Новости

В Новокуйбышевске завершился всероссийский театральный фестиваль “ПоМост № 9”

Самарское областное вещательное агентство
В этом году форум снова посвятили театральным профессиям. “ПоМост” впервые прошел в коллаборации с “Золотой Маской”.

Пластика и грим

Несмотря на порядковый номер 9, фестиваль существует уже двадцать лет. В прошлый раз, в 2019 году, он сменил концепцию и теперь посвящен театральным профессиям и включает большой образовательный блок. На этот раз герои “ПоМоста” – гримеры и постижеры.

На фестивале прошли мастер-классы московских педагогов Елены Самариной (заведующая кафедрой “Искусство грима” Российского института театрального искусства), Светланы Малаховой (преподаватель дисциплины “Грим” в РАТИ) и заведующей гримерным отделением Московского театрально-художественного колледжа Евгении Остроумовой.

– В регионах огромная потребность в педагогах “технических” специальностей – по свету, по гриму, по звуку, постижерного искусства, – рассказала Светлана Малахова. – Как автор программы дополнительного образования по гриму, я все время думала: почему никто не зовет нас к себе? Только семинары в Москве или онлайн.

И вот наконец мне позвонили из Новокуйбышевска. Я так обрадовалась, что кто-то в регионе изыскивает возможность, а не говорит о том, какие сейчас трудные времена. Приехала сюда с огромным желанием передать максимум. Поверьте, даже два дня могут дать очень многое. Когда я вижу горящие глаза и огромное желание учиться, то понимаю, что результат будет.

Еще один блок мастер-классов появился благодаря “Золотой Маске”. Хореограф Иван Евстегнеев учил актеров актуальным техникам физического театра. Национальный театральный фестиваль привез в Новокуйбышевск спектакль, признанный в этом году лучшим в жанре театра кукол.

– Каждый год мы стараемся сделать в городе интересное событие, – прокомментировал коллаборацию художественный руководитель “ПоМоста” и театра-студии “Грань” Денис Бокурадзе. – Чтобы в каждом сезоне зрители видели или гастроли “Золотой Маски”, или наш фестиваль. В этом году впервые эти события объединились. Благодаря “Маске” мы привезли спектакль Тимура Бекмамбетова “Ходжа Насреддин”. Наверное, вы обратили внимание, что фестиваль немного изменил название.

Раньше был “ПоМост. Провинциальные театры России”.

Теперь вместо второй части мы ставим порядковый номер. Театр в регионах уже давно слился со столичным, культурное пространство единое.

  Не только для детей

Хотя мастер-классы были посвящены гриму (и в некоторых спектаклях он тоже был заметным), программа наверняка запомнится зрителям спектаклями театра кукол. Московский Театр наций, питерские БТК, КУКФО и “Открытое пространство” – такой концентрации лучших образцов жанра в регионе, кажется, не было никогда.

“Ходжа Насреддин” поставлен в Театре наций дебютантом в театре кукол Тимуром Бекмамбетовым – не только известным режиссером и продюсером, но и театральным художником по образованию. Его соавтором, а также художником-постановщиком и создателем кукол стала петербургский режиссер Анна Викторова – лауреат “Золотой Маски”, основатель театра КУКФО. Бекмамбетов вместе с автором пьесы Ильгизом Зайниевым сочинили меланхолическую философскую притчу от лица Ишака. Тот сопровождает Насреддина в бесконечной дороге (марионетки идут по движущейся ленте) и решает для себя вопрос, сумасшедший его хозяин или мудрец. В финале, конечно, окажется, что все пути неминуемо заканчиваются на кладбище. Но смысл не в том, чтобы прийти, а в том, чтобы идти.

Тонко сделанные подвижные марионетки (мастер по куклам – Виктор Антонов) и профессиональное управление ими дополняет аудиоряд с голосами звезд. Ироничного Ишака озвучивает Евгений Миронов, невозмутимого Ходжу – Константин Хабенский и т. д.

Продолжил ряд недетских постановок в жанре театра кукол КУКФО со спектаклем Анны Викторовой “Птифуры. Бабушки”, тоже награжденным “Золотой Маской”.

Правда, ограничение 12+ не мешает и зрителям помладше понимать истории из жизни бабушек и дедушек, поставленные по лимерикам. Обаятельные и беззащитные куклы как могут справляются со своим одиночеством: кто-то ездит на рынок, кто-то вырезает фигурки животных, кто-то учит танцам. Дополнительный объем придает спектаклю участие мамы актрисы Екатерины Ионас, автора идеи “Птифур”. Екатерина – драматическая актриса, но считает, что “если рядом с вами есть интересный режиссер, обязательно надо поработать с ним, даже в другом жанре”.

“Деревня канатоходцев” Яны Туминой, поставленная в театре “Открытое пространство”, представляет собой более синкретичный жанр. Здесь много пластики, горловое пение, игра в масках – и куклы, конечно – создают этнический колорит и почти эпический масштаб истории. Сюжет родился у режиссера из дагестанской легенды, но стал кросс-культурным. В абстрактной горной деревне невеста не может выйти замуж, если не пройдет по канату над пропастью. Для местных жителей это привычный ритуал, но должна рано или поздно родиться пара, которая нарушит этот варварский обычай. “Деревня канатоходцев” вышла невероятно атмосферной, из натуральных материалов и как будто подручных средств (художник Кира Камалидинова получила за свою работу “Золотую Маску”). Важно и то, что такие спектакли расширяют представление самарского зрителя о современном театре кукол.

Еще один пример тому – “Лев и птичка” Большого театра кукол. Режиссер Владислав Тутак взял за основу книжку канадской писательницы Марианны Дюбюк и поставил историю, в которой театр времен Шекспира встречается с балаганным, радость жизни – со смертью, переживший потерю лев – с жизнерадостной птичкой. Театр не боится разговаривать с самыми маленькими зрителями о том, что жизнь не состоит из одной сплошной радости, в ней случается и горе (лев в этой истории похоронил свою львицу), но время и друзья помогают пережить его.

  Голос зрителя

Судя по высказываниям маленьких зрителей, они вполне способны считать месседж “Льва и птички”. В этом году на “ПоМосте” впервые прошли открытые обсуждения (раньше в них участвовали только труппы). Театральные критики и культуролог (Надежда Лысова, Надежда Стоева и автор этого текста), публика и авторы спектаклей обменивались впечатлениями, рассказывали, как шла работа над постановкой и отвечали на вопросы из зала. Формат признали перспективным.

Конкурса при этом на “ПоМосте” так и нет, как минимум из-за разнообразия жанров в афише. Зритель увидел не только театр кукол. Привезли новый спектакль постоянные участники фестиваля в Новокуйбышевске – “Провинциальные танцы” из Екатеринбурга. Один из самых старых и титулованных коллективов современного танца в России показал балет “Девушка с фарфоровыми глазами” по новелле Гофмана “Песочный человек”. Впервые побывал в Новокуйбышевске Альметьевский драматический театр с документальной сказкой Антона Федорова “Королевство кривых”, номинированной в прошлом сезоне на “Золотую Маску”. Закрылся фестиваль ярким спектаклем “Lё Тартюф. Комедия” Театра на Таганке.

Следующий, юбилейный “ПоМост” запланирован на 2024 год. И он тоже наверняка будет не похож на прошлые фестивали.

Автор: Ксения Аитова

Источник: СОВА

0 comments on “В Новокуйбышевске завершился всероссийский театральный фестиваль “ПоМост № 9”

Comments are closed.