Газета “Наше время” (г. Новокуйбышевск)
Каждая премьера в театре-студии «Грань» — это событие в культурной жизни города и области. Предвкушая каждую премьеру, зритель, даже прекрасно знакомый с творческим почерком режиссёра и актёров театра, и в этот раз будет поражён.
Сегодня разговор о новом спектакле театра-студии «Грань». «В сапоге у бабки играл фокстрот» (16+) — постановка по пьесе современного финского драматурга Сиркку Пелтола. Премьера состоялась накануне Нового года. Журналисты получили уникальную возможность задать вопросы актёрам, режиссёру Денису Бокурадзе и заслуженному художнику России Виктору Никоненко, который работал над постановкой спектакля как сценограф.
В новой постановке приняли участие новички актёры: Руслан Бузин, пришедший в новокуйбышевский театр из самарского театра «Камерная сцена», и Каюм Мухтаров, выпускник Казанского театрального училища, для которого этот выход на сцену стал дебютным.
Современная история отцов и детей в интерпретации финского автора вызвала желание поспорить, а ещё бежать поскорее к родителям подростков и срочно организовывать их в культпоход на новый спектакль театра-студии. Необычные костюмы, придуманные художником из Москвы Иларией Никоненко, прекрасно дополняли талантливую «режиссуру» света, в исполнении художника по свету из Санкт-Петербурга Евгения Ганзбурга. Хореография Анастасии Шабровой под музыку, написанную Арсением Плаксиным, тонко и ненавязчиво вводят зрителя в атмосферу спектакля, помогают персонажам раскрыться и проявить свою суть.
Зрителя приглашают погрузиться в жизнь обычной семьи, состоящей из её главы Вейни (Сергей Поздняков), мамы Моники (Юлии Бокурадзе) и их детей — восьмилетнего Тармо (Арсений Шакиров) и 15-летней Яниты (Екатерина Кажаева). Вполне благопристойное семейство, проживающее в собственном доме, расположившемся в лесной зоне. Казалось бы, обычная бытовая пьеса, не предвещающая никаких особых трагедий и потрясений. Ну да, отец временно лишился работы. Но зато он имеет возможность заниматься домом, вести хозяйство, ходить за покупками. Да и дети вроде бы под присмотром. Мама работает в торговом киоске. Взрослые спокойно общаются друг с другом, не повышая голоса, не конфликтуя. Мы узнаём из их разговора, что где-то не так далеко живёт бабка, мама Вейни, у которой буквально на днях юбилей, 80 лет. И надо бы как-то собраться с родными, приехать к ней и поздравить. Но как покинуть спокойный и отлаженный мирок семейного благополучия, в который, как мухи в варенье, плотно погрузились муж и жена. Отгородившись от всего мира и даже от собственных детей какой-то прозрачной, но непробиваемой стеной. Уверив себя, что у отпрысков всё хорошо. А то, что целый год в комнате их дочери Яниты живёт вполне легально её парень Йони (Арсений Плаксин), который намного старше школьницы, да к тому же торгует наркотиками, они словно не замечают.
Как и то, что их сын Тармо из-за проблем с одноклассниками, которые его дразнят, «ушёл» в себя. Он пропускает школу больше двух недель, хотя исправно по утрам отправляется с рюкзачком якобы на занятия. Но проводит это время не за партой, а в каком-то самодельном укрытии в лесу. Где «общается» с вымышленными персонажами — футболистами, «проживающими» на другой стороне реки. И с бабушкой. Мальчик мысленно о чём-то спрашивает её, что-то рассказывает. Видимо, пытаясь найти выход из своих проблем, надеясь на помощь родного человека, который, судя по всему, когда-то проявил к мальчишке настоящее внимание. О том, что невидимому персонажу пьесы — бабушке — дороги её родственники, говорит наличие сотен пар вязаных носков, которые развешены над сценой и лежат в огромном количестве свое-образным ковром на полу недостроенного дома. Но про день рождения в этой семье все успешно забывают. Как и про предупреждение учителя (Руслан Бузин) и полицейского (Каюм Мухтаров), которые пытаются раскрыть глаза Вейни и Моники на то, что не всё так благополучно в их семье, в жизни их детей. И трудно сказать от кого веет большим холодом, от кукол, изготовленных по облику и подобию Вейни, Моники, Тармо и Яниты, или от живых людей. Даже сообщение о внезапной смерти бабушки в больнице, так и не дождавшейся свою родню в гости, не выбивает героев постановки из колеи.
Денис Бокурадзе пояснил журналистам свой выбор этой пьесы желанием вновь обратиться к вечной проблеме отцов и детей. Художественные средства, которые использует режиссёр в этом спектакле, уникальны. Приём, когда внезапно на смену актёрам приходят их двойники-куклы, потрясает. Куклы специально были изготовлены механическим способом из пластика на 3Д-принтере. Зрителю хочется вмешаться в происходящее на сцене, разбудить родителей, пока не поздно призвать их обратить внимание на детей.
Автор: Галина Ильдюганова
Источник: https://vk.com/@nwremia-finskii-uklad-na-russkii-vzglyad
0 comments on “Финский уклад на русский взгляд”