Новости

Коучинг для актеров

“Волжская коммуна”

О современном танце и роли хореографа в драматическом спектакле

22 ноября, в Новокуйбышевском театре-студии «Грань» пройдет премьера «Театра мудрого Дурачины» (16+) Дениса Бокурадзе. В постановке спектакля по интермедиям Сервантеса принимал участие хореограф и педагог Иван Естегнеев. В 2002 году совместно с Евгением Кулагиным Естегнеев организовал в Костроме компанию «Диалог Данс», трижды становившуюся лауреатом «Золотой Маски». Он – один из основателей и арт-директор площадки «СТАНЦИЯ», хореограф спектаклей в Театре Наций, Гоголь-Центре и Центре им. Мейерхольда.

Режиссер плюс хореограф

Свой новый спектакль режиссер театра «Грань» Денис Бокурадзе ставит в соавторстве с приглашенным хореографом. Иван Естегнеев – один из создателей компании «Диалог Данс», сегодня она входит в пятерку самых известных компаний современного танца в России, и, как пишут в прессе, благодаря ей маленький город Кострома (чуть больше Новокуйбышевска) стал одним из центров современного танца. На ежегодный фестиваль в Кострому приезжают артисты из многих стран мира, и эта история кажется родственной истории самого театра «Грань».
Совместный же проект режиссера драматического театра и хореографа, как говорит Иван, это тенденция последних лет.
«В последнее время очень изменился подход к хореографии. Не то чтобы мы придумываем вставные танцы в спектакль, мы скорее осуществляем коучинг с артистами. Идем от поворота головы до движения мизинца, стараемся застроить тело на сцене. Конечно же, опираясь на аутентичную телесность самого артиста. Плюс идет фидбэк со стороны режиссера: он приходит на занятия, смотрит импровизации, и потом мы с ним обсуждаем».
Репетиция Ивана Естегнеева, на первый взгляд, менее всего напоминает занятие в хореографическом классе. Да, конечно, идет работа с пластикой, выстраивается сценическое движение актера, но при этом все усилия направлены скорее на психофизическое состояние: «Лапки сделали слабыми, вялыми, клювы повесили, они устали уже годами ему прислуживать…» – поясняет Иван группе Масок в новом спектакле «Театр мудрого Дурачины». Актеры принимают условия, встраиваются в нужный контекст. Поверх сервантесовского стихотворного текста Иван дает свой комментарий лично для каждого исполнителя, переводит на язык современности, помогает создать образ и в конце концов найти нужную пластику, состояние.
«С каждым театром, с каждым режиссером работа строится индивидуально. Существуют эстетические коды, которые зачастую режиссер не формулирует, но через определенное количество репетиций ты их считываешь. В нашей работе с Денисом Бокурадзе не было такого, чтобы я предложил что-то, что ему не подходит. Было сразу четкое понимание эстетической формы, стиля этого театра», – рассказывает Иван Естегнеев.

Спектакли только в Костроме

Последнее время Иван Естегнеев «активно» живет в Москве. Вместе с Евгением Кулагиным они стали хореографами спектак­лей «Укрощение строптивой», «Сонеты Шекспира», «Ивонна, принцесса Бургундская», «Театр чудес» в Театре Наций, спектаклей «Неврастения», «Две комнаты» и «Шекспир» в Гоголь-Центре. В ЦиМе Иван Естегнеев работал над созданием спектаклей «Маскарад Маскарад» и «Жилая комната / Piece a Vivre», плюс к этому многочисленные международные проекты. Иван – стипендиат и участник программы International Choreografer Residence и других международных программ танца и театра. Но свои спектакли создает по-прежнему только в Костроме.
«В Москве ты постоянно занят огромным количеством дел, ты – ведомый разными проектами, театрами, и сложно сфокусироваться на создании спектакля. А в Костроме есть возможность погрузиться в «вакуум» и взрастить то, что ты хочешь. И, что интересно, при минимуме средств. Надо сказать, когда наш первый спектакль номинировали на «Маску», это казалось нонсенсом – спектакль с четырьмя танцовщиками, с очень простыми костюмами, черным столом – и становится лауреатом премии».

О компании «Диалог Данс»

«Особенность нашей компании, наверное, в том, что артисты имеют очень разный опыт, – рассказывает Иван, – с одной стороны, актерско-драматический, с другой – хореографический, и мы очень активно развиваем авторство всех членов команды, то есть стремимся к творческой самоидентификации каждого артиста. Кроме того, активно сотрудничаем с привлеченными хореографами и режиссерами, работающими в разных стилях. Таким образом, наращиваем довольно эклектичный, но при этом свой опыт».
Активность у «Диалог Данс» очень разная, в том числе это и работа с разными социальными группами, инвалидами по зрению и по слуху, людьми разных возрастов. Как поясняет Иван, хореографа порой волнует не столько уровень техники актера, сколько то, как он «звучит», как проявляется в данном художественном контексте.
«Я думаю, что современный танец более гибкий, более свободный в проявлении. Ты можешь работать с очень разной физической фактурой, и самым главным может стать именно аутентичность человека».

О современном танце

«Вообще надо разделять. Существует современный танец как жанр, как стиль, и есть спектакли современной хореографии, – говорит Иван Естегнеев. – В последнее время поле contemporary dance стало гораздо шире, на это влияют многие вещи, меняется жизнь, людям хочется свободно себя выражать. Но если говорить о каких-то художественных результатах, то их не так много. Проблема в том, что в любой другой стране, если мы говорим о Европе, современный танец имеет либо государственную поддержку, либо механизмы поддержки этого жанра. К сожалению, в России это по-прежнему инициатива конкретных людей. Не хватает структуры, у нас есть талантливые танцовщики и хореографы, но, чтобы сделать спектакль, необходимы и другие составляющие, в том числе площадки, студии. Ничего этого, к сожалению, нет. Кроме того, публика практически незнакома с этим видом искусства, не располагает информацией. Как мне кажется, нужна пропаганда, популяризация жанра, программы, связанные со студентами».
По мнению хореографа, несмотря на то, что современный танец – очень авторское искусство, он гораздо ближе к зрителю, чем классический балет. Независимо от того, есть ли у человека опыт восприятия современного танца или нет, тот, кто открыт новому, получает сильное эмоциональное и художественное впечатление.
В классическом балете недостаточно только быть восхищенным эстетикой классицизма и телесной формы, необходимо разбираться и в нюансах. Современный танец в этом плане более доступен. И кстати, по цене билета тоже.

Автор: татьяна Грузинцева

Фото: Леонид Яньшин

Источник: http://www.vkonline.ru/content/view/214930/kouching-dlya-akterov#print

0 comments on “Коучинг для актеров

Comments are closed.