Новости

Художник Татьяна Рассказова: «Хочу, чтобы зритель сам увидел за неподвижностью куклы ее душу»

Газета «Наше время» 

ГОВОРЯТ, что встречи на земле не случайны. Хочется верить, что люди близкие посланы нам если не Богом, то кем-то, кто выше нас. Тем более люди искусства, они как будто отыс­кивают друг друга в толпе. И что стоит чья-то рекомендация, если этого родства нет. Имя Татьяны Рассказовой режиссер театра “Грань” Эльвира Дульщикова услышала впервые от художника А. Кулаковского, который мно­го лет работал с театром. Тогда состоялась встреча, но не состо­ялась работа. А еще через какое-то время в театре появилась уди­вительная кукла – Алиса.

…Строился камерный театр, только что отыграли спектакль памяти Высоцкого “Быть или не быть…”, в котором звучали фраг­менты из “Алисы в стране чудес”. Не хотелось расставаться со спектаклем. Теперь в актерской висит всегда подсвеченный плакат Вы­соцкого, а в кабинете – кукла Алиса. И каждый, кто входит в кабинет, неизменно поднимает взгляд на нее. Странно: не хочет­ся отрываться, начинаешь искать в ее бездонных глазах свое отра­жение. А потом замечаешь, что она двигается в своем полете, парит. Летит к тебе? Живая?..

Так, с Алисой, вошла Таня в театр. И вот первый спектакль, полностью оформленный Т. Рас­сказовой, – “Красная шапочка”. Главное в сценографии Т. Рас­сказовой – живопись. Она при­сутствует и в росписи гобелена, и в очень реальных костюмах. Оформление спектакля как бы изнутри пронизано поэзией. Я смотрела спектакль как зритель и помню ощущение радости и праз­дника…

В этом году – новая работа Татьяны в театре “Грань” – “Зо­лушка”. Спектакль сложный, со­единяющий философию В. На­бокова и простоту вечной сказки, хореографию и пение, “живую” игру актеров и кукол.

Татьяна – профессиональный художник театра кукол. И, естес­твенно, ее спектакли не могли обойтись без кукол. В “Красной шапочке” это был маленький вертеп, в котором разыгрывалось Ро­ждество Христово, и дети, зами­рая, следили за Марией, Иоси­фом, волхвами и осликом. Те­перь это большие куклы – персо­нажи сказки Принц, Золушка, Мачеха и ее дочери.

     Из разговора с Т. Рассказовой:

– Как рождается кукла? Поче­му в этом спектакле куклы такие?

– Как? Не знаю. Почему та­кие? Мне хотелось, чтобы куклы, и их костюмы соответствовали оформлению всего спектакля и той эпохе, которая навеяла это оформление. Я не очень люблю гротесковые, характерные куклы, хотя в них, может быть, и легче самовыразиться. Мне хочется, чтобы зритель сам попытался увидеть за малой пластикой, почти статикой, неподвижностью кук­лы ее “душу”.

И в самом деле, в этих нежи­вых куклах есть душа и внутрен­няя глубина. Таня сама “одевала” их, расписывала костюмы и вдох­нула в них жизнь этим послед­ним штрихом. Может, поэтому в спектакле актеры вместе с кукла­ми выходят из-за ширмы и рабо­тают сцену на глазах у зрителя, сливаясь в один персонаж.

  – Что для вас главное в работе с Эльвирой Анатольевной?

– Дульщикова – очень боль­шая индивидуальность. Но при этом она не подавляет, а дает возможность творить. С этим я встретилась впервые в вашем те­атре. Мне это близко, потому что я по натуре индивидуалист.

– Что такое для вас выставки-презентации эскизов к будущему спектаклю, которые устраивал театр перед началом работы?

– Такого отношения к худож­нику я не встречала никогда и нигде. Просто здорово, что вмес­то унизительного худсовета, где чужие люди впервые видят твои работы и их судят, вы уже два раза устраивали мне такой праздник.

– Чего больше всего жаль, когда кончается работа?

– Во-первых, она не закончи­лась. К будущему Рождеству нам предстоит воплотить в жизнь еще несколько эскизов костюмов для этого спектакля. А во-вторых, наверное, ничто не проходит про­сто так. Иногда случайно идет в руки материал на ту же тему, и думаешь: “Вот сейчас бы только начать эту работу”. А уже все сделано. Вот тогда немного жаль.

Я смотрю на Таню и думаю: как дети похожи на своих роди­телей, так куклы – на художника. За внешней сдержанностью, немногословностью, хрупкостью этой женщины скрывается сила, которая выразилась в спектакле в богатстве красок, радости жизни и любви – к человеку, актеру, театру.

Автор: Елена КОРЕНЬКОВА, актриса театра “Грань”

 

0 comments on “Художник Татьяна Рассказова: «Хочу, чтобы зритель сам увидел за неподвижностью куклы ее душу»

Comments are closed.