Газета «Наше время». г. Новокуйбышевск
Как и было обещано новокуйбышевским зрителям, театр-студия «Грань» подарил премьеру «Театр мудрого Дурачины» (16+).
Игра девяти актёров, перевоплощающихся по ходу действия почти в 40 персонажей, с первых минут спектакля пленяет зрителя.
Три интермедии Сервантеса погружают в мир эпохи Возрождения. Интермедии «Бдительный страж», «Судья по бракоразводным делам» и «Театр чудес» стали одним спектаклем благодаря объединяющей все три истории «массовке» или хору, как в древнегреческом театре — коллективному участнику представления. Эксперимент режиссёра Дениса Бокурадзе с масками, как в итальянской комедии дель арте (комедии масок), переносит зрителя в мир венецианского карнавала, где два актёра без масок (Юлия Бокурадзе и Сергей Поздняков) проживают на сцене истории своих персонажей. А маски, в каждой интермедии прикрывающие разные части лица, непременно присутствуют в каждом действии, наполняют всё пространство сцены особым смыслом, звучанием городской толпы. На судебных слушаниях (вторая интермедия) народ вынужден внимать стенаниям разводящейся дамы (Юлия Бокурадзе) и в конце концов, занимает сторону её супруга, которого актёр наделил косноязычной речью и картавостью, напоминающей современного юмориста. Судья в бракоразводном процессе (Даниил Богомолов) спрятан за ширмой, видны только голова и движущиеся, как у марионетки, руки. Эдакий балаганный Петрушка, мудрый, которого не проведёшь. Ему изначально ясно, насколько несерьёзны мотивы разводов, поэтому судьёй и принимается решение — оставить всё таким, как оно есть, не разрывать союзы уставших друг от друга супругов или юной пары, ещё не привыкшей подстраиваться под характер партнёра. Все их истории надуманны, несерьёзны, преходящи в быстро пролетающей жизни, за которой из укромного уголка наблюдает Смерть. Она в каждой интермедии непременно присутствует, ещё одна маска — баута, или маска Смерти со скрипкой в руках. Этот персонаж спектакля словно напоминает о бренности всего происходящего, живущего одно мгновение, которое уйдёт в мир иной с последним аккордом, сыгранным на оборвавшейся струне кукловода-скрипача.
В другой интермедии влюблённый солдат (Сергей Поздняков), также традиционный персонаж комедии масок, отгоняющий от дома своей возлюбленной Кристины (Екатерина Кажаева) любых потенциальных претендентов на её руку, смешной и одновременно вызывающий сочувствие зрителей, остаётся с носом. Ему предпочитают Сакристана (Арсений Плаксин). И третья интермедия — «Театр чудес» — с очаровательными заезжими мошенниками Чанфальи (Сергей Поздняков) и Черинос (Юлия Бокурадзе), предлагающими чопорным чиновникам-горожанам очередную свою забавную проделку. История, знакомая нам с детства из сказки Андерсена о голом короле, радует своей узнаваемостью.
Актёры театра-студии в необычных мимических масках, словно разделённых на части: всё отдельно — скулы и рты, носы и колпаки, чувствуют себя органично. Ведь именно эта деталь костюмов помогает порой найти правильное решение роли, словно ведёт за собой, порой диктует движения на сцене.
Спектакль не смог бы состояться, если бы не получился удивительный ансамбль музыки, света, костюмов. Денису Бокурадзе удалось срежиссировать не только прекрасную игру актёров, но и удачный симбиоз работы художника по костюмам и маскам Алисы Якиманской (Словакия) и художника-конструктора Елены Соловьёвой (Новокуйбышевск), москвичей — хореографа Ивана Естегнеева, режиссёра по пантомиме Леонида Тимцуника и художника по свету Евгения Ганзбурга (Санкт-Петербург). Воплощая замысел режиссёра, все его единомышленники нашли необходимые решения, чтобы получилось цельное пространство спектакля.
Радость и трепет восприятия новой работы театра-студии «Грань» сменяется грустью, когда актёры выходят на поклон под несмолкающие аплодисменты зала. Но остаётся надежда: будет продолжение триптиха «про дураков». Первый «Корабль дураков» (18+) успешно отправился в плавание по разным подмосткам театров нашей страны. За ним пустился в плавание «Театр мудрог Дурачины» — второй спектакль из задуманной Денисом Бокурадзе трилогии. А в недалёком будущем нас ждёт ещё одна премьера — заключительная часть темы о любви. И это будет, как обещает режиссёр, рассказ не о плотском или романтическом чувстве, как в первых двух частях, а о любви возвышенной. Что ж, мы, зрители, согласны ждать. Желаем режиссёру Денису Бокурадзе и всем актёрам театра-студии «Грань» новых побед и «Золотых масок».
Автор: Галина Ильдюганова
0 comments on “Люди и маски на подмостках”