Новости

Яркая лампа провинциального “ПоМоста”!

Издание “Город Нск” № 16

17 апреля, в четверг, поздно вечером завершился второй Всероссийский фестиваль «ПоМост», в течение пяти дней собиравший публику на свои спектакли. На этот раз в Новокуйбышевск съехались семь провинциальных театров, которые привезли с собой девять работ. С успехом выступил на фестивале и наш, театр-студия «Грань», представивший на «ПоМост-2» премьеру-спектакль. «Бумажный Пьеро».

Без преувеличения можно сказать, что все фестивальные дни прошли под знаком любви. Весна ли тому виной, выбор ли репертуара организаторами фестиваля – режиссером Эльвирой Дульщиковой и продюсером Дмитрием Софьиным, но большинство спектаклей, увиденных зрителем, были посвящены вечной теме: чеховские «Чайка» и «Вишневый сад», лермонтовский «Демон» и комическая опера Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват», «Очень простая история» М. Ладо и калейдоскоп фантазий под названием «Иллюзион»

А тон фестивалю с первых же минут задали хозяева – артисты театра-студии «Грань», открывшие праздник великолепным парадом своих театральных костюмов. В этот же вечер зрители встретились с Екатеринбургским театром кукол и его спектаклем «Иллюзион», где благодаря десяткам всевозможных кукол было разыграно поистине фантастическое действо о жизни и смерти, театре и странствиях, поиске вечных истин, добре и любви – о том, из чего, собственно и соткан мир.

Обладатель национальной премии «Золотая маска» художник Андрей Ефимов (он же сценарист и постановщик «Иллюзиона») основную фабулу спектакля определил так:

– Это серия сновидений или, если хотите, серия небольших четверостиший на вечные темы. В спектакле много любви и страданий, тем не менее, он получился теплым и его хорошо принимает зритель всех возрастов. Может, потому что от замысла до реализации он проживался в «семейной» атмосфере?..

На счету Андрея Ефимова – 17 спектаклей, а вот сколько кукол сделано за всю его 42-летнюю жизнь, подсчитать сложно – только в «Иллюзионе» их больше 60 – нестареющие Ромео и Джульетта и, напротив, состарившиеся Буратино и Мальвина, осовремененные Адам и Ева, клоуны, факиры, всадники, фантастические птицы…

Оригинальное художественное оформление спектакля представили и студенты Ярославского государственного театрального института, которые привезли на фестиваль оперу «Мельник – колдун, обманщик и сват». Разноцветные мешки и мешочки, царящие и парящие на сцене, и в тон им домотканые расписные рубахи и сарафаны героев и героинь сразу настраивали нас на атмосферу веселой кутерьмы и балагана, не помешавшей, однако, двум влюбленным соединить сердца!

– Кредо спектакля? Молодость, азарт, любовь! – так ответил на вопрос режиссер-постановщик Олег Нагорничных, – и по тому, как тепло принял зритель нашу работу, понятно – все это людей волнует до сих пор.

Кстати, «обкатка» «Мельника…» прошла вполне благополучно, и 25 апреля ярославцы повезут его на Международный фестиваль театральных школ в Москву. Остается пожелать им успеха!

Во второй раз (так же, как и Екатеринбургский театр кукол) гостем фестиваля «ПоМост» стал пластический театр «Провинциальные танцы» из Екатеринбурга. Скромное название не помешало артистам успеть произвести фурор во многих странах Европы и Америке. Спектакль «Полеты во время чаепития», который увидели новокуйбышевцы на сей раз, был, кстати, поставлен в США по заказу Американского хореографического фестиваля. Эксцентричность декораций и костюмов, сложный язык хореографии, ошеломляющий сплав всех составных спектакля (света, музыки, движений) и сегодня оказались «по зубам» провинциальной публике – сами за себя сказали аншлаг и восторженный прием!

