Новости

И новый дом, и сад с фонтаном

Я приезжаю в «Грань» на репетицию «Трех сестер». Весь центр зала – сцена. Мест для зрителей осталось совсем немного – лишь 55 зрителей поместятся на спектакле, одних костюмов для которого пошито 52. Денис Бокурадзе прекрасно понимает, что очередь желающих попасть на спектакли «Грани» растянута на месяцы и посмотреть «Трех сестер» будет еще сложнее. Но так взяла режиссерская рука.

Мы заходим в режиссерскую – крохотную комнату с парой лавок. Денис убирает в сторону теплые вещи, чтобы мы могли рассесться.

– Мороз, пока по маршруткам напрыгаюсь из Самары в Новокуйбышевск, задубеть можно, поэтому утепляюсь, – извиняется режиссер.

«Грань» – самый «масочный» из театров региона, зрители бьются за билеты на спектакли, театр ведет большую стройку, а режиссер ездит на междугородних маршрутках. К счастью, рядом с ним люди, которые помогают театру не просто выживать, но стать одним из лучших театров малых городов страны.

После репетиции к нам присоединяется и директор театра Вячеслав Романчиков, который курирует сейчас стройку.

– На совещании у председателя правительства Виктора Кудряшова решили, что фонтан у нового здания все-таки будет! – с гордостью добавляет Вячеслав Романчиков.

 – Как же быстро продвигается ваша стройка!

– Это как чужие дети быстро растут, – шутит Вячеслав Викторович, – на самом деле есть небольшое отставание от графика, но это связано исключительно с погодой. Весной наверстаем! Мы надеемся к сентябрю 2024 пригласить первых зрителей.

 Бокурадзе и Романчиков подружились на теме стройки. Вячеслав присоединился к проекту в тот самый период, когда горячо обсуждался первоначальный проект здания, выполненный архитектором Сергеем Куцеваловым. Началось все, как это обычно бывает со строителями, со споров.

– У Дениса Сергеевича был уже разработанный дизайн, даже на бумаге прорисованный, и не скрою, поначалу он показался мне слишком фантастичным. Общение началось с критики, я видел недостатки проекта с точки зрения строителя, Денис, конечно, воспринял замечания в штыки. Сказал, что «вы ничего не понимаете в театре». И действительно, когда потом я вник и понял, что нужно театру, чего требует замысел его художественного руководителя, мы начали оперировать схожими критериями и стали соратниками. Сначала я посмотрел все постановки театра «Грань», проникся этим театром, понял логику режиссера, потом пересмотрел много самых ярких спектаклей ведущих театров страны в Москве и Питере. Но самое важное, это когда Денис провел меня по театрам Москвы, по закулисным пространствам, вследствие чего я стал больше понимать технологическое устройство театра в принципе. Это помогло в дальнейшей работе над проектом.

Директор Вахтанговского театра, Кирилл Крок, очень помог мне познакомиться с театральной кухней, он провел по всем шести своим площадкам. Большей частью они реконструированы в последнее время и оснащены по полной программе самым современным оборудованием. Театр – это та отрасль, которая меняется на глазах, всегда появляется что-то новое. Нужно было поймать самые интересные тенденции и привезти их в Новокуйбышевск.

В результате этой работы мы так сдружились и стали так хорошо общаться, что Денис Сергеевич предложил не расставаться и стать директором нового театра. Я был удивлен этим предложением, но потом подумал, что это именно то, о чем я мечтал: не просто строить, но и оставаться со своим детищем дальше, жить и созидать в нем. Это как с ребенком, которого ты не просто родил, но и воспитал.

– Так от чего вам пришлось отказаться? От роскоши отделки?

– Пришлось убрать размах, но это точно не про золото и мрамор. В наш театр мы вместили три сцены и просторное фойе. Основная сцена рассчитана на 200 мест, а значит, зрителям будет проще попасть на спектакли театра «Грань». Да, первоначально мы хотели делать зал до 400 мест, но теперь нам не придется переживать, что мы потеряем камерность и индивидуальность. В театре-студии все же очень важен живой контакт зрителя с актерами.

«Историческая сцена» будет полностью повторять наш нынешний зал, но иметь большую высоту, сейчас сцене катастрофически не хватает вертикального пространства. Третья, экспериментальная сцена будет самой удивительной в плане технического оснащения.

Чтобы люди понимали, что они делают, я даже прорабов, начальников участков сводил на спектакли Дениса Сергеевича. Чтобы они осознали, что у него свои секреты, особенности и зачем ему нужно все это технологическое оснащение.

Главное, что решит новое здание, – это даже не увеличение числа зрительских мест, но возможность для труппы нормально работать. Сейчас спектакли идут в единственном маленьком зале с одним выходом. Долгое время режиссеру приходилось предупреждать зрителей, что выйти до конца спектакля не получится, ведь единственная дверь используется актерами в мизансценах.

Театр не может менять спектакли от вечера к вечеру из-за элементарной невозможности собрать-разобрать в короткий срок декорации. Больше того, единственный зал используется и для репетиций. Пока режиссер готовит премьеру, театр не дает спектаклей – просто негде.

После сдачи нового здания у труппы будет отдельный репетиционный зал. Экспериментальная сцена даст возможность любой трансформации зала и игры в разных направлениях. Сцену можно будет расположить в произвольном пространстве. По бокам от зрителей, в центре, либо наоборот – поместить зрителей в центр. Словом, полная свобода для творческой реализации. Во всех трех залах перемещать можно будет не только зрительские места, но и свет, и звуковое оборудование.

– А что санкции? Не затронули вас?

