Новости

Дышите, люди, дышите!

Жанна Матевосян приехала в наш город из Москвы в рамках проекта Союза театральных деятелей «Специалисты для театров. Сценическая речь-2024», чтобы провести мастер-классы для актёров драматического театра «Грань», педагогов и студентов целевого актёрского курса СГИК.

Такую прекрасную возможность (а это на самом деле очень важно для «говорящих» актёров, ещё раз поработать со своим речевым аппаратом) театр «Грань» получил благодаря своей победе в конкурсном отборе проекта. Журналисты «НВ» пообщались с педагогом по сценической речи.

И заглянули в репетиционный зал ДК, где проходил очередной мастер-класс московского преподавателя. Студенты СГИК и актёры театра с восторгом выполняли гимнастические упражнения и при этом произносили (и пропевали) разные звуки и ноты. Голоса звучали… А вы, попробуйте в движении членораздельно что-нибудь говорить или петь. Без подготовки, максимум, что у вас получится, это нечто невразумительное, усугублённое одышкой. А у ребят голоса звучали… Понятно, что такой навык необходим актёрам, которые сначала бегают туда-сюда по сцене (мы утрируем, конечно), а потом резко должны остановиться и начать произносить слова своей роли, и, чтобы зрителям всё было слышно и понятно. Как это возможно? Можно ли этому научиться? Да и нужны ли нам, обычным людям, все эти навыки, об этом мы и спросили Жанну Матевосян в коротеньком перерыве между занятиями.

— Жанна, расскажите немного о себе. Очень интересно, зачем актёрам, которые уже окончили образовательные учреждения, такие мастер-классы?

— Меня зовут Жанна Матевосян, я педагог по сценической речи в школе речи №1 Елены Ласкавой и высшей школы искусств имени Дадамяна. По образованию я — режиссёр, педагог по актёрскому мастерству, в прошлом — клоун. Основное — режиссёрское — образование я получила в Омске. А затем уже в Щукинском театральном институте переквалифицировалась на педагога по сценической речи. Я работаю по авторской методике Елены Ласкавой. Это органическая методика, которая создавалась по многочисленным консультациям с врачами — кардиологами, пульмонологами, эндокринологами. Всё направлено на то, чтобы заставить работать голос и ничего при этом не травмировать. Что касается вашего вопроса: зачем это нужно актёрам, отвечу так. Врачи тоже учатся в вузах, а потом постоянно проходят переподготовку. Так и у актёров. Есть в разных спектаклях разные требования к звучанию голоса, по дыханию. В студенческие годы ребята порой учатся, но не очень понимают, что они делают. А потом начинаем сожалеть, работая на сценической площадке, что там у них пробел, и вот на это надо было обратить внимание во время учёбы. Для восполнения пробелов, во-первых, и проводятся такие мастер-классы. А во-вторых, это очередной тренинг, очередная взбучка. Чтобы было понятно, я привожу всегда в пример музыкантов, которые перед концертом настраивают свой инструмент. Вот и для актёра инструментом является его тело. На мастер-классе мы даём дополнительный стимул актёрам разбудить, взбудоражить своё тело. В том числе, и в партнёрстве. Чаще всего актёр ограничивается дыхательными практиками и скороговорками для дикции. А работать с голосом, направлением звука, динамическим диапазоном некогда. Мы проводим такие тренинги, напоминаем, что в появлении красивого звука участвует всё тело человека. Выполняем упражнения не только самостоятельные, но в том числе с партнёрами. Работать над своим голосом надо не только актёрам, но и представителям других профессий, даже домохозяйкам. К слову, у нас в группах могут быть учителя, судьи, актёры.

— Зачем в обычной жизни обычным людям, домохозяйкам, такие тренинги?

— Да они просто необходимы! Елена Валентиновна Ласкавая состоит в команде активистов, которые продвигают идею введения культуры речи в школах. Чтобы с младых ногтей ребята владели и логикой речи, учились управлять голосом. Хороший голос и умение его подавать играет нам на руку. Если у человека не раззвучено тело, и он звучит в верхнем резонаторе, то ему трудно будет добиться успеха, заключить контракты, обзавестись партнёрами. Даже пусть это замечательный человек с прекрасным проектом, но его просто могут не услышать. Мозг партнёра на подсознательном уровне просто откажется воспринимать информацию. Это частая проблема «завышенных» голосов. В случае с юной девушкой такой голос не отталкивает. Но когда она становится старше, а голос остаётся таким же высоким и писклявым, эта дама на подсознательном уровне не воспринимается всерьёз. Просто наш мозг не может правильно связать картинку перед глазами со звучащим голосом. Мозг воспринимает это несоответствие как обман. Голос, как и жесты, всё это работает в том числе на имидж человека. Очень приятно, что многие люди в наше время это уже прекрасно понимают. Потребность в подобных занятиях огромная. Поэтому не только актёры, но и первые лица государства, политики, имён мы не будем называть, обращаются к нам за помощью.