Впрочем, новокуйбышевский зритель у многих коллективов (и российских и зарубежных) давно снискал славу чуткого, интеллектуального и доброжелательного. Возможно, не все работы, показанные во время фестиваля, претендовали на звание «самых-самых», и это понятно – ведь организаторы наряду с известными коллективами приглашают и начинающих актеров, но, бесспорно, поддержка, флюиды, исходящие из зала, порой заставляли актеров делать невозможное.

«Вишневому саду», сыгранному студентами Ярославского театрального института, публика устроила овацию продолжительностью десять минут! А на чеховской «Чайке», которую показал «скромненький», на первый взгляд, актерский состав Екатеринбургского ТЮЗа, многие плакали…

– Мы благодарны уральцам уже за то, что они помогли нам вспомнить Чехова, – делились со мной в антракте мои соседи по ряду Наталья и Ирина Мурановы, – и потом, насколько, оказывается, «Чайка» созвучна сегодняшнему дню: учителя так же бедны, как и век назад; писатели так же делятся на «модны» и «немодных», а женщины по-прежнему выбирают преуспевающих, счастливых и уверенных в себе…

Фестивальное общение – это разговоры в кулуарах, в «курилках», это совместные поздние чаепития, встречи и знакомства публики с теми, кто обычно остается за «кадром» праздника – режиссерами, композиторами, художниками. Как и на прошлом «ПоМосте», состоялось открытие выставки театрального костюма, где театралы смогли познакомиться с эскизами костюмов и декораций, а также самостоятельными работами сызранца Валерия Ковалева, москвички Татьяны Рассказовой и Елены Соловьевой из Перми.

– Театральный художник – маг и волшебник, – сказала, предваряя выставку, искусствовед, научный консультант фестиваля Надежда Лысова, – он один из главных создателей спектакля, он делает современными давно несовременные вещи, давая им вторую жизнь.

…Разъехались по своим городам театры, увозя памятные дипломы и призы, вернулся к своим повседневным делам зритель. Что осталось в душах и настроениях тех, кто был непосредственным участником «ПоМоста»; или же наблюдал его стороны, сопереживая, сравнивая с другими театральными праздниками?

Наталья Синичкина, завтруппой Екатеринбургского театра юного зрителя:

– К нам проявили такое внимание, такой интерес, что мы ничуть не жалеем, что приехали на фестиваль. И «Чайку», и «Каштанку» (на днях «Каштанка» получила национальную премию «Золотая маска») принимали замечательно: публика знает толк в театре – плачет, смеется, волнуется, сопереживает. Хотелось пообщаться поближе с коллегами, но расписание было таким плотным, что мы почти не встречались. Но от лица всей труппы – спасибо за большой театральный праздник!

Валерий Ковалев, театральный художник, Сызрань:

– Здесь у вас благодарный зритель; а все потому, что в городе есть хорошие театры, в первую очереди театр Дульщиковой. И я благодарен Эльвире Анатольевне и ее актерам за организацию фестиваля, за художественную выставку и за те встречи, которые состоялись благодаря им. Екатеринбургский «Иллюзион» – это совершенно потрясающий спектакль, это восторг!

Дмитрий Софьин, продюсер фестиваля:

– Ч почувствовал, что город «проснулся» во вторник, на третий день фестиваля: когда было четыре спектакля и везде – аншлаг. К нам тут же потянулись желающие, начали звонить, и очень жаль, что многим пришлось отказать – в залах просто не оставалось мест.

Город и управление культуры сделали все, чтобы на уровне прошли первые два фестиваля, спасибо им. Остается надеяться, что соберемся мы и через два года!

Автор: Наталья Красавина

P.S. Фестивальные спектакли посмотрело около четырех тысяч человек; оргкомитет раздал также свыше 500 пригласительных билетов (в основном, работникам культуры, студентам, школьникам, пенсионерам-любителям театра). Бесплатно посмотрели детские спектакли более 200 детей из городских школ-интернатов.

0 comments on “Яркая лампа провинциального “ПоМоста”!

Comments are closed.