Газета «Наше время»
ГОВОРЯТ, что встречи на земле не случайны. Хочется верить, что люди близкие посланы нам если не Богом, то кем-то, кто выше нас. Тем более люди искусства, они как будто отыскивают друг друга в толпе. И что стоит чья-то рекомендация, если этого родства нет. Имя Татьяны Рассказовой режиссер театра “Грань” Эльвира Дульщикова услышала впервые от художника А. Кулаковского, который много лет работал с театром. Тогда состоялась встреча, но не состоялась работа. А еще через какое-то время в театре появилась удивительная кукла – Алиса.
…Строился камерный театр, только что отыграли спектакль памяти Высоцкого “Быть или не быть…”, в котором звучали фрагменты из “Алисы в стране чудес”. Не хотелось расставаться со спектаклем. Теперь в актерской висит всегда подсвеченный плакат Высоцкого, а в кабинете – кукла Алиса. И каждый, кто входит в кабинет, неизменно поднимает взгляд на нее. Странно: не хочется отрываться, начинаешь искать в ее бездонных глазах свое отражение. А потом замечаешь, что она двигается в своем полете, парит. Летит к тебе? Живая?..
Так, с Алисой, вошла Таня в театр. И вот первый спектакль, полностью оформленный Т. Рассказовой, – “Красная шапочка”. Главное в сценографии Т. Рассказовой – живопись. Она присутствует и в росписи гобелена, и в очень реальных костюмах. Оформление спектакля как бы изнутри пронизано поэзией. Я смотрела спектакль как зритель и помню ощущение радости и праздника…
В этом году – новая работа Татьяны в театре “Грань” – “Золушка”. Спектакль сложный, соединяющий философию В. Набокова и простоту вечной сказки, хореографию и пение, “живую” игру актеров и кукол.
Татьяна – профессиональный художник театра кукол. И, естественно, ее спектакли не могли обойтись без кукол. В “Красной шапочке” это был маленький вертеп, в котором разыгрывалось Рождество Христово, и дети, замирая, следили за Марией, Иосифом, волхвами и осликом. Теперь это большие куклы – персонажи сказки Принц, Золушка, Мачеха и ее дочери.
Из разговора с Т. Рассказовой:
– Как рождается кукла? Почему в этом спектакле куклы такие?
– Как? Не знаю. Почему такие? Мне хотелось, чтобы куклы, и их костюмы соответствовали оформлению всего спектакля и той эпохе, которая навеяла это оформление. Я не очень люблю гротесковые, характерные куклы, хотя в них, может быть, и легче самовыразиться. Мне хочется, чтобы зритель сам попытался увидеть за малой пластикой, почти статикой, неподвижностью куклы ее “душу”.
И в самом деле, в этих неживых куклах есть душа и внутренняя глубина. Таня сама “одевала” их, расписывала костюмы и вдохнула в них жизнь этим последним штрихом. Может, поэтому в спектакле актеры вместе с куклами выходят из-за ширмы и работают сцену на глазах у зрителя, сливаясь в один персонаж.
– Что для вас главное в работе с Эльвирой Анатольевной?
– Дульщикова – очень большая индивидуальность. Но при этом она не подавляет, а дает возможность творить. С этим я встретилась впервые в вашем театре. Мне это близко, потому что я по натуре индивидуалист.
– Что такое для вас выставки-презентации эскизов к будущему спектаклю, которые устраивал театр перед началом работы?
– Такого отношения к художнику я не встречала никогда и нигде. Просто здорово, что вместо унизительного худсовета, где чужие люди впервые видят твои работы и их судят, вы уже два раза устраивали мне такой праздник.
– Чего больше всего жаль, когда кончается работа?
– Во-первых, она не закончилась. К будущему Рождеству нам предстоит воплотить в жизнь еще несколько эскизов костюмов для этого спектакля. А во-вторых, наверное, ничто не проходит просто так. Иногда случайно идет в руки материал на ту же тему, и думаешь: “Вот сейчас бы только начать эту работу”. А уже все сделано. Вот тогда немного жаль.
Я смотрю на Таню и думаю: как дети похожи на своих родителей, так куклы – на художника. За внешней сдержанностью, немногословностью, хрупкостью этой женщины скрывается сила, которая выразилась в спектакле в богатстве красок, радости жизни и любви – к человеку, актеру, театру.
Автор: Елена КОРЕНЬКОВА, актриса театра “Грань”
0 comments on “Художник Татьяна Рассказова: «Хочу, чтобы зритель сам увидел за неподвижностью куклы ее душу»”