Новости

Когда последние станут первыми

Петербургский театральный журнал

Автор: Татьяна Тихоновец

“Фрекен Жюли”. А. Стриндберг
Театр-студия «Грань» (Новокуйбышевск)
Режиссер Денис Бокурадзе, художник Алиса Якиманская

Новокуйбышевский театр «Грань» существует более 40 лет. Он участник и дипломант многих театральных фестивалей. Но на «Реальном театре» оказался впервые. Спектакль «Фрекен Жюли» А. Стриндберга в постановке Дениса Бокурадзе, о котором «ПТЖ» писал не так давно, «открывая» для себя этот театр и его нового режиссера, сначала забрал награды «за лучший спектакль» и «лучшую женскую роль» на фестивале «Театры малых городов России», который прошел в июне в Пятигорске. Но одно дело — малые города, и совсем другое — контекст «Реального театра», где нет конкурса и наград, но профессиональный счет чрезвычайно высок. Когда фестиваль начинается со спектакля Бутусова «Добрый человек из Сезуана», а в программе Малый Драматический театр Европы, Омский драматический, Новосибирский «Красный факел», трудно выдержать такое соседство. Тем более, что «Фрекен Жюли» — режиссерский дебют Дениса Бокурадзе, молодого художественного руководителя театра, который совсем недавно стал муниципальным. К чести театра и режиссера, спектакль достойно вписался в фестивальный контекст и вызвал огромный интерес и у публики, и у профессионалов.

«Фрекен Жюли» — театральный манифест одного из самых непримиримых творцов великой театральной революции конца позапрошлого века. Стриндберг первым из авторов новой драмы осознал, что борьба, в которой, чтобы преуспеть, нужно уничтожить соперника, обязательно распространится на отношения между мужчиной и женщиной. И в своих романах и драмах он доходит до горьких прозрений: чем сложнее устроен человек, тем труднее ему выдержать грубую силу того, кто не признает в войне никаких правил.

Замечено, что пьесы Стриндберга востребованы в кризисные моменты времени, когда отношения между полами приобретают характер военных действий. Сегодня совершенно неважны те мотивы, которые когда-то двигали действие. Графская дочь Жюли, которую драматург наделил собственными комплексами бастарда, и лакей Жан, стремящийся вырваться наверх из своего рабского круга, сегодня никого не интересуют. Режиссеры видят в схватке героев вечную войну мужчины и женщины, поединок двух сил, одна из которых должна быть уничтожена.

В спектакле много музыки и пластики. Вместе с балетмейстером Павлом Самохваловым режиссер выстроил несколько хореографических сцен в стилистике contemporary dance, которые добавляют спектаклю будоражащий лирический подтекст. Юлия Бокурадзе, исполнительница роли фрекен Жюли, начинает спектакль с пластического эпизода. Вслушивание в себя, в свое тело, которое не дает покоя, повелевает ею, подавляя волю, становится главным мотивом ее роли. Начиная с этого момента, спектакль словно подчиняется внутреннему музыкальному ритму. В него встраивается Жан (Даниил Богомолов), его слышит и Кристина, которая оказывается безмолвной участницей ночного сражения Жюли и Жана. Спектакль не только сыгран, но и пластически исполнен тремя артистами. В малом пространстве, где они работают на «крупных планах», важны все детали. Вещественный мир лаконично и тщательно «выделан» художником Алисой Якиманской и художником по свету Эмилем Авраменко. Во всем проступает тяжелая, мрачная поэзия Стриндберга, «угрюмый, тусклый огнь желанья», который создается всеми выразительными средствами.

Юлия Бокурадзе в роли Жюли напоминает стильных бергмановских женщин, ее лицо притягивает не красотой, а какой-то особой нервной силой, которая к концу спектакля превращается в сумасшествие. Она играет зов плоти, который не в силах перебороть. Сексуальная, дерзкая и робкая одновременно, в финале она раздавлена. Но это не связано с унижением социальным. Она уничтожена мужским презрением Жана, для которого из недосягаемой королевы стала падшей девкой. Жан в исполнении Богомолова проходит свой путь в спектакле. Красивый плебей, разыгрывающий перед Кристиной аристократа, он превращается в грубого мужлана, овладев Жюли и поняв, что перед ним может открыться путь наверх. Но в спектакле побеждает не он.

Режиссер обратил внимание на роль, которую сам драматург считал второстепенной. Это кухарка Кристина, которая в пьесе представлена невестой Жана и почти не участвует в действии. Здесь Кристина в исполнении Алины Костюк — хитрая, ревнивая, стойко выдерживающая свою жалкую роль, — полноправная участница битвы. Упоминание Кристины о приезде графа звучит весьма формально. Не графа боится Жан. Кажется, что эта ночь «невинных забав» сломала и его. Кристина победила и ту, что стремилась к падению, и того, кто упорно карабкался наверх. Она-то никуда не лезет. Она прочно стоит на своих крепких ногах и бормочет слова молитвы, твердо веря в то, что последние станут первыми. Только вот вопрос: кто первый среди последних?

Источник: http://ptj.spb.ru/blog/kogda-poslednie-stanut-pervymi/

0 comments on “Когда последние станут первыми

Comments are closed.