Новости

Большой секрет для маленькой компании

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)

Театру-студии «Грань» исполнилось 50 лет.

Маленькая комнатка. Темно-зеленые стены, мореного дуба балки, грубые скамьи и камин, словно из каморки папы Карло. Это «кухня» театра «Грань» – режиссерская, где обсуждаются новые постановки, где проходят читки, а в перерывах между репетициями пьют чай. Под потолком парит кэрролловская Алиса – кукла художницы Татьяны Рассказовой. Алиса с изумлением смотрит на актеров, клетчатое платье вздымается от быстрого падения…

Комната наполнена работами любимых художников: бронзовая фигурка драматурга Володина, ее автор Резо Габриадзе, бумажные «Пьеро» Александра Хохлова, тут же на полках – ангелы Алисы Якиманской, за гвоздик зацепилась репродукция Брейгеля…

А еще фисгармония – домашний орган, который когда-то приобрела для театра его основатель Эльвира Дульщикова (1936–2011). Сама Эльвира Анатольевна, кажется, по-прежнему здесь, в своей режиссерской. В костюме Пьеро она наблюдает за происходящим с фотопортрета…

12 ноября – день рождения Эльвиры Дульщиковой и день рождения театра-студии «Грань». В этом году у театра юбилей – 50 лет. Полвека. Хотя многих это может удивить. Многие, в том числе и я, открыли «Грань» не так давно, в 2012 году, со спектакля «Фрекен Жюли» в постановке Дениса Бокурадзе. Но это новая история, уже профессионального коллектива; история, связанная с получением «Золотых Масок» и других премий, с очередями в билетную кассу и сотнями писем актеров, желающих быть принятыми в труппу камерного театра. А в 2012-м актеры еще упрашивали друзей и знакомых прийти, посмотреть «Фрекен Жюли». Буквально выходили на улицу и предлагали прохожим зайти в театр, бесплатно. Просто чтобы не играть в пустом зале.

Это было время, когда народного театра Эльвиры Дульщиковой уже не стало, а о театре Дениса Бокурадзе еще никто не знал. Его театр только начинался. И, кстати, на первых порах новокуйбышевцы относились к спектаклям Бокурадзе с недоверием. В то время как самарцы восхищались новым театральным языком, жители Н-ска в недоумении пожимали плечами, они считывали влияние, манеру основателя – Эльвиры Дульщиковой.

А Денис Бокурадзе именно этого и хотел – сохранить эстетику камерного театра, театра не бытового, поэтического.

Нелюбимый город

Сейчас, когда шаг за шагом начали восстанавливать историю театра, а первые студийцы публикуют свои воспоминания, факты очевидцев порой разнятся. Но совершенно точно, что в 1970 году Эльвира Дульщикова приехала с мужем в молодой город Новокуйбышевск. Пришла в городской ДК и взяла драмкружок (названия «Грань» еще не было и в помине), став тринадцатым по счету художественным руководителем.

Город ей ужасно не понравился: эти улицы с еще не оперившимися молодыми деревцами, силуэты промышленных зданий, дымящиеся трубы завода, мрачные холодные «сталинки». В течение года, а то и больше, не разбирала чемоданы – мечтала уехать прочь. Но втянулась в работу и осталась.

Репетиционный процесс Дульщикова любила больше, чем премьеры и спектакли. Над каждой постановкой работала долго и подробно, оттачивала до совершенства. Огромное внимание уделяла деталям, не терпела небрежности и с самого начала стремилась к соавторству с талантливыми, неординарными людьми. Как магнит притягивала к себе профессионалов высокого уровня.

