о многом – о земле и людях, добрых и злых силах, загадках бытия. А связать эти размышления в единое помогает ритмично повторяющийся образ – рождественских святок.

…Шумно, со звоном бубенчиков и Колокольцев, гуслярной игрой высыпает славить Коляду на весь честной народ компания парней, девушек и детворы. Торжественно и чисто поет их хор, потом он вдруг рассыпается в каком-то фантастическом и жизнеутверждающем танце ряженых, смысл которого – отпугнуть нечистую и всякую злую силу, ведь по народным поверьям главное сборище нечестии как раз бывает во время зимних святок.

Незаметно и естественно эта сказка переходит в другую: фантазером и придумщиком растет крестьянский мальчонка Ефимка Честняков. Страсть как любит он слушать были и небылицы бабки с дедом. Мир кажется ему единым, в продолжении. Заражаясь его созидательной силой, мальчик и сам начинает рисовать.

Правда и вымысел переплелись в спектакле, созданном по мотивам картин вполне реального художника из деревни Шаблово Костромской губернии. На сцене минимум декораций, но, быть может, поэтому так открыто звучит мысль: отчий дом, народные традиции как раз и есть та опора, на которой держится Земля и которая помогает вырасти таланту из народа.

Замысел спектакля, рассказывает Эльвира Анатольевна, пришел как озарение. «Что-то потянуло к книжным полкам. Я раскрыла книгу, а там о Ефиме Честнякове…Звоню Алене Сидориной начет эскизов. И надо же, такое совпадение: оказывается, ей давно нравится этот художник».

И все-таки не из случайных находок родился самый русский и народный спектакль театра «Грань». Он лубочно красив в танце Петрушки, технично исполненном Александром Никифоровым. Он и фольклорно поэтичен: в самый неожиданный момент пробивается из земли, вылезает наружу всякая чертовщина. Набаловавшись, начудив, нечисть вдруг зажигается видением чудо-града и жар-птицы, несущей наливное яблочко, которые так умело рисует крестьянский сын Ефимка Честняков (Денис Бокурадзе).

Спектакль грандиозный, в нем занято почти 40 человек. Судя по персонажам, его можно отнести к детским. Им как бы продолжается длинная череда постановок театра, обращенных к самому искреннему зрителю, для которого здесь были сыграны «Муха-Цокотуха», «Пеппи-Длинный чулок», «Прыгающая принцесса», сказки Андерсена. Надо было видеть момент прощания актеров и режиссера на последней постановке: толпа взрослых уже покидала зрительный зал, а возле сцены стояла девчушка лет четырех или пяти: сказка и чудо для нее не закончились.

Ставя «Чудесное яблоко», режиссер впервые применила прием: текст пьесы писался при участии актеров Дмитрия Софьина, Дениса Бокурадзе, Ирина Толковой. Всем предстояло играть детских персонажей, а это сложнее, чем в обычных ролях, в основу которых  кладется какая-нибудь жизненная аналогия. Большую часть «мистики» придумывал Дмитрий: по его рассказу, много времени занял поиск стиля, ведь слог наших предков отличается от современного языка. Зато сколько лукавства, бесхитростного веселья, чудинки вышло в характерах Кикиморы (Е. Прокопенко), Лешего (Ю. Могильный), Бабы Яги (М. Белова), Колдунов (А.Климов и Д. Хохлова).

Но спектакль обращен и ко взрослому зрителю: дети должны ощущать любовь, доверие и уважение к себе, ведь с этого начинается в человеке осознание собственной личности и нравственного достоинства. С тем подтекстом стержнем спектакля была выбрана сказка, сочиненная художником Ефимом Честняковым. Это сказка о чудо-яблоке, которое можно разделить поровну на всех, но нельзя сдвинуть с места, покуда не соберутся все, от мала до велика.

Ощущение гармонии и даже идиллии остается до финала спектакля, в котором режиссер обыграла все смысловые грани слова «свет» – это люди и мир, окружающий, это образ правды и божественное, к которому тянется душа человеческая. Вся деревня высыпает навстречу сияющему, как Солнце, как Добро, шар-яблоку, к нему доверчиво тянутся ручонками дети в ангельских одеяниях…

Вот ещё одна философская сказка об уходящем 20-м веке, драматичном и сложном для нашей страны. Трагическое как бы держится здесь на втором плане: оно обрамляет действие, начинающееся вступительным словом режиссера о последних минутах жизни художника Ефима Честнякова, безумно горьких и одиноких. В последний путь его проводят сельчане, те самые люди, рисуя которых, он черпал вдохновение.

Неумолимому времени театр противопоставляет свой постоянный ритуал: не торопясь, раскручивается вступление, ведь люди нашего века разучились наслаждаться красотой как изысканным, которое надо медленно распробовать, насладиться его вкусом. И здесь «Грань» – больше, чем провинциальный театр. Хотя. несомненно, он и зеркало нашего провинциального городка: самая видимая и открытая связь в том, что каждый его спектакль – событие; то, что он собрал в актерский ансамбль одаренных людей; то, что высшим смыслом для себя они вслед за режиссером признали проповедь Добра.

Жаль, что зажженные им огоньки надо прикрывать ладонями – от непонимания, в зыбкой надежде донести, сберечь до того времени, когда вдруг сбудется мечта самого театра «Грань» – работать постоянно, как профессиональный коллектив. Ведь так долго, 30 лет, держаться на высоте могут только очень сильные – бескорыстием и любовью.

Автор: Людмила БОРИСОВА

0 comments on “Мечты и добро – категории вечности

Comments are closed.