 

— Жанна, в таком случае, интересно ваше мнение о наших ребятах, студентах и актёрах театра «Грань». Как у них обстоит дело, на ваш экспертный взгляд, с голосами?

— О театре «Грань» мы наслышаны. Раньше я не была знакома с актёрами. Елена Валентиновна пересекалась с театром на фестивалях. Даже мои ученики, узнав, что я еду в Самарскую область, советовали обязательно побывать в театре «Грань». А я как раз и ехала в этот театр. Из-за репетиций скорой премьеры спектакля не удалось в полной мере поработать с актёрами, но они по мере возможности посещали занятия. Студенты были на всех тренингах. Хочется отметить дисциплинированность актёров. Они хорошо включаются и работают, буквально на лету схватывают поставленные задачи. Мне посчастливилось побывать на первом прогоне спектакля, хоть и был он черновой. Но произвёл на меня впечатление.

— Нашему городу повезло, что у нас есть такой уникальный театр и такой талантливый режиссёр. Просто интересно было услышать мнение специалиста, режиссёра, в чём секрет нашего театра, такой его востребованности и популярности?

— Я думаю, что помимо талантливых режиссёра и актёров, в театре «Грань» есть свобода, включение, открытость ко всему новому, не зашоренность. Часто режиссёры, зная, как надо, начинают сами себя ограничивать. А в театре «Грань» я увидела открытый взгляд на всё, как у детей, которые верят безгранично во всё, разрешают себе ничем не ограничиваться.

— Жанна, ваши мастер-классы выстроены по определённому плану, сценарию?

— Конечно. Есть базовые упражнения, которые повторяются изо дня в день. Моя задача заключается не в том, чтобы приехать, удивить и уехать. Я должна оставить инструмент, чтобы у ребят было всё необходимое, чем бы они, при желании, конечно, могли бы пользоваться. Базовые упражнения проводятся постоянно для того, чтобы выработать навыки. То есть, чтобы при повторении у ребят появился «костяк», привычка. А остальное идёт по нарастающей. В первый день мы занимались просто техникой, во второй ребята выходили в движении, в третий день у нас было парное взаимодействие. А на четвёртый день — уже было групповое взаимодействие. То есть, мы шли от простого к сложному. И во многом в проведении мастер-классов я исходила от ребят. Я смотрела, на что надо обратить внимание, что им сейчас поможет, что нужно мне для этого делать. Режиссёрское образование даёт подсказки. Вижу, что от этого ребята устали, значит, надо их чем-то взбудоражить другим. Я понимаю, что у актёров и студентов уже есть свои отработанные ключи, которые помогают им. Они знакомы с методикой Ласкавой, используют её.

— Жанна, можете жителям города, которые захотят заняться своим голосом, культурой речи, что-то посоветовать? С чего им начать?

— Я советую начинать с самого простого — с дыхания. Дыхание — это опора голоса, его основа. Мы говорим — это мы выдыхаем. И без дыхания нет ни жизни, ни голоса. Человек без воды может прожить три дня, без еды — семь, а без дыхания жить невозможно. Примите такой совет от меня: введите в свою жизнь дыхательные практики. И вы увидите, что поменяется не только ваш голос, но и ваша жизнь. Кровь насыщается кислородом, кровообращение улучшается, и мозг начинает работать лучше. Мы шутим между собой: если посмотреть на педагогов, преподающих культуру речи, трудно сказать, сколько им лет. От 50 до 150. Дыхательная гимнастика буквально творит чудеса. В том числе, и с их внешностью. Люди, занимайтесь своим дыханием! Дыхание и ещё раз дыхание, мой совет всем!

Автор: Галина Ильдюганова

Фото: Алексей Кравченко

Источник: Газета “Наше время”

0 comments on “Дышите, люди, дышите!

Comments are closed.