– Есть проблемы, но все решаемые. Самая серьезная – это технологии, очень много импортного оборудования мы закладывали в проект. Но пока пути поставки еще есть, а если что-то будет не получаться – мы нашли альтернативу. Коробка здания будет готова к началу апреля, и начнется самое интересное – техническое оснащение и убранство помещений. Первоначально мы хотели придать зданию форму логотипа театра – треугольника. Потом отошли от этой идеи и, уменьшив объем здания, габариты сцены, складские помещения, решили сделать акцент на внутреннем содержании и концепте.

Во внутренней отделке мы не используем ничего дорогого, но, конечно, убранство будет иметь эффектный вид. Театр – не административное здание, он должен быть особенным, авторским.

Мы обсуждали с Денисом Сергеевичем наличие каждого окна! Дело в том, что технические особенности и пожарные предписания не позволяют обойтись без окон вообще, хотя Денис требовал полностью убрать естественный свет из театрального пространства. Мы нашли компромисс и оставили часть прозрачных фасадов и даже витражи в фойе. Сам фасад планировали облицевать натуральным клинкером – это керамика из Германии графитового цвета, которая красиво переливается на солнце. Секрет – в наличии в составе сланцевых пород, которые и дают легкий блеск. С поставкой клинкера есть сложности. Если не раздобудем – попробуем доставить хотя бы глину и сделать отделочный материал где-то в России.

Будущее фойе будет прозрачным, видимым и манящим издалека. Внутренняя и внешняя среда будут проникать друг в друга. В этом фойе могут выставки, читки, творческие встречи и многое другое. Люди, идущие в театр, смогут видеть тех, кто уже внутри, и настраиваться на праздник заранее. Этот прием я подглядел в новом здании Мариинки.

Перед театром мы планируем разместить водоемы. Но это не в классическом виде фонтан со струями, чем-то они будут напоминать оформление «Дубай-Марины». Предполагается построить квадратные чаши со спокойной водой, в глади которой будут отражаться такие же прямые линии здания. Дополнительный эффект создаст встроенная подсветка. Но самое главное – между ними будет размещен арт-объект, знак «Нулевой километр».

«Нулевой километр» – начальная точка отсчета дорожных расстояний.

Такие знаки, нашедшие воплощение в самых различных формах, имеются во многих городах всего мира. «Нулевой километр» в Новокуйбышевске будет символизировать точку отсчета нового времени для театров малых городов России. Ведь именно в Новокуйбышевске, первом из малых городов России, впервые за 30 лет строится театр по авторскому, индивидуальному проекту!

За ходом строительства театра в Новокуйбышевске сейчас пристально следит вся театральная общественность страны, и новый театр должен стать примером для других городов, местом проведения всероссийских театральных фестивалей и крупных проектов. Знак «Нулевой километр» будет расположен между двумя квадратными фонтанами. Каждый из них символизирует театральную сцену Black Box.

От диска «Нулевого километра» будут расходиться лучи, направленные по сторонам света. Между лучами – наименования малых городов России, в которых имеются свои театры, с указанием расстояния до них. Сверху архитектурная композиция будет напоминать песочные часы, символ текучести времени, и одновременно – знак бесконечности.

 Уже в 2024-м планируется полностью сдать театральное здание, все три сцены заработают одновременно. Но уже в 2023-м произойдет другое важнейшее событие: театр начнет существовать де-юре. «Грань» станет пятым в регионе государственным театром областного подчинения. Это решение было принято еще в 2021 году на встрече с Дмитрием Азаровым. Губернатор приезжал в театр, чтобы поздравить коллектив с юбилеем.

Это удивительно, но прославленный и титулованный театр по документам пока не существует – формально это студия при Дворце культуры Новокуйбышевска. Худрук театра Денис Бокурадзе уверен, что и переезд, и юридическое преобразование не изменят полюбившуюся многим концепцию, но расширят ее.

– Я с нетерпением жду, когда у сцены появится высота, чтобы использовать вертикальное пространство. Сейчас у нас нет вертикали совсем, из-за этого возникают определенные сложности с мизансценами: если встать на высоту двух табуреток, актер уже утыкается головой в фонари. А в полноценном театре должен быть второй этаж, возможность использовать лестницы и движение сверху вниз.

В новом здании высоты будет достаточно, так что, если по режиссерской задумке будет нужно, актеры могут и «полететь».

– Увеличив число мест, мы не потеряем стилистику, камерность и душевное общение со зрителем останутся. При этом различные по объему и по техническому оснащению сценические пространства – это дополнительные возможности для художественного решения новых постановок. А для сохранения текущего репертуара предусмотрена «Историческая сцена». Спектакли, поставленные в последние 10 лет, мы планируем безо всякого ущерба перенести в это пространство. Так что попробуем открыть новую «грань» в нашей работе.

Благодаря нашему тандему с Вячеславом я могу совершенно не переживать за ход строительства, я подключусь, когда в пустое здание нужно будет вдохнуть творческое начало. Такое наше единодушие с директором вместо частого в других театрах перетягивания одеяла на себя – редчайший случай. Нам повезло вместе создавать один театр!

– Когда небольшие коллективы, разбросанные по небольшим провинциальным городкам страны, увидят новый театр, они будут вдохновляться примером. Действительно, далеко не все лучшее сконцентрировано в Москве. Все зависит от того, кто стоит за проектом, насколько сильно он верит в идею, насколько способен увлекать и вести за собой.

– Ну и нужно, чтобы звезды сложились, – говорит Денис Бокурадзе. – Нам повезло. Теперь важно идти дальше, использовать этот путь для развития и верить, что дальше будет лучше.

Автор Елена Шишкина
Автор фото Иван Макеев

Свежая газета. Культура. | № 2 (247) | февраль 2023

0 comments on “И новый дом, и сад с фонтаном

Comments are closed.