Сейчас это кажется удивительным, но с любительским театром сотрудничали главный художник Куйбышевского театра оперы и балета Михаил Мурзин, главный художник областного театра кукол Татьяна Рассказова, главный художник Куйбышевского театра драмы Илья Мендкович, художник Московского театра имени Ленинского комсомола Алена Сидорина. С народным театром сотрудничал Владимир Боер, в то время – главный художник Театра Романа Виктюка, сегодня – художник-постановщик Московского драматического театра имени Пушкина, театральные художники Андрей и Татьяна Кулаковские (Германия), Юрата Рачинскайте (Литва) и многие другие.

Для спектаклей специально писали музыку композиторы Екатерина Комалькова (Москва), Александр Бердюгин (Санкт-Петербург), Василий Тонковидов (Самара), над сценической пластикой работали балетмейстеры и солисты Самарского театра оперы и балета…

«Грань» – так называется театр

Эльвира Анатольевна возглавляла театр сорок лет. За это время было поставлено около 60 спектаклей для детской и взрослой публики.

Первым стал спектакль по пьесе Михаила Светлова «Двадцать лет спустя» – дипломная работа Дульщиковой в Московском институте культуры. Затем были «Дипломат» Алешина, «Девочка и апрель» Тамары Ян, «Иркутская история» Арбузова, «Золотой ключик», «Кошкин дом», «Дядя Степа»…

Первые спектакли создавались на большой сцене Дворца культуры. Репетировали где придется: в фойе, в хореографических классах, неприспособленных комнатах.

«Сцену давали редко, – вспоминает Надежда Парахина, кандидат технических наук и актриса театра с 1970 по 1984, – только для генеральных репетиций, да и то ночью. Мы сами строили декорации из подручного материала: каких-то ящиков, лесенок, из всякого хлама, найденного за сценой. Главным помощником стал машинист сцены Михаил Иванович Красотин, который таскал этот хлам, приговаривая: «Я драм люблю….» И крепко-накрепко закреплял станки, чтобы мы не упали, бегая и прыгая по ним с азартом и бесстрашием молодости».

А в камерном зале, с которым сегодня ассоциируется театр-студия «Грань», располагался хореографический класс – балетные станки, зеркала от пола до потолка и огромные окна. Только в 80-м году Эльвира Анатольевна отвоевала помещение камерного театра. И первым спектаклем в новом пространстве стал «Маленький принц». Пришедших на премьеру зрителей ожидал темный неосвещенный зал, лишенный традиционных зрительских кресел. Вместо них – те самые, нарисованные Сент-Экзюпери, ящички: жилище для желаемого друга барашка. Первый луч софита – и зритель заворожен: пол зала засыпан песком – он в той самой пустыне, где встретились Летчик и Принц.

Именно тогда с обретением собственного зала и возникло название: театр-студия «Грань».

Интересно посмотреть на репертуар тех лет: «Карманный театр» Ж. Кокто, «Бумажный Пьеро» Р. Х. Хименеса, «Город» И. Бергмана, остросюжетные водевили «Саламанская пещера» М. Сервантеса, «Сильное чувство» Ильфа и Петрова, «Аз и Ферт» П. Федорова, волшебные детские сказки «Щелкунчик», «Дюймовочка» и решенная в традициях Венецианского Возрождения «Золушка».

С «Золушкой» в 1993 году театр гастролировал в Голландии, сыграв сказку на рождественский праздник в зале Русского православного прихода в Амстердаме.

Пьесы всё чаще писались самой Дульщиковой, иногда с помощью актеров театра: например, «Мой Пушкин», сценарно выстроенный по стихам и прозе Марины Цветаевой; «Чудесное яблоко», сочиненное по мотивам картин и сказкам костромского художника Ефима Честнякова.

Работая с актерами-любителями, Дульщиковой, конечно же, хотелось поставить спектакль с профессиональными артистами. И в 2005 году началась работа над спектаклем «Заноза» по пьесе Франсуазы Саган. Режиссером-постановщиком стал Михаил Карпушкин, Эльвира Анатольевна – художественным руководителем проекта. В главных ролях – прима самарской сцены Вера Ершова и молодые актеры СамАрта Алексей Меженный и Денис Бокурадзе. Но в апреле 2006-го Веры Александровны не стало, и уже на премьере в 2007 году роль Элизабет исполнила актриса тольяттинского театра «Колесо» Наталья Дроздова. Потом, спустя два года, Наталья Дроздова сыграла и в спектакле Дульщиковой «Карманный театр» по Ж. Кокто.

«ПоМост»

Еще одно детище Эльвиры Дульщиковой – всероссийский фестиваль «Помост: Провинциальные театры России». Самый первый «ПоМост» был поддержан Фондом Сороса. Неизвестно, как это удалось, но Дульщикова смогла убедить спонсоров, что промышленному молодому городу, в котором нет профессионального театра, просто необходим свой театральный фестиваль. И «ПоМост» состоялся.

В 2001 году в числе первых участников – омский театр кукол «Арлекин», Екатеринбургский театр кукол, театр «Провинциальные танцы» – один из лучших театров contemporary dance в России. А на следующий «ПоМост» приехал Балет Евгения Панфилова. При Дульщиковой на фестивале побывали омский «Пятый театр», Екатеринбургский ТЮЗ и другие известные коллективы. С 2003 года фестиваль поддерживают благотворительный фонд «Виктория», городская администрация, а теперь и областное правительство.

В 2013-м году со своим новым художественным руководителем Денисом Бокурадзе «ПоМост» прошел в шестой раз. Открывал его Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. О том, чтобы приехала Камбурова, всегда мечтала Эльвира Анатольевна. Ее преемник Денис Бокурадзе эту мечту осуществил.

Сегодня фестиваль живет и развивается. В 2019 году его участником впервые стал и зарубежный коллектив – испанский театр Grupo Puja.

Театральное братство

Для многих встреча с Эльвирой Дульщиковой стала судьбоносной и повлияла на выбор профессии. Вот только некоторые имена студийцев: радиоведущая и режиссер Елена Прокопенко, тележурналист Елена Стрелкова, театральный художник Александр Хохлов (он же – доктор Хох, известный по фестивалю «Пластилиновый дождь»), руководитель и режиссер Новокуйбышевского ТЮЗа «Время тайн» Андрей Юнин, исполнительный директор благотворительного фонда поддержки деятелей искусств «Артист» (Москва) Мария Белова, актриса Самарского театра драмы Наталья Прокопенко. У Дульщиковой начинали ушедший из жизни два года назад Дмитрий Софьин – директор «Театрально-концертного комплекса «Дворец культуры», один из организаторов «ПоМоста» и, по сути, директор театра-студии «Грань»; и, конечно, нынешний художественный руководитель Денис Бокурадзе.

Придя однажды в Городской дворец культуры, Эльвира Дульщикова не просто организовала театральную студию, она вырастила целое поколение людей, способных чувствовать и понимать театр – самый разный, порой сложный, новаторский, экспериментальный. И неудивительно, что в маленьком городе принимаются спектакли по Сартру, Стриндбергу, Шекспиру, Сервантесу.

А еще созданное ею театральное братство продолжает любить и поддерживать «Грань». Надя Антипина, Валера Заживихин, Юрий Вавилов… Их много, всех имен вот так не перечислить. Но первые, кто помог в начале пути Денису Бокурадзе, были они – студийцы-«граневцы». Актер Константин Волков в первый год взял на себя обязанности заведующего постановочной частью, Владимир Вайсблат дал денег, чтобы один из актеров смог выехать на фестиваль в другой город. Дочь Эльвиры Анатольевны, Надежда Лысова, по сей день является научным консультантом фестиваля «ПоМост» и автором статей для театра. Одним словом, они не оставляли и не оставляют театр «Грань», созданный в 1970 году в Новокуйбышевске Эльвирой Анатольевной Дульщиковой.

Автор: Татьяна Грузинцева

 

0 comments on “Большой секрет для маленькой компании

Comments are closed.